Орф-школа: здесь не учат ноты, а играют и двигаются

Что такое орф-подход в изучении музыки? Не каждый и догадается, что этот термин связан с именем известного немецкого музыканта и композитора Карла Орфа, автора кантанты «Кармина Бурана». В начале прошлого столетия Орф, преподавая в школе музыки и танцев для девочек, объединил танец, слово и музыку воедино, тем самым задав направление развития нового движения, направленного на развитие детей и подростков. Сейчас его методы легли в основу креативной педагогики, нацеленной на раннее музыкальное развитие детей. В Самаре орф-движение зародилось в 2009 году, а орф-клуб, созданный на базе Детской экспериментальной центральной хоровой школы появился всего четыре года назад. О принципах обучения детей музыке, согласно орф-подходу, рассказывает музыкальный педагог Оксана Варгальская.

Светлана Гребенникова

- Оксана, расскажите, в чем отличие образования с орф-подходом у вас в студии от традиционного раннего обучения детей музыке?

- Карл Орф объединил движение, слово и музыку, это три кита, на которых лежит его подход к раннему музыкальному воспитанию. Развитие детского творчества происходит через игру на музыкальных инструментах, через создание собственных танцевальных движений, через аккомпанирование и пение небольших детских песенок…

Главное отличие – в том, что мы идем от понимания того, что необходимо для развития природной музыкальности ребенка - движение в первую очередь! Движение, работа с ритмом, качественная разнообразная музыка (в самом начале фольклор, т.к. ребенок нуждается в нем как представитель своей родной культуры) и слово, человеческая речь. Уникальность орф-подхода именно в слиянии музыки, речи и движения. Когда в народной игре «Большие ноги шли по дороге» мы сначала топаем под неё, потом берем в руки музыкальные палочки, потом поем. Или делаем все одновременно. В отличие от иного понимания музыкального развития, когда малышей обучают нотной грамоте – «в игровой форме изучают нотки», рассматривают портреты композиторов и рисуют под прослушивание серьезнейших произведений, к которым ребенок не готов эмоционально; сажают за пианино или скрипку.

7453

- Конечно, маленьким детям важно движение, игра…

- Музыкальная педагогика Карла Орфа основана на естественной физиологии ребенка: двигательной, познавательной и игровой потребности. Она помогает ученику быть самим собой. Мы не требуем от него каких-либо результатов, этого и нельзя делать, так как маленький ребенок живет процессом, ему важно участвовать, делать, а не то, что получится в конце концов. Вот мы играем на музыкальных инструментах. Это игра на подражание. Я что-то делаю, например, стучу на барабане, потом подключаются мамы, а за ними повторяют и детки. Сначала они играют, как хотят, но потом им уже хочется, чтобы звук был в точности как у меня. В старшей же группе начинается импровизация. С песнями то же самое. Сначала идет многократный повтор. Мы играем с музыкальными палочками, и я много раз повторяю одни и те же слова песенки: «Строим, строим, строим дом…». И уже на десятый раз они поют со мной, а после и без палочек поют с мамами.

- То есть здесь вы учите, говоря «Делай как я»? Включаете их в процесс при помощи игры…

- Любой материал с малышами повторяется. Это физиологически оправдано. Нельзя, работая с такими маленькими детками, все время менять материал. Наша цель – создание благоприятной развивающей среды, которая даст им и музыкальный, и речевой, и двигательный материал. В итоге они будут развиваться многосторонне.

- Какого возраста дети к вам ходят? Как рано можно начинать заниматься с ними, согласно орф-подходу?

- В младшую группу ходят малыши с 2 до 3 лет, в старшую – от 4 до 7. Первоклассники тоже с удовольствием продолжают ходить к нам музицировать, но им даются уже совсем другие задания и ставятся другие задачи. Вот они уже могут импровизировать: где придумать свой ритм или свой способ звукоизвлечения. Из тех же палочек. Пошуршать ими или постучать ими обо что-то неожиданное, меняющее до неузнаваемости звук. Они приобретают новый опыт. В то же время другие смотрят и повторяют за «импровизатором», у которого появляется осознание, что он придумал что-то новое, интересное всем.

7454

- Какие музыкальные инструменты вы обычно используете?

