Через обоняние к чувствам

Когда говорят о детском развитии, чаще всего имеют в виду развитие интеллектуальное и когнитивное. То есть задания, игры, системы, методики, имеющие цель «подтянуть» память, мышление, внимание. Или вовсе напичкать ребенка полезными знаниями. А развитию эмоциональному, сенсорному, к сожалению, внимания уделяют меньше. Кажется, что чувствительность ребенка, его способность ощущать, воспринимать и выражать свои переживания имеет меньший вес в сравнении с возможностью, скажем, решать примеры. Или читать. Или учить иностранные языки. Или строить логические цепочки. Но это не так.

На самом деле, хорошо развитая возможность ощущать, чувствовать – это важно. Это помогает ответить на вопрос «Чего я хочу?», который так часто мучает многих взрослых. Это помогает понимать различные виды искусства: чувствовать музыку, литературу, художественное творчество, кинематографию и т.д. Это помогает строить зрелые, здоровые отношения, выражать себя, разговаривать. Это помогает лучше понимать других – своих детей в будущем, в том числе.

Как же заниматься с детьми, помогая им быть более чувствительными и способными в различении, в дифференциации собственных ощущений и переживаний? На самом деле, совершенно не обязательно говорить с ребенком о сложных материях, разбирая нюансы эмоциональных проявлений. Развивать привычку слышать себя можно начиная с самых простого – слуха, зрения, обоняния. О последнем я и хочу сегодня поговорить.

Предлагаю вам несколько игр, связанных с обонянием, которые помогут вашему ребенку развивать сферу своих ощущений.

Возьмите несколько совершенно разных ароматов. Лучше, если выглядеть они будут одинаково. То есть, конечно, палочка корицы и горсть душистого перца подходят, но они изначально довольно разные на вид, а для чистоты «эксперимента» нам нужно, чтобы различались предметы только на запах. Обычно я нарезаю небольшие кусочки бумаги и капаю на них разные аромамасла: грейпфрут, мята, лаванда, чайное дерево, ветивер и т.д. Лист бумаги можно также «натереть» луком, апельсином, духами, кофейным напитком, мылом, ванилью, цветами, уксусом и т.д. 

Что с ними можно делать?

- Нюхать и угадывать, что это за масло. В варианте с различающимися на вид предметами нюхать можно с закрытыми (завязанными) глазами.

- Нюхать и обсуждать, вводя различные характеристики запахов .Запахи могут быть сладкими, пряными, цитрусовыми, горькими, терпкими, древесными, цветочными, кислыми, свежими и т.д. 

- Нюхать и делиться впечатлениями. Обнаруживать, что мы все разные. Меня привлекает один запах, тебя – другой. Я – не ты, ты – не я. Мы по-разному чувствуем, по-разному видим мир. Обнаруживать, что не существует истины. Не может быть объективно привлекательного или непривлекательного запаха – это всё субъективно. И спорить о "лучшем запахе" бесполезно, бессмысленно.   

- Нюхать и возвращаться к запахам спустя время. Обнаруживать, что я меняюсь, что я – не статичен. Сегодня мне нравится один запах, а через неделю – другой. Я могу чувствовать и ощущать самое разное.

- Нюхать и рисовать. Каким цветом, какой формой можно было бы выразить этот запах? Если бы он бы изображением, то каким?

- Нюхать и сравнивать. Какие запахи между собой похожи? Что они мне напоминают? Похожи ли они на запах цветочного луга или овощного супа?

- Нюхать и воображать. Чем хочется заняться, что хочется сделать, где хочется оказаться, когда я слышу этот запах? От одного запаха хочется бежать, сломя голову. Другой запах вызывает желание оказаться на морском берегу. Третий рождает потребность подвигаться, потанцевать и т.д.

- Нюхать и чувствовать. Что я чувствую, когда нюхаю это? Отвращение, радость, страх, злость, грусть или что-то еще? Учиться выражать эти чувства зрело, адекватно и вежливо: «я грущу», «мне противно» вместо «фу, убери».

