«Уники» в мире детей

Впервые о новой методике обучения детей в младших классах в Самаре заговорили ровно год назад. В 2015 году по инициативе родителей на базе одного из общеобразовательных учреждений открылся первый класс, работающий по «системе Жохова». Об особенностях класса «Уник», как его называют в нашем городе, рассказывает Геннадий Лукин, представитель новаторской методической системы.

Светлана Гребенникова

- В чем особенность «жоховской системы» обучения?

- Системе на самом деле уже больше 20 лет. Владимир Иванович Жохов является педагогом-новатором, пишет учебники для средней школы по математике и физике. Он вышел на понимание того, как правильно обучать детей в младших классах. Изучая материалы исследований нейрофизиологов о том, как развивается головной мозг у человека, он понял интересную вещь. Исследования показали, что с 3 до 6 лет дети гениальны, все, без исключения, более 90%. И что же дальше, подумал он, ребенка приводят в 1 класс, и к концу 1 класса гениальных детей остается всего 6-7%. Так появилась методика Жохова, которая очень отличается от общепринятой школьной: на уроках математики в его классах поют, делают гимнастику, упражнения для гибкости позвоночника, играют, ставят драматические сценки, учат иностранные языки… Жохов нашел путь наполнения растущего головного мозга в этот период. Заканчивая 1 класс, дети у него идут дальше не только не потеряв, но и приобретя многое. Не скатываются в те 93%. Более того, дети, которые имеют какие-то проблемы – гиперподвижность, явные психические нарушения, полученные в следствии родовой травмы, в течение года обучения догоняют своих сверстников. Класс за год выравнивается по знаниям. Пробовали даже брать детей из коррекционных классов, помещали их в жоховский, и они умнели. Все становились полностью успевающими детьми, которых никто в классе не назовет «дураками» или «дебилами», никто не скажет «ты тупой».

6969

- Наверное, к учителю в «Унике» есть какие-то свои, специфические требования? Как его выбирают?

- Главное требование - даже не профильное образование и опыт работы, хотя это желательно. И лучше, если есть образование «педагог младших классов». Но отсутствие его не критично. Главный критерий отбор – учитель должен любить детей. Это выявляется в личной беседе по скайпу с Жоховым. У него есть свой, наработанный тест, и через наводящие вопросы он легко это выясняет. В этом суть отбора, учитель, который не любит детей, как бы он ни скрывал это, он рано или поздно сорвется, расколется и сломает чью-то судьбу. В школе же часто ломают человека, просто, через колено, мы же это знаем, все проходили. Кроме того, хорошо, если у педагога есть организаторские навыки и, естественно, желание обучаться жоховской методике. Обучение учителей проходит в том числе среди года. У него нет заранее составленных планов и методичек, и программу обучения для учеников он присылает педагогу раз в неделю на дисках.

- Каждый ли ребенок может попасть в такой класс? Есть ли какие-то критерии отбора, вообще есть ли отбор?

- Сейчас в Самаре один класс уже учится по жоховской системе, экспериментальный, там пока все не так просто. Однако, как говорит сам Владимир Иванович, он не сторонник отбора детей. «Мусорных» детей нет. Но мы памятуем о том, что Самара – огромный город, где много желающих, причем совершенно разных детей. И родители, приводя своих детей в класс, заинтересованы в том, чтобы его ребенку было там комфортно. И поэтому наш родительский контингент еще не готов ко всему. Так что есть «штатный» психолог, который работает с родителями и детьми на этапе приемки в класс. Она организовывает психологическое собеседование, в ходе которого родители понимают, стоит ли отдавать ребенка в «Уник» или ребенку там будет сложно, не приживется, не сможет коммуницировать. Бывает, мамы приходят с настроем «хочу и все», но после консультирования понимают, что какие-то внутрисемейные вещи, взаимоотношения папы и мамы в семье, отношение к ребенку, в том числе ожидания от него, могут помешать нормальному его общению с другими учениками.

6970

- А что конкретно может их оттолкнуть?