- Мы берем и исконно народные инструменты - ложки, рубель, и детскую перкуссию - барабаны, треугольники, кастаньеты, шейкеры, маракасы, бубен. Делаем барабаны из глиняных цветочных горшков и кальки. А так, это достаточно стандартный набор детской перкуссии – самые разные барабанчики, ксилофоны и другие шумовые ударные инструменты. Причем барабанчиками могут быть легко и коробки из-под обуви, и любые банки. Жестяные мы редко берем, потому что они издают очень резкий звук. Хотя дома можно и кастрюлю взять, и из ложки, подвешенной на нитку, сделать «звенелку»… Инструменты вообще, я считаю, очень условное понятие. Любая мама при желании может обыграть и сделать музыкальным инструментом все, что угодно. На занятиях мы тоже обыгрываем разные предметы. Например, из баночки от "Актимейля" делаем шейкер. Берем гречку или бусинки, кладем в баночку и слушаем, как шуршит. Ребенок сам слушает и рассуждает: нравится ли ему звук, хочет ли он еще добавить или наоборот сколько-то отсыпать.

- Это очень интересная тема – создание оркестра из ничего.

- Я когда-то была на таком семинаре «Оркестр из ничего» Галины Хохряковой. И я бы еще там побывала, потому что все интересные идеи за раз не возьмешь. Вообще я долго шла к орф-обучению. Сначала работала как педагог студии раннего развития, получила психологическое образование. Музыкальное образование у меня было базовое. В прошлом я играла на скрипке, окончила музыкальную школу. Потом решила углубленно учиться, готовилась даже поступать в вуз, но выбрала другую дорогу. Однако ни много ни мало, а 10 лет своей жизни я отдала музыке. В том числе пела в хоре. Когда начала вести студию раннего развития, где мы развивали память, мышление и речь, заметила, что дети организуются лучше и лучше слушают, когда строишь занятие как ритмичную игру. Когда я это поняла, это был момент волшебства! До многого я доходила опытным путем… А потом, в конце 2011 года, вдруг в интернете наткнулась на орф-педагогику, начала читать и поняла, это то, что мне нужно. Оказалось, что в Самаре есть Орф-клуб, есть его председатель Ирина Корнеева, которая стала моим «проводником» в орф-педагогику, т.к. она организатор всех орф-семинаров и ведущая встреч Орф-клуба.

7455

- И вы решили научиться орф-методике?

- Правильнее говорить орф-подход, а не методика, потому что в таком обучении нет каких-то жестких принципов. Да, в 2012 году я пошла на орф-семинары. Я четко понимала, что это то, что нужно детям, и мне, как педагогу. По сути, мы учились подготовленной импровизации, создавать свою программу, основываясь на принципах орф-педагогики и на своем опыте. Орф-подход можно использовать в любой педагогике, даже при обучении языкам. Мне она очень симпатична тем, что ориентирована на процесс.

- Какие бы вы назвали основные принципы орф-педагогики?

- Первый и главный, как вы уже, наверное, поняли – это ориентирование на процесс, а не на результат. Во главу угла ставится конкретный ребенок с его потребностями, а не учебный предмет. Каждому ребенку музыка нужна в той форме и в том объеме, в каком он ее может воспринимать. Задача орф-педагога не только обращать внимание, как каждый из учеников реагирует на музыку, а еще и заражать, если так можно сказать, своим интересом, энтузиазмом и любовью к музыке и музицированию. Показать, что заниматься музыкой - это очень увлекательно, интересно и под силу каждому. И тогда у ребенка будет основа для того, чтобы дальше осваивать сольфеджио и инструмент. А если ему этого не захочется, то любовь к музицированию останется с ним. Моя мечта - возрождение домашнего музицирования в наших семьях, концерты для себя, своих родных и друзей и просто совместное пение и игра на инструментах.

В основе обучения фольклор, так как это то, что близко ребенку. Психофизиологами доказано, что в своем развитии ребенок проходит все те же этапы, которые проходило человечество. Фольклор понятен ребенку, потому что на ступени развития культуры фольклор соответствует детству человека.

При обучении у нас в студии мы двигаемся от практики к теории, от целого - к деталям от простого – к сложному, от спонтанности к заданности, от произвольного к организованному.

Занятия проходят в свободном режиме, без жестких границ. Стиль работы – творческий, именно такую модель поведения педагога замыслил Карл Орф.

