Стадии развития детского рисунка

Для того, чтобы не помешать ребенку развить его творческие способности, важно на мой взгляд, понимать, как происходит это развитие. Часто мы делаем что-то странное и противоречащее естественному пути только от незнания того, что происходит. Именно поэтому я хочу рассказать вам о стадиях, которые проходят абсолютно все дети, осваивая умение рисовать.

Первым делом, беря карандаш (кисточку, ручку, окуная пальчик в краску), малыш начинает водить по листу (животу, книжке, обоям), образуя на бумаге (столе, оконном стекле, одежде) бессмысленные штрихи, пятна, каракули – полный хаос. Иногда в этой путанице рождается нечто интересное, но это неосознанная случайность. Годовалый ребенок не создает линий и очертаний. Они, конечно, остаются, но это не является задачей автора. Истинная цель малыша – изучать мир, исследовать материалы, потрогать гуашь и кисть, облизать восковой мелок, попробовать смять (перевернуть, разгладить, посмотреть сквозь и т.д.) бумагу.

Рисуя, годоваловый ребенок не рисует – он взаимодействует с миром, изучая его. Трогая, проводя маленькими пальчиками по материалу, он даже еще не осознает связи между получающимися узорами и своими движениями – эти каракули абсолютно не управляемы и случайны.

Именно с осознавания этой самой связи и начинается следующий период. Ребенок вдруг обнаруживает, что каракули рисует он сам, что он – автор, что эти пятна и линии – это следы, оставляемые его пальцами. Они подчиняются ему, ими можно управлять – вот это новость! Словно проверяя полученное знание, ребенок начинает выводить так называемые ритмические каракули, то есть снова и снова повторять одну и ту же загогулину, рассматривая ее, оттачивая свое мастерство.

Убедившись, что это работает, автор расслабляется, и в его творчестве опять появляется хаос, но уже совершенно осознанный. Лист бумаги снова заполняется неясными спиралями, точками, галками и штрихами, но теперь они не случайны. Это ребенок наслаждается, раскрывается, заполняет собой пространство при помощи цвета и форм. 

В определенный момент рисунок начинает приобретать смысл. Он выглядит так же, как прежде, но теперь его автор объяснит вам, что это – клубничный пирог, это – кот Васька, а вон та загогулина – это весна пришла. В творчестве ребенка появляется замысел. Он не просто оставляет разного рода следы, он что-то изображает. Многие психологи полагают, что изображению предшествует узнавание. То есть, рисуя, малыш замечает, что этот каракуль напоминает ему кота, а затем пробует намеренно изобразить нечто аналогичное. Возможно, именно так и устроено – это очень похоже на правду. Также вероятно, что ребенок замечает присутствие смысла в рисунках старших детей и взрослых, и тогда его первые попытки изобразить – это копирование, подражание, один из прекрасных побочных эффектов социализации.   

Конечно, первые осмысленные рисунки имеют мало сходства с изображаемой в них реальностью. Чаще всего настолько мало, что сам автор забывает, что же он изобразил, придавая одним и тем же узорам разные значения. Но упражняясь, ребенок создает все более отчетливые очертания, глядя на которые, порой уже даже можно угадать замысел автора.

Однажды – ближе к тому моменту, когда ребенок скажет о себе «Я» - в его рисунках появляется головоног. То есть изображение человека, имеющего только лицо и конечности. По-моему, это довольно важный и трогательный момент развития способности рисовать. Не все психологи выделяют его, но я не могу не отметить. Дело не только в овладении техникой, дело в психологичности этапа: в творчестве ребенка появляется он сам. Он осознает свое «Я», появляясь для себя самого, и воссоздает свою жизнь в рисунке.

Продолжая изучать мир и себя самого, ребенок совершенствует свой рисунок. Обнаруживая мелкие детали окружающей среды, он привносит их в свое творчество. Убедившись в существовании собственного тела (ушей, волос, ресниц или пальцев), он выводит и его на бумаге: сначала с неверными пропорциями, неуверенно, схематично, но все впереди. Со временем рисунки станут не только понятными и узнаваемыми, но правдоподобными. В них появится многомерность: дома перестанут быть плоскими, небо и земля уже не будут изображаться при помощи линий, предметы отбросят тени. Человек однажды отвернется от зрителя и займет более естественную позу, чем в виде звезды (растопыренные в стороны руки и ноги). Изображения начнут взаимодействовать между собой, роняя и отражая свет друг на друга, рождая целостную, завершенную композицию.

