Через обоняние к чувствам

Когда говорят о детском развитии, чаще всего имеют в виду развитие интеллектуальное и когнитивное. То есть задания, игры, системы, методики, имеющие цель «подтянуть» память, мышление, внимание. Или вовсе напичкать ребенка полезными знаниями. А развитию эмоциональному, сенсорному, к сожалению, внимания уделяют меньше. Кажется, что чувствительность ребенка, его способность ощущать, воспринимать и выражать свои переживания имеет меньший вес в сравнении с возможностью, скажем, решать примеры. Или читать. Или учить иностранные языки. Или строить логические цепочки. Но это не так.

На самом деле, хорошо развитая возможность ощущать, чувствовать – это важно. Это помогает ответить на вопрос «Чего я хочу?», который так часто мучает многих взрослых. Это помогает понимать различные виды искусства: чувствовать музыку, литературу, художественное творчество, кинематографию и т.д. Это помогает строить зрелые, здоровые отношения, выражать себя, разговаривать. Это помогает лучше понимать других – своих детей в будущем, в том числе.

Как же заниматься с детьми, помогая им быть более чувствительными и способными в различении, в дифференциации собственных ощущений и переживаний? На самом деле, совершенно не обязательно говорить с ребенком о сложных материях, разбирая нюансы эмоциональных проявлений. Развивать привычку слышать себя можно начиная с самых простого – слуха, зрения, обоняния. О последнем я и хочу сегодня поговорить.

Предлагаю вам несколько игр, связанных с обонянием, которые помогут вашему ребенку развивать сферу своих ощущений.

Возьмите несколько совершенно разных ароматов. Лучше, если выглядеть они будут одинаково. То есть, конечно, палочка корицы и горсть душистого перца подходят, но они изначально довольно разные на вид, а для чистоты «эксперимента» нам нужно, чтобы различались предметы только на запах. Обычно я нарезаю небольшие кусочки бумаги и капаю на них разные аромамасла: грейпфрут, мята, лаванда, чайное дерево, ветивер и т.д. Лист бумаги можно также «натереть» луком, апельсином, духами, кофейным напитком, мылом, ванилью, цветами, уксусом и т.д. 

Что с ними можно делать?

- Нюхать и угадывать, что это за масло. В варианте с различающимися на вид предметами нюхать можно с закрытыми (завязанными) глазами.

- Нюхать и обсуждать, вводя различные характеристики запахов .Запахи могут быть сладкими, пряными, цитрусовыми, горькими, терпкими, древесными, цветочными, кислыми, свежими и т.д. 

- Нюхать и делиться впечатлениями. Обнаруживать, что мы все разные. Меня привлекает один запах, тебя – другой. Я – не ты, ты – не я. Мы по-разному чувствуем, по-разному видим мир. Обнаруживать, что не существует истины. Не может быть объективно привлекательного или непривлекательного запаха – это всё субъективно. И спорить о "лучшем запахе" бесполезно, бессмысленно.   

- Нюхать и возвращаться к запахам спустя время. Обнаруживать, что я меняюсь, что я – не статичен. Сегодня мне нравится один запах, а через неделю – другой. Я могу чувствовать и ощущать самое разное.

- Нюхать и рисовать. Каким цветом, какой формой можно было бы выразить этот запах? Если бы он бы изображением, то каким?

- Нюхать и сравнивать. Какие запахи между собой похожи? Что они мне напоминают? Похожи ли они на запах цветочного луга или овощного супа?

- Нюхать и воображать. Чем хочется заняться, что хочется сделать, где хочется оказаться, когда я слышу этот запах? От одного запаха хочется бежать, сломя голову. Другой запах вызывает желание оказаться на морском берегу. Третий рождает потребность подвигаться, потанцевать и т.д.

- Нюхать и чувствовать. Что я чувствую, когда нюхаю это? Отвращение, радость, страх, злость, грусть или что-то еще? Учиться выражать эти чувства зрело, адекватно и вежливо: «я грущу», «мне противно» вместо «фу, убери».

И так далее, вариантов – масса. Берите то, что я предлагаю за основу и пробуйте. Меняйте, модифицируйте, приспосабливайтесь. Наблюдайте – что интересно вашему ребенку, что ему кажется интересным, что нравится, что хорошо идет. Придумывайте свои варианты. Делитесь. Я буду рада услышать ваши идеи и применить их в играх со своим ребенком и другими детьми.

Предложу еще несколько вариантов «второго уровня». Для тех, кому описанные игры легко даются и стали уже скучны.

- Смешивать несколько запахов и угадывать, из чего состоит комбинация ароматов.

- Путать ребенка, усложняя задачу с угадыванием. Рисовать апельсин, но бумагу натирать мятой. Рисовать мяту, но бумагу натирать мылом и т.д.

- Брать запахи из одной группы: только цветочные, только цитрусовые, только мыльные и т.д. Пробовать угадать, прислушиваясь к тончайшим различиям.

Дальше – в том же роде. Не останавливайтесь! Сочиняйте, выдумывайте сами.

Не стоит недооценивать такой «простой» вещи как обоняние – это один из кратчайших и верных путей к мастерству в понимании своего внутреннего мира. Тому, кто обладает способностью слышать, видеть и ощущать, гораздо легче разобраться и в сложных, психологических переживаниях. Ведь в математике мы не начинаем сразу с алгоритмических уравнений. Мы учимся считать шишки и камушки. Так же и здесь. Алгоритмы – это прекрасно. Но если не начать с камушков, до них не дойдешь.              


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki

Читайте на эту тему:

Что такое орф-подход в изучении музыки? Не каждый и догадается, что этот термин связан с именем известного немецкого музыканта и композитора Карла Орфа, автора кантанты «Кармина Бурана». В начале прошлого столетия Орф, преподавая в школе музыки и танцев для девочек,...
Прошло всего полгода, как в Самаре открылся новый интересный клуб для детей. В нем не играют в футбол и не висят на турниках, зато катаются на беговелах. О том, чем интересны эти тренировки рассказывают основатели спортивного клуба “Медвежонок” Юрий Ларченков и Никита...
Сегодня большинство педагогов склоняются к тому, что чем раньше начать заниматься с ребенком, тем более творческой личностью он может стать. С этим возникает все больше студий раннего развития и авторских программ, направленных на взращивание гениев. Занятия, как...
Лето прекрасно тем, что дети проводят много времени на природе, изучая и познавая ее. Знакомиться с растительным и животным миром, конечно, лучше всего не по картинкам. Используйте летние месяцы, чтобы показать ребенку многообразие флоры и фауны в естественном и...

Новые материалы с главной страницы:

В этом году нам всем можно тренироваться в принятии: приходится любить лето таким, какое оно есть. Чтобы жилось приятнее и веселее, подобрала для ваших детей хорошие летние книги, ныряйте.    ...
Один из клиентов на этой неделе стал говорить со мной о курении. "Хочу понять, - сказал он, - чего на самом деле мне хочется, когда я хочу курить". "Есть идея или ощущение, что на самом деле хочется чего-то другого?", - спросила я. "Есть ощущение, - ответил он, - я словно хочу чего-то,...
18 июня в 10:00 на стадионе «Локомотив» состоится Международный День Йоги в Самаре. В нем смогут принять участие все жители и гости города независимо от уровня физической подготовки. В программе – общая практика от специалистов Поволжской академии йоги, психологии и...

Загрузка...
▲ Наверх