Лето прекрасно тем, что дети проводят много времени на природе, изучая и познавая ее. Знакомиться с растительным и животным миром, конечно, лучше всего не по картинкам. Используйте летние месяцы, чтобы показать ребенку многообразие флоры и фауны в естественном и первозданном виде. Есть много способов делать это интересно и увлекательно.
1) Искалки и находилки
Многим уже знаком этот метод изучения природы. Существуют специальные книги ("Находилки" Ксении Дрызловой и Веры Суровой, например), но их можно сооурдить и самостоятельно.
Возьмите альбом и нарисуйте то, что вы ожидаете увидеть в лесу, на пляже или в городском парке. Оставьте ребенку места для галочек, которыми он будет отмечать то, что нашел. Рисуйте цветы, ягоды, облока, насекомых, листья различных деревьев. Находилки для малышей могут быть совсем простые (найти цветочек), для детей постарше - сложнее (отыскать душицу и зверобой).
Если с рисованием трудности, а специальных книг под рукой нет, то сойдут и не специальные. Берите любые энциклопедии, журналы о природе и используйте их как находилки.
2) Используйте все пять чувств
Очень часто, помогая детям познавать мир, родители фиксируются на одном-двух органах чувств, а другие, к сожалению, остаются в стороне. Помните, что мир мы: видим, слышим, ощущаем на запах и вкус, осязаем. Предлагайте ребенку задействовать весь арсенал.
Цветы можно рассматривать через лупу, сравнивая пестики и тычинки различных растений. Можно разглядеть мелкие узоры на листьях и на траве. Можно наблюдать, как плывут облака и как ползет муравей. Можно светить фонариком в темноте на паутину.
Не включайте музыку на природе, ее можно слушать и дома. На природе слушайте природу. Звуки природы -это пение птиц, шум дождя, ветра, волн реки или моря. Маленький ребенок может учиться определять стук дятла и голос кукушки, а тот, кто старше - различать пение соловья и скворца, например.
Нюхайте, конечно, цветы. Угадывайте их названия по запаху с закрытыми глазами. Выбирайте запахи, которые вам нравятся больше или меньше (ваш выбор может не совпадать). Говорите о том, на что, по-вашему, похож запах моря и леса. Прислушивайтесь к тому, как по-разному пахнет природа в разное время суток.
Пробуйте ягоды, фрукты и овощи, угадывайте и их. Определяйте самый сочный или самый твердый овощ. Говорите о том, какие фрукты слаще, какие - кислее. Дайте ребенку попробовать самую разную зелень (пряную, сладкую, острую): что ему больше понравится - лук или петрушка, салат или мята, руккола или тархун?
Трогайте кору деревьев, мягкие (словно плюшевые) листья лопуха, желуди, шишки, репейник. Природа может быть гладкой, мокрой, горячей, шершавой, колючей - такой разной. Делайте тактильные коврики, трогайте предметы ногами, угадывайте.
3) Творчество
Использование природного материала для творчества - это прицел в двух зайцев. Вы развиваете фантазию, воображение и изучаете мир одновременно.
Сушите гербарии, делайте из них картины. Или, не дожидаясь пока засохнет, создавайте шедевры из свежих листьев и лепестков, прижимая их стеклом с рамкой.
Сооружайте прекрасное при помощи пластилина. В ход идут шишки и желуди, палки, косточки и другое.
Стройте дома из песка, селите туда животных и фей, бороздите землю танками и машинками.
Делайте трафареты: нужно просто нанести гуашь или акварель на лист смородины, например, и аккуратно отпечатать его на бумаге.
Придумывайте свои варианты поделок, подключайте к придумыванию детей!
4) Дневник наблюдений
Он может быть совсем сложным для школьников и совсем простым для малышей.
В дневнике можно отмечать силу ветра, время восхода и заката, записывать названия встреченных насекомых, зарисовывать их. Можно рисовать солнышко в солнечный день и облачко - в облачный, соответственно. Можно отмечать, шел ли сегодня дождь. Можно отмечать дни, в которые поспели первые ягоды. Можно следить за вишневым деревом и ежедневно раскрашивать его по-разному: в начале лета на нем будут цветы, затем - зеленые ягоды и т.д.
В общем, творите и воображайте! Сравнивайте, разглядывайте, слушайте, трогайте, обсуждайте! У вас столько материала сейчас, который просто грех не использовать.
Оставить комментарий