Еще один важный принцип орф-педагогики – единство музыки, слова, движения. Если ребенок слушает музыку, то всегда начинает двигаться. Иногда детям нравятся танцы под музыку, а иногда – воссоздавать какие-то сказочные образы. В определенном возрасте для них важно именно в кого-то «превратиться», а не просто слушать. Когда играет «Карнавал животных», они изображают слона – показывают хобот, большие уши, топают, играют в «я – слон, а мама – слониха». Отсюда вытекает еще один принцип орф-подхода – в центре внимания стоит коммуникация. И это не только взаимодействие педагога и ребенка, но и общение внутри группы. Очень важно организовать этот процесс, так как не все дети быстро сходятся друг с другом. Порой двухлеткам очень сложно встать в хоровод, взять за руку чужую тетю или другого малыша. Орф-педагог делает все, чтобы ребенку захотелось сделать это самому, развивает его желание общаться, умение заметить другого, заинтересоваться им.

7456

- Чем это лучше, чем стандартные занятия с педагогами или обучение в каких-то музыкальных кружках?

- Многие родители, отдавая ребенка в 3-4-5 лет обучаться игре на каком-либо инструменте, не понимают, зачем это нужно. Часто семья вообще далека от музыки, просто хочет за счет ребенка закрыть свои нереализованные мечты. По сути, до 6-7 лет ребенку не нужна нотная грамота и занятия в том виде, в каком ему может предложить традиционная музыкальная школа. Такие занятия ему не подходят психологически и физиологически. Чтобы начать заниматься на инструменте, малыш должен знать нотную грамоту, правила посадки и постановки рук. Кроме того, в школах раннего развития или на частных уроках, педагоги требуют от ребенка определенных результатов. Но как я уже говорила, в этом возрасте он просто не может выйти на результат, он живет процессом. Поэтому когда к 6-7 годам ребенок созревает физически, эмоционально и интеллектуально, чтобы читать нотный текст, у него уже пропадает желание обучаться. В моей студии такого нет. Только когда мы отхлопали и оттопали, так, что у нас появилась твердая опора на ноги, правильная координация движений, чувство ритма, любовь к музицированию и… осознанное желание что-то сыграть, тогда я говорю «Пора!» и можно идти обучаться дальше.


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki
��������������

Читайте на эту тему:

Когда говорят о детском развитии, чаще всего имеют в виду развитие интеллектуальное и когнитивное. То есть задания, игры, системы, методики, имеющие цель «подтянуть» память, мышление, внимание. Или вовсе напичкать ребенка полезными знаниями. А развитию эмоциональному,...
Прошло всего полгода, как в Самаре открылся новый интересный клуб для детей. В нем не играют в футбол и не висят на турниках, зато катаются на беговелах. О том, чем интересны эти тренировки рассказывают основатели спортивного клуба “Медвежонок” Юрий Ларченков и Никита...
Сегодня большинство педагогов склоняются к тому, что чем раньше начать заниматься с ребенком, тем более творческой личностью он может стать. С этим возникает все больше студий раннего развития и авторских программ, направленных на взращивание гениев. Занятия, как...
Лето прекрасно тем, что дети проводят много времени на природе, изучая и познавая ее. Знакомиться с растительным и животным миром, конечно, лучше всего не по картинкам. Используйте летние месяцы, чтобы показать ребенку многообразие флоры и фауны в естественном и...

Новые материалы с главной страницы:

Еще немного и начнется «мозговой штурм» накануне праздников и ломание головы, кому что подарить. Сертификаты и подарочные карты набили оскомину. Золото и гаджеты – скучно, люксовый алкоголь и конфеты – банально. Может, стоит сойти с привычных «рельсов» и пойти за...
Воображению в творчестве отведена немалая роль. Я думаю на самом деле, что совокупность возможностей быть свободным и воображать и означает быть творческим. Воображение – это способность человека по-разному обращаться с идеями и образами внутри себя: перемещать их,...
«Ребенка нужно хвалить», - сказала мне однажды незнакомая женщина на улице. Моя дочь, которой было года три-четыре, делала что-то, что ей очень нравилось, и что у нее хорошо получалось, а я – ужасная мать – лишь радовалась вместе с ней, не отвешивая ни единого «Молодец!» и ни...
Сегодня настолько много досуга для мам, что выбирать можно на любой вкус. Есть где развлечься и детям – в каждом торговом центре есть площадки для игр, существует множество кружков, студий раннего развития и альтернативных проектов. Но единственное место, которое...

Загрузка...
▲ Наверх