Творческая среда: организация пространства

В прошлый раз я писала о том, что в творческий процесс ребенка не стоит вмешиваться , поскольку развитие в этой сфере (так же, как и в какой-либо другой) происходит само – подобно дереву, ребенок растет не потому, что мы тянем его за макушку, а благодаря естественным силам природы. Есть, правда, одно «но»: среда должна быть питательной.

Питательная среда для развития творческости – это не кружки рисования сразу после музыкальной школы, это не изучение истории культуры, не принудительное посещение филармонии (с классом, помните?), это даже не активная мама, призывно танцующая рядом с заготовкой из пластилина в руках.

Питать творческость своего ребенка – это значит ежедневно открывать ему мир, поддерживать его любопытство во встречах с новым, организовывать эти встречи. Это значит дарить ребенку впечатления, сказки, красочные переживания. Это значит быть легким для выхода из своего «домика» вместе с ребенком. Это также означает создавать доступность и близость искусства и творчества. Давайте же обо всём по порядку.

1)  Доступность творчества

Я имею в виду простую бытовую доступность материалов, необходимых ребенку для свободного творческого самовыражения. Прекрасно, когда они находятся в зоне досягаемости. Кисти, краски, альбом, барабан, кусочки ткани и прочее – всё это лежит внизу, в открытом шкафу, ребенку легко дотянуться, достать. Для того, чтобы порисовать (помузицировать, потанцевать), не нужно звать взрослого.

К сожалению, часто бывает так, что в свободном доступе для детей оказываются лишь игрушки, а акварель и гуашь прячутся где-то в антресолях или закрытых комодах. Их, конечно, дадут, но если спросить, если позвать, если обратиться. Так творчество превращается в нечто отнюдь не повседневное, не привычное, не само собой разумеющееся – во что-то специальное и особенное.

Посмотрите, где и как в вашем доме располагается всё, что нужно для творчества. Может ли ребенок распоряжаться этим так же, как своими игрушками? Имеется ли у него возможность в любой момент времени начать творить? Есть ли пространство для танца? Существует ли укромный уголок, в котором можно затянуть песню, пока спит младший брат? Не надо ли убирать со стола принтер, чтобы порисовать? Поднимать тяжелую коробку с книгами, чтобы достать из-под нее ножницы и цветную бумагу?

Я понимаю, что невозможно, конечно, создать домашний стадион с комфортными условиями для всех видов творчества – и не нужно. Просто последите за своим ребенком – в чем нуждается именно он? Может быть, он любит лепить из глины – тогда постелите на его столик клеенку, поставьте рядом чашу для воды, покажите, где лежит глина. Вам больше не нужно сидеть рядом, помогать, наблюдать, отвлекаться. Ребенку же больше не требуется звать вас, просить, ждать, когда вы освободитесь.

Если вы очень бережете настенные и напольные покрытия, мебель и другие ценные вам предметы – подумайте, как можно избежать риска их порчи, не применяя метода «коршун, сидящий над ребенком». Многие родители сознательно не делают дорогого ремонта до тех пор, пока дети не вырастут. Другие – обклеивают стены детской комнаты дешевыми обоями, на которых – ура! – можно рисовать. Третьи приобретают специальные фломастеры, след от которых легко смывается. Четвертые сажают детей рисовать в ванну и даже в большую коробку от холодильника (не шучу, видела своими глазами, дети были в восторге). Пятые организуют уголок свободного творчества на даче, где разрешено пачкать всё и вся. Ну, и так далее – думайте, воображайте, находите решения. Уходите от стереотипов и образов аккуратно лежащих листочков на партах. 

Если вам очень дорога ваша пастель, масляные краски и что-то еще – уберите это подальше. Если вы тревожитесь о безопасности малыша, спрячьте также острые спицы и всё иное, что вызывает у вас сомнения. Но оставьте всё остальное. Разложите по удобным коробкам, пеналам, органайзерам, банкам, контейнерам, полкам и стеллажам - классифицируйте. Я убеждена, что в зоне творчества должен быть порядок. Пока художник творит, может происходить что угодно. Но для того, чтобы дети имели возможность создать этот знаменитый творческий беспорядок, среда должна быть организована так, чтобы ребенок хорошо понимал, где что взять, и быстро, без трудностей, находил нужное.

Когда все материалы свалены в одно место, довольно тяжело обнаружить что-то интересное под грудой самых разных вещей. Заведите отдельный органайзер для кистей разных сортов, карандашей, мелков, ластиков и точилок. Сложите в одну коробку наклейки, обрезки, обертки. Поместите в красивую банку цветную шерсть, нити, веревки. Что еще у вас есть? В нашем доме присутствует, например, ящик для «всего, из чего можно лепить». В нем хранятся пластилин (обычный, блестящий и скульптурный), тесто для лепки, глина, а также приспособления, при помощи которых тесто и пластилин можно выдавливать, мять и т.д. Когда тесто для лепки высыхает и отправляется в мусор, у нас появляются свободные емкости, в которые мы помещаем бусины (строго по цвету – задумка дочери) – эти емкости хранятся в общей коробке, в ней же лежат веревки и лески. Также у нас есть контейнер с засушенными лепестками летних веточек и цветов. Имеется банка с блестками, стразами и бисером.  

