Стадии развития детского рисунка

Для того, чтобы не помешать ребенку развить его творческие способности, важно на мой взгляд, понимать, как происходит это развитие. Часто мы делаем что-то странное и противоречащее естественному пути только от незнания того, что происходит. Именно поэтому я хочу рассказать вам о стадиях, которые проходят абсолютно все дети, осваивая умение рисовать.

Первым делом, беря карандаш (кисточку, ручку, окуная пальчик в краску), малыш начинает водить по листу (животу, книжке, обоям), образуя на бумаге (столе, оконном стекле, одежде) бессмысленные штрихи, пятна, каракули – полный хаос. Иногда в этой путанице рождается нечто интересное, но это неосознанная случайность. Годовалый ребенок не создает линий и очертаний. Они, конечно, остаются, но это не является задачей автора. Истинная цель малыша – изучать мир, исследовать материалы, потрогать гуашь и кисть, облизать восковой мелок, попробовать смять (перевернуть, разгладить, посмотреть сквозь и т.д.) бумагу.

Рисуя, годоваловый ребенок не рисует – он взаимодействует с миром, изучая его. Трогая, проводя маленькими пальчиками по материалу, он даже еще не осознает связи между получающимися узорами и своими движениями – эти каракули абсолютно не управляемы и случайны.

Именно с осознавания этой самой связи и начинается следующий период. Ребенок вдруг обнаруживает, что каракули рисует он сам, что он – автор, что эти пятна и линии – это следы, оставляемые его пальцами. Они подчиняются ему, ими можно управлять – вот это новость! Словно проверяя полученное знание, ребенок начинает выводить так называемые ритмические каракули, то есть снова и снова повторять одну и ту же загогулину, рассматривая ее, оттачивая свое мастерство.

Убедившись, что это работает, автор расслабляется, и в его творчестве опять появляется хаос, но уже совершенно осознанный. Лист бумаги снова заполняется неясными спиралями, точками, галками и штрихами, но теперь они не случайны. Это ребенок наслаждается, раскрывается, заполняет собой пространство при помощи цвета и форм. 

В определенный момент рисунок начинает приобретать смысл. Он выглядит так же, как прежде, но теперь его автор объяснит вам, что это – клубничный пирог, это – кот Васька, а вон та загогулина – это весна пришла. В творчестве ребенка появляется замысел. Он не просто оставляет разного рода следы, он что-то изображает. Многие психологи полагают, что изображению предшествует узнавание. То есть, рисуя, малыш замечает, что этот каракуль напоминает ему кота, а затем пробует намеренно изобразить нечто аналогичное. Возможно, именно так и устроено – это очень похоже на правду. Также вероятно, что ребенок замечает присутствие смысла в рисунках старших детей и взрослых, и тогда его первые попытки изобразить – это копирование, подражание, один из прекрасных побочных эффектов социализации.   

Конечно, первые осмысленные рисунки имеют мало сходства с изображаемой в них реальностью. Чаще всего настолько мало, что сам автор забывает, что же он изобразил, придавая одним и тем же узорам разные значения. Но упражняясь, ребенок создает все более отчетливые очертания, глядя на которые, порой уже даже можно угадать замысел автора.

Однажды – ближе к тому моменту, когда ребенок скажет о себе «Я» - в его рисунках появляется головоног. То есть изображение человека, имеющего только лицо и конечности. По-моему, это довольно важный и трогательный момент развития способности рисовать. Не все психологи выделяют его, но я не могу не отметить. Дело не только в овладении техникой, дело в психологичности этапа: в творчестве ребенка появляется он сам. Он осознает свое «Я», появляясь для себя самого, и воссоздает свою жизнь в рисунке.

Продолжая изучать мир и себя самого, ребенок совершенствует свой рисунок. Обнаруживая мелкие детали окружающей среды, он привносит их в свое творчество. Убедившись в существовании собственного тела (ушей, волос, ресниц или пальцев), он выводит и его на бумаге: сначала с неверными пропорциями, неуверенно, схематично, но все впереди. Со временем рисунки станут не только понятными и узнаваемыми, но правдоподобными. В них появится многомерность: дома перестанут быть плоскими, небо и земля уже не будут изображаться при помощи линий, предметы отбросят тени. Человек однажды отвернется от зрителя и займет более естественную позу, чем в виде звезды (растопыренные в стороны руки и ноги). Изображения начнут взаимодействовать между собой, роняя и отражая свет друг на друга, рождая целостную, завершенную композицию.

Но все это будет не сразу. Ребенок не может попасть в финальную точку, не пройдя всего пути до нее из того места, в котором он находится прямо сейчас. Именно поэтому крайне важно не мешать ему идти в том темпе, который ему подходит. Предлагая двухлетнему мальчику нарисовать себя возле ёлочки, мы создаем условия для перескакивания тех важных стадий, через которые он дошел бы подобного изображения сам. Обращая внимание четырехлетней девочки на отсутствие шеи в изображенной ею принцессе, мы не даем ей возможности сделать открытие: обнаружить у себя и других людей шею. Показывая как_рисовать, мы лишаем детей опыта, мы отбираем у них этот естественный путь, по которому они могли бы пройти.  

Будьте внимательны и бережны - пусть дети рисуют сами!       


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki

Читайте на эту тему:

Воображению в творчестве отведена немалая роль. Я думаю на самом деле, что совокупность возможностей быть свободным и воображать и означает быть творческим. Воображение – это способность человека по-разному обращаться с идеями и образами внутри себя: перемещать их,...
«Ребенка нужно хвалить», - сказала мне однажды незнакомая женщина на улице. Моя дочь, которой было года три-четыре, делала что-то, что ей очень нравилось, и что у нее хорошо получалось, а я – ужасная мать – лишь радовалась вместе с ней, не отвешивая ни единого «Молодец!» и ни...
Ежедневно, ежеминутно мы совершаем выбор. Сидеть ли на этом стуле, читать ли эту статью, попить ли воды, пойти ли гулять, продолжать ли читать или задуматься. К счастью, далеко не всегда процесс совершения выбора осознаваем нами. Большинство решений принимается...
Богатая среда для творчества – это среда, полная новизны и возможностей открывать, исследовать, знакомиться и изучать. Чем в более замкнутом мире (физически и психологически) живет ребенок, тем меньше у него шансов создавать невероятные образы, фантазии и идеи. Дети...

Новые материалы с главной страницы:

Что только ни делает женщина, чтобы понравится мужчине. Макияж, сексуальная одежда, курсы по стилю, ботокс, пластика… Некоторые идут на все, ради того, чтобы быть привлекательными. Однако многое бесполезно и незначительно в глазах сильного пола, так что можно теряться в...
Еще немного и начнется «мозговой штурм» накануне праздников и ломание головы, кому что подарить. Сертификаты и подарочные карты набили оскомину. Золото и гаджеты – скучно, люксовый алкоголь и конфеты – банально. Может, стоит сойти с привычных «рельсов» и пойти за...
Воображению в творчестве отведена немалая роль. Я думаю на самом деле, что совокупность возможностей быть свободным и воображать и означает быть творческим. Воображение – это способность человека по-разному обращаться с идеями и образами внутри себя: перемещать их,...
«Ребенка нужно хвалить», - сказала мне однажды незнакомая женщина на улице. Моя дочь, которой было года три-четыре, делала что-то, что ей очень нравилось, и что у нее хорошо получалось, а я – ужасная мать – лишь радовалась вместе с ней, не отвешивая ни единого «Молодец!» и ни...

Загрузка...
▲ Наверх