И так далее, вариантов – масса. Берите то, что я предлагаю за основу и пробуйте. Меняйте, модифицируйте, приспосабливайтесь. Наблюдайте – что интересно вашему ребенку, что ему кажется интересным, что нравится, что хорошо идет. Придумывайте свои варианты. Делитесь. Я буду рада услышать ваши идеи и применить их в играх со своим ребенком и другими детьми.

Предложу еще несколько вариантов «второго уровня». Для тех, кому описанные игры легко даются и стали уже скучны.

- Смешивать несколько запахов и угадывать, из чего состоит комбинация ароматов.

- Путать ребенка, усложняя задачу с угадыванием. Рисовать апельсин, но бумагу натирать мятой. Рисовать мяту, но бумагу натирать мылом и т.д.

- Брать запахи из одной группы: только цветочные, только цитрусовые, только мыльные и т.д. Пробовать угадать, прислушиваясь к тончайшим различиям.

Дальше – в том же роде. Не останавливайтесь! Сочиняйте, выдумывайте сами.

Не стоит недооценивать такой «простой» вещи как обоняние – это один из кратчайших и верных путей к мастерству в понимании своего внутреннего мира. Тому, кто обладает способностью слышать, видеть и ощущать, гораздо легче разобраться и в сложных, психологических переживаниях. Ведь в математике мы не начинаем сразу с алгоритмических уравнений. Мы учимся считать шишки и камушки. Так же и здесь. Алгоритмы – это прекрасно. Но если не начать с камушков, до них не дойдешь.              


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki

Читайте на эту тему:

Что такое орф-подход в изучении музыки? Не каждый и догадается, что этот термин связан с именем известного немецкого музыканта и композитора Карла Орфа, автора кантанты «Кармина Бурана». В начале прошлого столетия Орф, преподавая в школе музыки и танцев для девочек,...
Прошло всего полгода, как в Самаре открылся новый интересный клуб для детей. В нем не играют в футбол и не висят на турниках, зато катаются на беговелах. О том, чем интересны эти тренировки рассказывают основатели спортивного клуба “Медвежонок” Юрий Ларченков и Никита...
Сегодня большинство педагогов склоняются к тому, что чем раньше начать заниматься с ребенком, тем более творческой личностью он может стать. С этим возникает все больше студий раннего развития и авторских программ, направленных на взращивание гениев. Занятия, как...
Лето прекрасно тем, что дети проводят много времени на природе, изучая и познавая ее. Знакомиться с растительным и животным миром, конечно, лучше всего не по картинкам. Используйте летние месяцы, чтобы показать ребенку многообразие флоры и фауны в естественном и...

Новые материалы с главной страницы:

Что только ни делает женщина, чтобы понравится мужчине. Макияж, сексуальная одежда, курсы по стилю, ботокс, пластика… Некоторые идут на все, ради того, чтобы быть привлекательными. Однако многое бесполезно и незначительно в глазах сильного пола, так что можно теряться в...
Для того, чтобы не помешать ребенку развить его творческие способности, важно на мой взгляд, понимать, как происходит это развитие. Часто мы делаем что-то странное и противоречащее естественному пути только от незнания того, что происходит. Именно поэтому я хочу...
Еще немного и начнется «мозговой штурм» накануне праздников и ломание головы, кому что подарить. Сертификаты и подарочные карты набили оскомину. Золото и гаджеты – скучно, люксовый алкоголь и конфеты – банально. Может, стоит сойти с привычных «рельсов» и пойти за...
Воображению в творчестве отведена немалая роль. Я думаю на самом деле, что совокупность возможностей быть свободным и воображать и означает быть творческим. Воображение – это способность человека по-разному обращаться с идеями и образами внутри себя: перемещать их,...

Загрузка...
▲ Наверх