Но все это будет не сразу. Ребенок не может попасть в финальную точку, не пройдя всего пути до нее из того места, в котором он находится прямо сейчас. Именно поэтому крайне важно не мешать ему идти в том темпе, который ему подходит. Предлагая двухлетнему мальчику нарисовать себя возле ёлочки, мы создаем условия для перескакивания тех важных стадий, через которые он дошел бы подобного изображения сам. Обращая внимание четырехлетней девочки на отсутствие шеи в изображенной ею принцессе, мы не даем ей возможности сделать открытие: обнаружить у себя и других людей шею. Показывая как_рисовать, мы лишаем детей опыта, мы отбираем у них этот естественный путь, по которому они могли бы пройти.  

Будьте внимательны и бережны - пусть дети рисуют сами!       

Развернуть статью  ↑  ↓

Воображение в творчестве

Воображению в творчестве отведена немалая роль. Я думаю на самом деле, что совокупность возможностей быть свободным и воображать и означает быть творческим. Воображение – это способность человека по-разному обращаться с идеями и образами внутри себя: перемещать их, соединять и расщеплять, утрировать и увеличивать, уменьшать, заменять, переставлять, видоизменять и т.д. Но самое, на мой взгляд, интересное и важное (что мы наблюдаем особенно у детей) – это свойство психики создавать идеи, образы и явления, которых во внешнем мире не существует (и уже с ними различными способами обращаться): Баба Яга, Снегурочка, Карлсон, Пеппи Длинныйчулок, молочные реки, осадки в виде фрикаделек  и т.д. Благодаря воображению, мы можем строить внутри себя целый мир – такой, какой вздумается – и воспроизводить его в своем творчестве. Уверена, что одна из основных задач того, кто не хочет мешать своему ребенку быть творческим – поддержать природную способность ребенка воображать, сочинять, фантазировать. Как это можно делать:

1)  Стать феей (или эльфом)

Я говорю о том чудесном стиле общения с ребенком, который именуется «Мама-фея» (предлагаю добавить и «Папу-эльфа»).  Быть феей означает взглянуть на происходящее немного по-детски, используя умение ребенка наделить самые обычные предметы и явления чем-то сказочным и волшебным. Вы добавили в кашу не клубнику, а пентофику: это такая ягода из Дивной страны. Она очень похожа на клубнику, да, но если приглядеться, то, конечно, можно увидеть, что она отличается. Пентофика обладает особенным свойством: тому, кто ее съест, в этом месяце непременно приснится слон. Где вы ее взяли? На черном рынке под огромным секретом купили у настоящей колдуньи.

Я не сошла с ума, я привожу пример. Если вы – мама-фея, то гномы могут приносить вашему ребенку подарки, оставлять следы и записки на подоконнике. Вы можете уметь колдовать: почему нет, я вот умею. Могу делать так, чтобы окружающие видели дырявые колготки целыми, а грязное платье – чистым. Чего не придумаешь, когда у тебя расстроенная и раздосадованная шестилетняя дочь, упавшая по дороге на праздник.

К слову, стиль общения «Мама-фея» отлично спасает в конфликтных и сложных ситуациях. Я люблю приводить пример с холодным полом и просьбой к ребенку играть на ковре. Не хочется быть контролирующим цербером, не хочется ограничивать ребенка в свободе перемещения, но и смотреть, как он сидит на ледяном паркете тоже не очень приятно. Мой муж-эльф предложил нашей дочке игру, в которой паркет – это бушующий океан, а ковер – спасительный плот. «Прыгай скорее сюда, волна надвигается!», - кричал он. При помощи воображения мы можем превращать собственное занудство и скучные необходимости в веселую, интересную игру. Идти домой с прогулки, спасаясь от дракона или путешествуя по волшебной пещере-подъезду. Защищать свои зубы от вредоносных микробов при помощи щетки и пасты (их можно слепить или нарисовать). Укладывать одежду спать в шкаф (у каждой уставшей вещи – своя кроватка) и т.д.

2)  Играть

Вот здесь я приводила десять игр, придуманных психологами и психотерапевтами с целью развития воображения наших детей. Вы можете пользоваться именно ими, можете сочинять свои, отталкиваясь от предложенных, можете придумать нечто совершенно новое, подходящее вам.

На самом деле, конечно, почти любая игра развивает воображение. Ведь игры ребенка – это и есть построение образов, героев, вымышленных событий. «Подожди, сейчас день закончится, на это нужно примерно минут десять», - кричит мне из спальни моя дочь, когда я зову ее завтракать. В придуманном ею мире в данный момент одна принцесса идет в гости к другой, а затем они едут в парк на единороге, любуясь закатом. Принцессой может быть кукла, сама дочь и даже деревянная палочка – это не так важно, в воображении можно всё.

