Орф-школа: здесь не учат ноты, а играют и двигаются

Что такое орф-подход в изучении музыки? Не каждый и догадается, что этот термин связан с именем известного немецкого музыканта и композитора Карла Орфа, автора кантанты «Кармина Бурана». В начале прошлого столетия Орф, преподавая в школе музыки и танцев для девочек, объединил танец, слово и музыку воедино, тем самым задав направление развития нового движения, направленного на развитие детей и подростков. Сейчас его методы легли в основу креативной педагогики, нацеленной на раннее музыкальное развитие детей. В Самаре орф-движение зародилось в 2009 году, а орф-клуб, созданный на базе Детской экспериментальной центральной хоровой школы появился всего четыре года назад. О принципах обучения детей музыке, согласно орф-подходу, рассказывает музыкальный педагог Оксана Варгальская.

Светлана Гребенникова

- Оксана, расскажите, в чем отличие образования с орф-подходом у вас в студии от традиционного раннего обучения детей музыке?

- Карл Орф объединил движение, слово и музыку, это три кита, на которых лежит его подход к раннему музыкальному воспитанию. Развитие детского творчества происходит через игру на музыкальных инструментах, через создание собственных танцевальных движений, через аккомпанирование и пение небольших детских песенок…

Главное отличие – в том, что мы идем от понимания того, что необходимо для развития природной музыкальности ребенка - движение в первую очередь! Движение, работа с ритмом, качественная разнообразная музыка (в самом начале фольклор, т.к. ребенок нуждается в нем как представитель своей родной культуры) и слово, человеческая речь. Уникальность орф-подхода именно в слиянии музыки, речи и движения. Когда в народной игре «Большие ноги шли по дороге» мы сначала топаем под неё, потом берем в руки музыкальные палочки, потом поем. Или делаем все одновременно. В отличие от иного понимания музыкального развития, когда малышей обучают нотной грамоте – «в игровой форме изучают нотки», рассматривают портреты композиторов и рисуют под прослушивание серьезнейших произведений, к которым ребенок не готов эмоционально; сажают за пианино или скрипку.

7453

- Конечно, маленьким детям важно движение, игра…

- Музыкальная педагогика Карла Орфа основана на естественной физиологии ребенка: двигательной, познавательной и игровой потребности. Она помогает ученику быть самим собой. Мы не требуем от него каких-либо результатов, этого и нельзя делать, так как маленький ребенок живет процессом, ему важно участвовать, делать, а не то, что получится в конце концов. Вот мы играем на музыкальных инструментах. Это игра на подражание. Я что-то делаю, например, стучу на барабане, потом подключаются мамы, а за ними повторяют и детки. Сначала они играют, как хотят, но потом им уже хочется, чтобы звук был в точности как у меня. В старшей же группе начинается импровизация. С песнями то же самое. Сначала идет многократный повтор. Мы играем с музыкальными палочками, и я много раз повторяю одни и те же слова песенки: «Строим, строим, строим дом…». И уже на десятый раз они поют со мной, а после и без палочек поют с мамами.

- То есть здесь вы учите, говоря «Делай как я»? Включаете их в процесс при помощи игры…

- Любой материал с малышами повторяется. Это физиологически оправдано. Нельзя, работая с такими маленькими детками, все время менять материал. Наша цель – создание благоприятной развивающей среды, которая даст им и музыкальный, и речевой, и двигательный материал. В итоге они будут развиваться многосторонне.

- Какого возраста дети к вам ходят? Как рано можно начинать заниматься с ними, согласно орф-подходу?

- В младшую группу ходят малыши с 2 до 3 лет, в старшую – от 4 до 7. Первоклассники тоже с удовольствием продолжают ходить к нам музицировать, но им даются уже совсем другие задания и ставятся другие задачи. Вот они уже могут импровизировать: где придумать свой ритм или свой способ звукоизвлечения. Из тех же палочек. Пошуршать ими или постучать ими обо что-то неожиданное, меняющее до неузнаваемости звук. Они приобретают новый опыт. В то же время другие смотрят и повторяют за «импровизатором», у которого появляется осознание, что он придумал что-то новое, интересное всем.

7454

- Какие музыкальные инструменты вы обычно используете?

