Сегодня большинство педагогов склоняются к тому, что чем раньше начать заниматься с ребенком, тем более творческой личностью он может стать. С этим возникает все больше студий раннего развития и авторских программ, направленных на взращивание гениев. Занятия, как правило, проходят в игровой форме, нескучно и с максимальной пользой для ребенка. О возможностях программы «ТРИЗ» рассказала руководитель студии «Бакалибрик» Екатерина Ткач.
Светлана Гребенникова
- Расскажите, как и когда возникла студия раннего развития «Бакалибрик»? Кто ее основатель, кто автор программы?
- Студия раннего развития «Бакалибрик» существует уже более 10 лет, за это время более 200 детей окончили разные части программы. Основателем и автором программы является Рашид Хамзович Шарипов - специалист ТРИЗ 4-го уровня, руководитель Самарского отделения МА ТРИЗ — «ТРИЗ-Самара», автор Самарской версии ТРИЗ-педагогики, автор образовательной программы «Бакалибрики.
- Чем она отличается от других студий дошкольного развития?
- Преимущества нашей программы перед всеми остальными заключаются в том, что она формирует сбалансированную, достаточно полную картину мира и направлена на развитие качественного творческого интеллекта в течение сенситивного периода развития ребенка.
- Известна ли студия в других городах? Слышала, есть с аналогичным названием в Москве? Это ваш филиал?
- Да, по нашим программам и методикам занимаются в студиях и центрах развития в Москве и Московской области, Тольятти, Сызрани.
- Не понаслышке знаю про некоторые ваши программы. Расскажите немного про каждую. Что дает ребенку каждая из них?
- Дети в нашей студии могут заниматься по трём программам: ТРИЗунки, ТРИЗнечики, ТРИЗайки. ТРИЗунки для детей от 2 до 4 лет, ТРИЗнечики для детей от 4 до 6 лет, - ТРИЗайки для детей от 6 до 12 лет. Основное отличие подпрограмм друг от друга состоит в наполняемости предметами для изучения. В каждой следующей программе добавляются новые предметы, а также усложняются и дополняются имеющиеся. Полное освоение программы «Бакалибрики» гарантирует достижение цели ТРИЗ-педагогики – формирование творческой личности, уже к 8 годам способной решать изобретательские задачи, сочинять стихи, писать картины, делать доклады на научных конференциях на двух языках.
- На какой возраст рассчитаны ваши программы? Что дает детям раннее развитие их способностей, насколько эффективна программа в целом?
- По нашим программам можно начинать заниматься с 6 месяцев. Есть специальная программа «ТРИЗнички», рассчитанная для занятий с детьми от 6 месяцев до 1-2 лет. После освоения этой программы ребёнок переходит к «ТРИЗункам» - эта программа рассчитана на возраст до 4 лет, затем «ТРИЗнечики» и «ТРИЗайки». Таким образом, в нашей студии занимаются ребята и в 10-12 лет. Хотелось бы отдельно сказать, почему необходимо раннее развитие способностей ребёнка. После рождения количество клеток головного мозга не возрастает, возрастает количество устойчивых межклеточных связей. Устойчивые межклеточные связи образуются только тогда, когда их используют. Межклеточные связи интенсивно образуются только в период роста мозга, которое в основном завершается уже шести годам. Чем больше межклеточных связей образовано в детстве, тем эффективнее мышление во взрослом состоянии.
- Какие дисциплины изучает ребенок в вашей студии, в зависимости от выбранной программы?
- В программу
«ТРИЗунки» входит освоение объектов ближайшего окружения, звуков окружающего
мира,элементарных логических
операций,букв алфавита,минимальной базы знаний растительного
мира,плоских и объемных фигур,сложения и вычитания в пределах 100,техники быстрого чтения,постановка правильного произношения, знакомство со стихами русских и
советских поэтов,освоение
числового ряда, дней недели, месяцев, цветов радуги,прослушивание детской и классической
музыки,
физическое развитие.
В программу
«ТРИЗнечики» входит освоение минимальной
базы знаний о мире животных. В математике - освоение умножения и табличного
деления,чтения 9-значных чисел,задач на отыскание целого по частям,задач на сравнение. В технике чтения
важно освоение сложных смысловых рядов,элементарных
монологов,структурирования
научно-популярных текстов. Изучается логика, а именно идет усвоение причинного
анализа, дети учатся сочинять
загадки и т.д. В рамках курса рисования изучаются понятия перспективы,перспективных искажений,глубина рисунка,ракурсы. На уроках пения ребенок
разучивает песни и скороговорки. Также на этом курсе он начинает учиться писать
и набирать текст вслепую.
В программу «ТРИЗайки»
входит освоение работы с офисными
программами,курс ораторского
мастерства – ребенок учится декламировать басни Крылова. У него вырабатывается
помехоустойчивость при публичных выступлениях. Он учится рассуждать и
доказывать свою точку зрения,осваивает
законы логики, изучает психологию общения. Также дети проходят курс
конфликтного анализа, учатся решать
учебные изобретательские задачи. В математике идет серия занятий, направленных
на обучение расчету денежных потоков,вычисление
процентов,работе с дробями.
Наращивается скорость набора текста до 50 знаков в минуту, причем важно, чтобы
ребенок это умел делать вслепую.
- Есть ли какой-то «уклон» в вашей студии или специфические предметы?
- Кроме всего прочего программа «Бакалибрики» включает в себя курс техники быстрого семантического чтения, позволяющую ускорить процесс освоения знаний минимум в 4 раза; курс мнемотехники, позволяющий ускорить запоминание текстовой информации в 5-10 раз; курс контрадикционного анализа, позволяющего отсеять ложную и ошибочную информацию и, тем самым, устранить пустые траты времени; курс развития творческого воображения, стимулирующего и развивающего те участки мозга, которые необходимы в работе творческой личности — изобретателя, дизайнера, художника. Ребенок получает максимальную базу знаний об окружающем мире и выстраивает для себя системную картину мира.
- Что такое мнемотехника и чему обучают детей у вас на этих уроках?
- В основе мнемотехники лежит технология использования образов, воображения, для запоминания числовой и другой информации. И этот подход применяется в нашей программе для обучения математике. При помощи мнемотехники наши ученики с лёгкостью осваивают операции сложения-вычитания, а также используют мнемотехнику для запоминания таблицы умножения, таблицы квадратов, исторических дат, телефонных номеров, иррациональных чисел – е, π,√2, √3, √5 и т.д.
- Насколько интересны такие уроки самарским родителям? Как вы определяете для себя дальнейшее развитие студии?
- В нашей студии, как правило, занимаются детки «продвинутых» родителей, которые видят недостаточность и неполноценность школьного образования и хотят вырастить из своих детей творческих личностей! Поэтому дальнейшее развитие студии я вижу, прежде всего, в формирование творческих и свободных личностей, не ограниченных рамками школьного образования.
Оставить комментарий