Будет здОрово, если вы сможете находить время и силы для игр со своими детьми. Для того, чтобы вместе с ними окунаться в волшебные миры, где ездят по комнатам паровозы, летают страшные чудища, где два сдвинутых стула превращаются в зАмок, а накинутый на один из них плед – в непреодолимую снежную вершину. Предлагайте своим детям идеи, будьте чуткими к их вариантам, творите игру вместе.

3)  Читать

Хорошие книги (традиционные сказки, ставшие бестселлерами) – то место, откуда можно черпать вдохновение бесконечно. Очень важно, по-моему, чтобы иллюстрации были по-настоящему художественными. Ведь образы, увиденные на страницах, ребенок переместит внутрь себя.

Я очень тщательно подбираю книги своей дочке. Ищу не слишком яркие, не режущие глаз, не примитивные, не шаблонные и уж точно не компьютерные иллюстрации. Мне крайне симпатичен художник Антон Ломаев, например. О его работах невозможно сказать «картинки» - это настоящие произведения искусства на страницах любимых книг.

Если вы не находите нужной вам книги с хорошими иллюстрациями, купите лучше совсем без них. Дайте ребенку возможность самому создать образы в воображении. Это лучше, чем предложить ему готовый безвкусный продукт.

4)  Смотреть меньше мультфильмов

О том, за что я не люблю голубые экраны и писала вот здесь. Но сегодня отдельно хочу отметить их роль в развитии воображения. Мульфильмы предлагают нам образы и действия, готовые к употреблению. Мне нужно ничего фантазировать, я не должна представлять, всё сделано за меня. Я просто беру и ем предложенное (не всегда достаточно аппетитное), и оно живет внутри меня. Увы, думая о Русалочке, я «вижу» ту самую из диснеевского мультфильма. Я знаю, как она движется, смотрит, говорит и поет. Мне не дали никакого шанса построить что-то самой. Удивительно: вроде бы мультфильмы – это что-то фантазийное, но воображению они, скорее, мешают работать.

5)  Не мешать

У вашего ребенка, как обычно, всё есть. В тот природный «пакет», с которым он пришел к вам, включена и способность воображать. Попробуйте не мешать этой способности жить и развиваться.  Представьте, что бы мы потеряли, если бы Винсенту Ван Гогу или Сальвадору Дали учителя и родители рекомендовали «поменьше выдумывать» (а художники бы послушались).

Как вы мешаете вашему ребенку фантазировать и сочинять? Какими индивидуальными способами пользуетесь для этого? Последите за собой несколько дней. Может, вы советуете детям не привирать? Или закатываете глаза, слушая очередную историю о суперменах? Предлагаете ли вы ребенку «лучше побольше учиться, чем сочинять разную ерунду»? Настаиваете ли вы на том, как мир устроен на самом деле? Говорите ли вы, что фей и гномов не существует? Комментируете ли вы сумасшедшие и необычные рассказы друзей вашего ребенка словом «вранье»? И т.д. Присмотритесь. Вы знаете, что нужно делать. 

Развернуть статью  ↑  ↓

Хвалить или нет?

«Ребенка нужно хвалить», - сказала мне однажды незнакомая женщина на улице. Моя дочь, которой было года три-четыре, делала что-то, что ей очень нравилось, и что у нее хорошо получалось, а я – ужасная мать – лишь радовалась вместе с ней, не отвешивая ни единого «Молодец!» и ни одного «Умница!». Не вижу смысла этого делать. И даже считаю не очень полезным. Особенно – в вопросе творчества. Потому что:

1)  Похвала мотивирует

Что плохого, скажете вы. Ведь вроде мы и пытаемся мотивировать детей творить, создавать. Нет. Мы пытаемся поддержать их естественную внутреннюю мотивацию к этому. Мы не наращиваем интерес к творчеству искусственным образом – а именно это делают учителя и родители, используя похвалу. И проблема заключается в том, что это работает.

Вот смотрите, сделал ребенок чудесный коллаж. Долго сидел, ковырялся, клеил, соединял. Забывался в процессе, мечтал, фантазировал. Закончил, вернулся в этот мир и думает: а дай-ка маме покажу. А мама ему: «Молодец!». Сегодня сказала, завтра и послезавтра (когда он крота из пластилина слепил и палкой на земле нарисовал пальму). И так всю неделю. И весь следующий месяц. Ребенок творит и слышит, что он – молодец. И вот он уже сам не замечает, как творит, чтобы это услышать. Вот уже и процесс создания стал не так приятен, как результат – когда показываешь, когда тебя хвалят. Вот уже становится более важным не побыть в этом необычном состоянии творческого вдохновения, а сделать хорошо и красиво. Получить одобрение, стать молодцом.