- Мы берем и исконно народные инструменты - ложки, рубель, и детскую перкуссию - барабаны, треугольники, кастаньеты, шейкеры, маракасы, бубен. Делаем барабаны из глиняных цветочных горшков и кальки. А так, это достаточно стандартный набор детской перкуссии – самые разные барабанчики, ксилофоны и другие шумовые ударные инструменты. Причем барабанчиками могут быть легко и коробки из-под обуви, и любые банки. Жестяные мы редко берем, потому что они издают очень резкий звук. Хотя дома можно и кастрюлю взять, и из ложки, подвешенной на нитку, сделать «звенелку»… Инструменты вообще, я считаю, очень условное понятие. Любая мама при желании может обыграть и сделать музыкальным инструментом все, что угодно. На занятиях мы тоже обыгрываем разные предметы. Например, из баночки от "Актимейля" делаем шейкер. Берем гречку или бусинки, кладем в баночку и слушаем, как шуршит. Ребенок сам слушает и рассуждает: нравится ли ему звук, хочет ли он еще добавить или наоборот сколько-то отсыпать.

- Это очень интересная тема – создание оркестра из ничего.

- Я когда-то была на таком семинаре «Оркестр из ничего» Галины Хохряковой. И я бы еще там побывала, потому что все интересные идеи за раз не возьмешь. Вообще я долго шла к орф-обучению. Сначала работала как педагог студии раннего развития, получила психологическое образование. Музыкальное образование у меня было базовое. В прошлом я играла на скрипке, окончила музыкальную школу. Потом решила углубленно учиться, готовилась даже поступать в вуз, но выбрала другую дорогу. Однако ни много ни мало, а 10 лет своей жизни я отдала музыке. В том числе пела в хоре. Когда начала вести студию раннего развития, где мы развивали память, мышление и речь, заметила, что дети организуются лучше и лучше слушают, когда строишь занятие как ритмичную игру. Когда я это поняла, это был момент волшебства! До многого я доходила опытным путем… А потом, в конце 2011 года, вдруг в интернете наткнулась на орф-педагогику, начала читать и поняла, это то, что мне нужно. Оказалось, что в Самаре есть Орф-клуб, есть его председатель Ирина Корнеева, которая стала моим «проводником» в орф-педагогику, т.к. она организатор всех орф-семинаров и ведущая встреч Орф-клуба.

7455

- И вы решили научиться орф-методике?

- Правильнее говорить орф-подход, а не методика, потому что в таком обучении нет каких-то жестких принципов. Да, в 2012 году я пошла на орф-семинары. Я четко понимала, что это то, что нужно детям, и мне, как педагогу. По сути, мы учились подготовленной импровизации, создавать свою программу, основываясь на принципах орф-педагогики и на своем опыте. Орф-подход можно использовать в любой педагогике, даже при обучении языкам. Мне она очень симпатична тем, что ориентирована на процесс.

- Какие бы вы назвали основные принципы орф-педагогики?

- Первый и главный, как вы уже, наверное, поняли – это ориентирование на процесс, а не на результат. Во главу угла ставится конкретный ребенок с его потребностями, а не учебный предмет. Каждому ребенку музыка нужна в той форме и в том объеме, в каком он ее может воспринимать. Задача орф-педагога не только обращать внимание, как каждый из учеников реагирует на музыку, а еще и заражать, если так можно сказать, своим интересом, энтузиазмом и любовью к музыке и музицированию. Показать, что заниматься музыкой - это очень увлекательно, интересно и под силу каждому. И тогда у ребенка будет основа для того, чтобы дальше осваивать сольфеджио и инструмент. А если ему этого не захочется, то любовь к музицированию останется с ним. Моя мечта - возрождение домашнего музицирования в наших семьях, концерты для себя, своих родных и друзей и просто совместное пение и игра на инструментах.

В основе обучения фольклор, так как это то, что близко ребенку. Психофизиологами доказано, что в своем развитии ребенок проходит все те же этапы, которые проходило человечество. Фольклор понятен ребенку, потому что на ступени развития культуры фольклор соответствует детству человека.

При обучении у нас в студии мы двигаемся от практики к теории, от целого - к деталям от простого – к сложному, от спонтанности к заданности, от произвольного к организованному.

Занятия проходят в свободном режиме, без жестких границ. Стиль работы – творческий, именно такую модель поведения педагога замыслил Карл Орф.