Ищите удобные именно вам и вашим детям способы классифицировать материалы для творчества. Посмотрите, что советуют специалисты по дизайну детских комнат, организации пространства. Почитайте блоги увлеченных людей, полистайте каталоги мебельных магазинов – вдохновляйтесь. Предложите ребенку вместе создать подходящую ему среду. Спросите, чем он пользуется чаще, чем – реже. Чего ему недостает, что является лишним. Как было бы удобнее, что мешает. Понаблюдайте за детским творчеством, пытаясь отбросить стереотипы. Вполне возможно, вашему ребенку для самовыражения понадобятся не кисти и краски, а фасоль, старая зубная щетка и фольга, например. Отлично, пусть они тоже поживут в коробках с материалами, почему нет. Моя дочь какое-то время увлекалась рисованием виноградным соком (выдавливала из ягод) по деревянному бруску. Никогда не знаешь, что придет детям в голову. Я вообще рекомендовала бы оставить одну из коробок пустой и договориться с ребенком о том, что он может поместить туда нечто особенное (спросив предварительно вашего разрешения, если вы опасаетесь обнаружить шедевр, созданный из любимой губной помады).

Отдельная история – знает ли ребенок, что делать с продуктами творчества (если они, конечно, имеются, ведь не всякий творческий процесс заканчивается результатом, и не всякий результат можно пощупать). Можно завести нечто вроде выставочной стены, на которой ребенок мог бы самостоятельно размещать свои работы. Можно вместе придумывать, кому мы это подарим. Можно поставить поблизости большой ящик, в котором хранятся шедевры (на память). Или придумать что-то еще. Главное – чтобы ребенок понимал, как быть дальше, когда он закончил. Чтобы, по возможности, у него был выбор. 

Что касается самих материалов, т.е. вопроса о том, какими они должны быть, я не берусь давать конкретных рекомендаций. Бытует огромное количество самых разных мнений из самых разных школ. Кто-то борется за натуральность  и естественность, другие – за яркость и красочность. Есть те, кто решительно настроены против глины для детей определенного возраста. Иные непременно обрезает острые углы в альбомах. Прочие прячут фломастеры, отдавая предпочтения карандашам. По-моему, любую гипотезу можно оправдать и логически объяснить. Для любого утверждения (даже если они противоположны друг другу) найдется ряд убедительных доказательств, поэтому играть в эту умную игру мне кажется абсолютно бессмысленным. Пробуйте опираться не на мудрые советы, а на ваш личный опыт наблюдения за творчеством ваших детей. Что замечаете вы? Становятся ли рисунки более неживыми, если используются фломастеры? Сложнее ли ребенку, когда перед ним выложены сразу все цвета, а не три-четыре основных? Повышается ли его плаксивость и раздражительность в окружении ярких и резких красок? Смотрите, ищите, не бойтесь пробовать и выбирать.   

Единственное, в чем настоятельно хочется поддержать – это отсутствие экономии на материалах для творчества. Если вы когда-либо рисовали, вы знаете разницу между дешевыми и хорошими (акварельными, например) карандашами. Существуют различия между обычным восковым пластилином и – специальным скульптурным. Попробуйте изобразить что-то кистью на листе бумаги для принтера и затем – на листе плотной качественной бумаги для акварели. Наверняка, есть разница в использовании обычных кусочков ткани и каких-то специальных гимнастических лент. Думаю, отличаются друг от друга и нити, иглы, продукты для выпечки, а также другие кусочки мозаики, из которых собираются разные виды творчества. Конечно, я не о фанатизме и точно не о перфекционизме. Я вовсе не за то, чтобы скупать годовалому малышу весь ассортимент магазина профессиональных художников. Но я среди тех, кто купит начинающему рисовать не карандаши по акции в гипермаркете, а качественные удобные мелки в виде камушков, например. А к ним – красивый льняной мешок на веревочке.   

Я понимаю, для многих вопрос стоимости реквизита довольно важен, но, на мой взгляд, это еще и вопрос ценности не только материальной, т.е. расстановки приоритетов. Один покупает пластмассовый бубен и килограмм шоколадных конфет, другой предпочтет обойтись без сладкого, но приобретет настоящие этнические маракасы (и правильно, по-моему, сделает: маракасы в плане создания питательной для ребенка среды точно полезней конфет).

Продолжение следует. 


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki
��������������

Читайте на эту тему:

Моя дочь любит музыку, и я уже несколько лет ищу для нее музыкального педагога, который мог бы разделить мои ценности. Периодически те или иные педагоги случаются, но со временем исчезают: мы не подходим друг другу. А дело вот в чем....
Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки...
Я твердо убеждена в том, что каждый из нас мог бы рисовать. И действительно мы все делаем это в детстве – до определенного момента, пока не появится печальное: «Я не умею». Откуда оно берется? Какие факторы негативно влияют на естественную способность выражать себя через...
Для того, чтобы не помешать ребенку развить его творческие способности, важно на мой взгляд, понимать, как происходит это развитие. Часто мы делаем что-то странное и противоречащее естественному пути только от незнания того, что происходит. Именно поэтому я хочу...

Новые материалы с главной страницы:

Моя дочь любит музыку, и я уже несколько лет ищу для нее музыкального педагога, который мог бы разделить мои ценности. Периодически те или иные педагоги случаются, но со временем исчезают: мы не подходим друг другу. А дело вот в чем....
Дети до года часто на улице спят лучше, чем дома. В итоге и мама может пару часов вздохнуть спокойно, почитать электронную книжку или сходить в магазин за продуктами. Однако для зимы обычная коляска не подойдет, потому что по нашим городским сугробам надо покупать...
Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки...
Проблемы моногамии и полигамии заботят все человечество. Но если о мужской – полигинии мы все хорошо осведомлены, то о женской – полиандрии не знаем буквально ничего. Полиандрия, скорее, смешивается в умах многих с супружеской изменой, тогда как на деле является чем-то...

Загрузка...
▲ Наверх