Похвала мотивирует извне и разрушает внутреннюю мотивацию. Думаю, многие поймут мою мысль, ведь мы все прошли через оценочную систему. Нам оценивали на уроках рисования, музыки, хореографии, нас хвалили или не одобряли, и даже сейчас, когда я пишу это, время от времени в мой творческий процесс вмешивается напряженность по поводу того, а каким получится данный текст. Молодец я в ваших глазах или не очень.

2)  Похвала создает вертикаль в отношениях

Чтобы похвалить ребенка, мне нужно быть выше него. Я не могу хвалить из позиции равного. Ведь я должна быть тем, кто знает какую-то истину и решает, кто молодец, а кто – нет. Я забираюсь на самую верхушку мироздания и раздаю оттуда критику и одобрение. По мне, не самое лучшее место для построения доверительных и искренних отношений.

3)  Похвала способствует условности

Когда ребенок, создав творческий продукт, слышит «Молодец!», он узнает о том, что он – молодец, когда творит. Или когда творит вот так и вот это. В общем, при каком-то условии. Ведь не просто же так это «Молодец!» прозвучало. Соответственно, в другие моменты он – не молодец. Когда не творит или творит иначе. Дети понимают это, не размышляя, не осмысливая логически, а каким-то внутренним чутьем, на уровне ощущений. Не то чтобы ребенок сел и стал думать: «Хм, почему мама так говорит мне? Что она имеет в виду? Полагаю, она любит меня условно». Нет, он просто схватывает это, совершенно не осознавая: вот так – молодец, так – уже нет. А кому же хочется быть не-молодцом? Особенно в глазах мамы. Ребенок начинает стараться.

Понимаете? Просто так я – не молодец, мне нужно быть им. «Так держать!». Для этого я должен соблюдать вот эти условности. В творчестве, в том числе. Какое же тогда это творчество?

Итак, хвалить и оценивать – не вариант. Что же тогда делать? По-моему, куда полезнее, например:

- радоваться

Сказать ребенку: «Я так радуюсь, когда ты делаешь то, что тебе нравится!», «Мне очень радостно, что ты рисуешь», «Мне приятно, ведь ты увлекаешься таким интересным делом» и т.д.

А еще можно выражать радость телесно: улыбаться, смеяться, обнимать, визжать или прыгать вместе.

- удивляться

Округлить глаза и медленно произнести: «Ничего себе! Какой удивительный браслет ты сплела!», «Вот это дааа…», «Ого! Дай посмотрю поближе» и т.д.

- гордиться

Это не имеет отношения к раздаче одобрений, это самое настоящее выражение чувств: «Я горжусь тобой», «Я испытываю гордость, когда смотрю на твои работы».

- благодарить

Как часто мы говорим неуместное «Молодец!» там, где нужно сказать, например: «Спасибо, что слепил это для меня, мне очень приятно», «Благодарю, что пригласила меня на свое выступление, я получил большое удовольствие».

- описывать подробности

Хотите показать, что вы по-настоящему заинтересованы тем, что делает ваш ребенок? Взгляните внимательнее. И просто дайте ребенку знать, что вы вглядываетесь. Вот варианты: «Я вижу, на твоем рисунке трава имеет синий оттенок», «Я заметил, танцуя, ты делаешь движения руками вверх» и т.д. Согласитесь, это гораздо приятнее слышать, чем банальное «Молодец!».

- делать вместе

Подключайтесь, позволяйте себе заразиться. Прекрасной поддержкой окажется для ребенка, если вы, вдохновившись его творчеством, тоже возьмете в руки гитару (пластилин, кисть, пряжу, картонный лист и т.д.).

- делиться чем-то своим

Ребенок демонстрирует вам результат своего творчества, а вы покажите свой: «Ты украсила чехол для телефона! Ну, надо же, а я сегодня уложила ракушки в кашпо, посмотри!». Это оставляет вас одинаково важными, равноценными людьми, ни один из которых не может посмотреть на другого оценочно сверху. Вы – не эксперт, не критик, вы – такой же художник. 

- сообщать о хорошести просто так

И самое важное: сообщать детям о том, что они – хорошие. Но не привязываясь ни к какой деятельности и уж тем более – к ее результату. Давайте ребенку знать, какое он у вас чудо и умница не тогда, когда у него что-то получилось, а тогда, когда вы гуляете за руку в парке, когда читаете перед сном, когда, дурачась, бегаете по дому и т.д. Просто так, ни за что. Вот это знание – «Я – хороший» - еще много раз поможет ему и послужит опорой в творческом процессе, где нужно иметь смелость и уверенность, чтобы слышать и выражать себя.    