- Неготовность ребенка. В том плане, что каждый родитель был заинтересован, чтобы в классе было спокойствие. Но не каждый ребенок спокоен. Важно поведение ребенка, активность, открытость… Есть дети гиперподвижные, особенно те, которым не хватает внимания в семье, они его добиваются любым способом. Когда ребенку в семье не хватает тепла и участия, он его ищет на стороне. И порой ищет странными способами. Поэтому столько у нас людей не успешных, агрессивных, неподготовленных к жизни… В этом есть и вина родителей. Вот многие же говорят: «Не общайся с этим Мишей или Катей! Они не хорошие дети! Ты с ними не дружи, и вообще никуда не ходи». И ребенок сидит дома, закрыт для всех, ходит с бабушкой за ручку гулять. А потом ему сложно общаться с другими детьми. Придя в класс, он будет жадничать, обижаться, драться, кусаться… Такой опыт уже был, и класс чуть не потеряли. В таком классе, как жоховский, это опасно, потому что здесь детям дается свобода, много свободы. Ими никто не манипулирует: «сиди тихо, слушай», не запугивает двойками за поведение и вызовом родителей, не запрещает молча встать и пойти в туалет, никому не объявляя об этом. Наоборот, здесь приветствуется свободное перемещение по кабинету. У ребенка есть место, но он может встать, подойти к учителю, к однокласснику, что-то спросить, рассмеяться, сказать свое мнение. Здесь урок идет по-другому!

- Как?

- Вот посмотрите в обычной школе на теорему синуса отводится 2 часа. Прошли 2 часа – успел ты, не успел, тебя никто не спрашивает. Вот тебе контрольное задание, написал – 2! И побежали дальше – теорема косинуса. В итоге большинство детей запутываются и ничего в этом не соображают. У Жохова идет освоение любой темы на протяжении месяцев и даже года. Возвращение и возвращение к пройденной теме. Не усвоил на первом круге, усвоишь на второй, на третьем… И никто за то, что он не усвоил, не назовет тебя «двоечником» и двойку не поставит.

6971

- И сколько лет так можно учиться, ходя по кругу?

- За первый год обучения все усваивается. Мне как психологу очень многое понятно. Лобные доли развиваются до 7 лет, и, если в этот момент знания не попали в мозг, все, ящичек закрылся. Здесь же методично знания складываются в «коробочку». Система выстроена так, что информация в голову ребенка закладывается и закладывается. В итоге первоклассник может считать до миллиона в уме, осуществлять любые действия с пятизначными числами. Родители в ступоре. Даже математики не понимают, как их ребенок считает. А Жохов объясняет, что ребенок становится двуполушарным. Не девочки с развитым правым полушарием, а мальчики – с левым, а полная гармония. Двуполушарное мышление развивается за счет того, что на уроках дети поют каждый день. Они знают сотни песен, сотни стихов. Прекрасно читают, причем читать их учат не по слогам. Чтение по слогам все убивает, надо читать по буквам, по звукам. После первого класса он может идти учиться в 5 класс обычной школы. Вот сейчас к концу года такой класс будет проверять Министерство образования на соответствие знаний первоклашек жоховских знаниям учеников, занимавшихся по традиционной системе образования.

- Такое влияние пения на развитие ребенка – это очень интересный факт…

- Ребенок, когда поет, затрагивает три аспекта. Музыка, мелодия – это развитие правого полушария, творческого начала, далее слова и ритм – которые влияют на развитие левого, логики. Поэтому они такие творческие и считают, как счетная машинка. Сейчас уже идет набор во второй такой класс – на 2016 год. Один класс будет на базе школы №92, также планируется создать еще в двух школах.

6972

- А есть ли особая система оценок в жоховских классах или она такая же, пятибальная?

- Системы оценок у Жохова нет. Есть похвалы, есть поощрения… Кстати в конце года им также выставляют оценки, чтобы не отличаться от традиционного образования, ведь «табель о рангах» никто не отменял, мы просто идем как проект развития образования. Как правило, все дети за редким исключением учатся на 5 и 4. И очень небольшое количество детей по каким-то дисциплинам могут иметь троечку. За первый год обучения нарабатывается хороший контакт педагога с детьми. Дети без ума от учительницы. Поэтому нет такой проблемы, что кому-то в конце года вывели 4, а не 5, и он обиделся и завидует товарищу. Здесь нет зависти, есть место только для дружбы и теплого отношения друг к другу.

- Как-то поддерживается это теплое отношение в коллективе?

- Конечно, это игры, всевозможные праздники. Они слагают сами стихи, устраивают показы, играют в спектаклях. Для творчества и общения здесь огромный потенциал. Дети развиваются духовно. По наблюдениям не только педагога, но и кого-то со стороны, по степени речевого воспроизведения ученики первого класса соответствуют речевому потенциалу ученика 7-8 класса. У них нет стеснения, нет зажимов, речь льется свободно, дети могут доказывать свою точку зрения и в чем-то убеждать собеседника, оперируя фактами.

- А как в плане физического развития?