Еще один важный принцип орф-педагогики – единство музыки, слова, движения. Если ребенок слушает музыку, то всегда начинает двигаться. Иногда детям нравятся танцы под музыку, а иногда – воссоздавать какие-то сказочные образы. В определенном возрасте для них важно именно в кого-то «превратиться», а не просто слушать. Когда играет «Карнавал животных», они изображают слона – показывают хобот, большие уши, топают, играют в «я – слон, а мама – слониха». Отсюда вытекает еще один принцип орф-подхода – в центре внимания стоит коммуникация. И это не только взаимодействие педагога и ребенка, но и общение внутри группы. Очень важно организовать этот процесс, так как не все дети быстро сходятся друг с другом. Порой двухлеткам очень сложно встать в хоровод, взять за руку чужую тетю или другого малыша. Орф-педагог делает все, чтобы ребенку захотелось сделать это самому, развивает его желание общаться, умение заметить другого, заинтересоваться им.

7456

- Чем это лучше, чем стандартные занятия с педагогами или обучение в каких-то музыкальных кружках?

- Многие родители, отдавая ребенка в 3-4-5 лет обучаться игре на каком-либо инструменте, не понимают, зачем это нужно. Часто семья вообще далека от музыки, просто хочет за счет ребенка закрыть свои нереализованные мечты. По сути, до 6-7 лет ребенку не нужна нотная грамота и занятия в том виде, в каком ему может предложить традиционная музыкальная школа. Такие занятия ему не подходят психологически и физиологически. Чтобы начать заниматься на инструменте, малыш должен знать нотную грамоту, правила посадки и постановки рук. Кроме того, в школах раннего развития или на частных уроках, педагоги требуют от ребенка определенных результатов. Но как я уже говорила, в этом возрасте он просто не может выйти на результат, он живет процессом. Поэтому когда к 6-7 годам ребенок созревает физически, эмоционально и интеллектуально, чтобы читать нотный текст, у него уже пропадает желание обучаться. В моей студии такого нет. Только когда мы отхлопали и оттопали, так, что у нас появилась твердая опора на ноги, правильная координация движений, чувство ритма, любовь к музицированию и… осознанное желание что-то сыграть, тогда я говорю «Пора!» и можно идти обучаться дальше.


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki

Читайте на эту тему:

Когда говорят о детском развитии, чаще всего имеют в виду развитие интеллектуальное и когнитивное. То есть задания, игры, системы, методики, имеющие цель «подтянуть» память, мышление, внимание. Или вовсе напичкать ребенка полезными знаниями. А развитию эмоциональному,...
Прошло всего полгода, как в Самаре открылся новый интересный клуб для детей. В нем не играют в футбол и не висят на турниках, зато катаются на беговелах. О том, чем интересны эти тренировки рассказывают основатели спортивного клуба “Медвежонок” Юрий Ларченков и Никита...
Сегодня большинство педагогов склоняются к тому, что чем раньше начать заниматься с ребенком, тем более творческой личностью он может стать. С этим возникает все больше студий раннего развития и авторских программ, направленных на взращивание гениев. Занятия, как...
Лето прекрасно тем, что дети проводят много времени на природе, изучая и познавая ее. Знакомиться с растительным и животным миром, конечно, лучше всего не по картинкам. Используйте летние месяцы, чтобы показать ребенку многообразие флоры и фауны в естественном и...

Новые материалы с главной страницы:

Что только ни делает женщина, чтобы понравится мужчине. Макияж, сексуальная одежда, курсы по стилю, ботокс, пластика… Некоторые идут на все, ради того, чтобы быть привлекательными. Однако многое бесполезно и незначительно в глазах сильного пола, так что можно теряться в...
Для того, чтобы не помешать ребенку развить его творческие способности, важно на мой взгляд, понимать, как происходит это развитие. Часто мы делаем что-то странное и противоречащее естественному пути только от незнания того, что происходит. Именно поэтому я хочу...
Еще немного и начнется «мозговой штурм» накануне праздников и ломание головы, кому что подарить. Сертификаты и подарочные карты набили оскомину. Золото и гаджеты – скучно, люксовый алкоголь и конфеты – банально. Может, стоит сойти с привычных «рельсов» и пойти за...
Воображению в творчестве отведена немалая роль. Я думаю на самом деле, что совокупность возможностей быть свободным и воображать и означает быть творческим. Воображение – это способность человека по-разному обращаться с идеями и образами внутри себя: перемещать их,...

Загрузка...
▲ Наверх