- Там тоже все в порядке. Жоховские дети здоровее, на пару сантиметров выше других, среди них крайне мало очкариков и больных сколиозом. «Посадка отличника» искривляет позвоночник, а тут ребенку показывают другую посадку, во время которой он тянется, мышцы и суставы стимулируются, ребенок все время работает с позвоночником. В процессе учебы они занимаются гимнастикой, растяжкой на спинке стула, устраивают минутки пения, да и броуновское движение по классу способствует сохранению здоровья. Заставлять ребенка сидеть 40 минут – это против физиологии. Нельзя жертвовать здоровьем. В обычной же школе ребенку не объясняют, как правильно сидеть. Наоборот, когда говорят «не горбись», периодически тыркают ребенка, ни к чему не приводит, только к тому, что через пять минут он забывается и снова расползается по парте.

6973

- Если же говорить о знаниях, какие вы еще можете отметить плюсы класса «Уник»?

- Во-первых, ребенок осваивает весь материал, который ему дается. Это система, которая направлена на развитие ребенка, а не на подавление его порывов. Урок всегда проходит очень интенсивно, действие за действием, и все включены в процесс. Никто не устает, потому что обучение идет в игровой форме. Дети настолько увлечены учением, что даже не хотят уходить на каникулы. Для них это такая боль, со слезами на глазах ждут, когда снова можно идти в школу. Плюс ко всему родителям категорически запрещено вмешиваться в выполнение домашнего задания ребенком. Как бы он ни сделал, это его работа. Учеба занимает все время, 4-5 уроков в день. Однако не возбраняется посещать какие-то кружки. Кроме того, большой плюс – что у деток в процессе учебы формируется уважительное отношение к себе, потому что его воспринимают как личность, учитель говорит с ним на равных. У мальчиков формируется нежное отношение к девочкам и мужские качества, в девочках – женские, что вообще не учитывается в обычной школе.

- Вы говорили, что за год дети проходят программу за 4 класса. А что же им делать дальше?

- Да все просто. Дети осваивают за 4 года обучения по 2-3 языка. Со второго класса к ним добавляют уроки иностранных языков: английский, немецкий, испанский, итальянский… Остаются и те же уроки, как и в 1 классе: математика, русский язык, литература. Но прибавляется, например, астрономия, химия, биология и еще другие предметы, которые в настоящий курс школьной программы не входят. Дети за последующие три года изучают классиков литературы. Играют на сцене, осваивают навыки публичных выступлений. В математике тоже не топчутся на одном месте. Если брать жоховского ученика, то он уже в эту пору оперируют цифрами с шестью нулями. А дальше, после 4 класса что, вы спросите… Жохов говорит, что у нас блестящая программа для средних и старших классов, но, к сожалению, очень мало детей ее осваивают. Тут же дети придут в среднюю школу очень хорошо подготовленными!

Фотографии взяты с официального сайта В.И. Жохова .


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki
 

Популярные места

��������������

Читайте на эту тему:

Кто-то считает тета-хилинг философией, кто-то психологическим методом, кто-то чуть ли не спиритизмом каким-то. На самом деле это нечто большее. Скорее метод соединения психологии и медитации, где мы в определенном состоянии духа можем работать с собой и решать свои...
Мы уже писали о клубе «Life balans» и не раз, ведь темы, которые поднимаются для обсуждения на его мастер-классах, актуальны для всех женщин. За прошедший год его основательница Мария Карташева собрала вокруг себя и других интересных психологов, сексологов и не только. А в...
Иногда детская мечта воплощается спустя много-много лет. Наверное, кто-то наверху, какие-то высшие силы, дают «отмашку», что пришло время. Так случилось у Татьяны Макаровой, руководителя Бюро моды и стиля Lady Like , которая с детства любила шить, но, только проработав в банке и...
Самара стала одной из трех центральных региональных площадок фестиваля науки. В связи с этим с 6 по 8 октября в нашем городе пройдет крупнейшее научно-популярное мероприятие за всю историю фестиваля в Самаре. Мы заранее решили встретиться с Алексеем Аржановым,...

Новые материалы с главной страницы:

Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки...
Проблемы моногамии и полигамии заботят все человечество. Но если о мужской – полигинии мы все хорошо осведомлены, то о женской – полиандрии не знаем буквально ничего. Полиандрия, скорее, смешивается в умах многих с супружеской изменой, тогда как на деле является чем-то...
Ароматизация дома – это дыхание дома, его своеобразная аура. Но прежде чем начать ароматизировать помещение, мы должны понять, с какой целью мы это делаем, насколько естественны те или иные ароматы для нашей квартиры. У нас, как правило, очень хорошо развито обоняние. Через...
Как и с кем встречать Новый год, наверное, уже все определились. А вот с чего начать первый день нового года? Конечно же, с просмотра красивого фильма в обнимку с любимым человеком. В преддверии «длинных» выходных мы решили сделать подборку лучших эротических фильмов для...

Загрузка...
▲ Наверх