Развернуть статью  ↑  ↓

Большая тусовка «Мама рядом»

Сегодня настолько много досуга для мам, что выбирать можно на любой вкус. Есть где развлечься и детям – в каждом торговом центре есть площадки для игр, существует множество кружков, студий раннего развития и альтернативных проектов. Но единственное место, которое собирает все возможности, имеющиеся в Самаре, это фестиваль «Мама рядом». На этом семейном празднике можно найти все: от молекулярного шоу до вкусного детского питания на перекус.

Светлана Гребенникова

«Мама рядом» - праздник, прежде всего, для семей, без разграничения на «детский» или «мамский» формат. Здесь гармонично и комфортно чувствуют себя и родители, и дети. Он создан специально для того, чтобы объединить их, вовлечь в творческий процесс. Как итог – интересно и полезно проведенное время всей семьей.

7861

Это фестиваль – движение, но это не значит, что он ограничивается только подвижными играми, хотя без них никогда не обходится, есть в нем все для развития и развлечения. Можно пускать пузыри на шоу мыльных пузырей, обниматься с троллями; обучаться новым вещам – лепить елочные игрушки из цветного теста, рисовать в технике эбру, учить английский язык; знакомиться и играть с другими детьми – «шагать» с Машей и Медведем, строить городок «Лего», пробовать ледяной поп-корн на вкус...

«Это площадка вдохновляет мам не просто сидеть круглые сутки на детской площадке и смотреть, как ребенок копается в песочнице, а искать интересные развлечения для него. – рассказывает Елена Тепленькая, организатор фестиваля «Мама рядом», - Мы никого не призываем и насильно не тянем сюда. Все активные мамы Самары итак уже здесь. Иногда это превращается в большой шабаш с колясками. Приходит семей гораздо больше, чем мы можем принять».

7862

За два года вокруг фестиваля сложилось целое сообщество активных, вовлеченных, неравнодушных мам, которые давно уже перезнакомились между собой. Теперь это, прежде всего, большая тусовка. Часто они первые узнают обо всех классных новинках, которые появились в городе. Как правило, это мамы, которые занимаются каким-то своим небольшим бизнесом, часто весьма креативным, например, рукоделием. Есть среди участников и крупные компании, и масштабные проекты, которым также стали интересны идеи фестиваля. В нем участвуют и парк чудес «Галилео», и популярный сейчас Юрий Вятошин с «Black icecream show», и многие другие.

«У меня здесь много поклонников, - рассказывает Юрий, - Потому что все в восторге от нашего молекулярного шоу! У нас летает карамель в воздухе, а дети едят черное мороженое… Еще мы тут поджигали детей, разбивали розы и виноград, взрывали азотные пушки, в общем, все, как обычно!»

7863

Фестиваль рассчитан на детей от 3 до 7 лет, хотя и детям постарше здесь будет интересно. Так, «хэппи инглиш» от английского клуба «Том Сойер», выступившего в рамках праздника с демо-занятием, привлек достаточное количество детей разных возрастов. Сами они делятся, что работают только по двум направлениям: с детьми от 4 до 10 лет и с 11 до 18 лет. «С дошкольниками мы занимаемся по методике Мещеряковой, преследующей гуманный подход к образованию и естественный способ изучения языка. Школьников же мы готовим по кембриджской программе, а также помогаем сдать ЕГЭ, отточить мастерство в английском языке. У нас одна цель – чтобы дети говорили и не боялись говорить, чтобы у них отсутствовал языковой барьер. Мы за легкое общение», - рассказывает представитель клуба «Том Сойер», Александр Кравченко.

7864

Двухдневный праздник понравится и совсем малюткам – увлекательные спектакли для «годовасиков» показывал театр «Дети солнца», а первые шаги в живописи предлагал сделать Первый китайский центр в Самаре. «Мы приспособили прописи для обучения каллиграфии для первых уроков рисования для детей, - объясняет директор центра, Василий Фролов, - Как-то я взял домой одну пропись, на которой дети в центре выводили иероглифы, и мой ребенок просто влюбился в нее. Разрисовывал и не мог остановиться! С тех пор я рассказываю, что это не просто пропись, а волшебная штука для рисования, заменяющая сотни альбомов. Бесконечное количество рисунков на одном листе! Ребенок обмакивает кисть в воду и рисует водой, когда пропись высыхает, рисунок исчезает и можно снова рисовать. Так можно учить цифры, буквы, можно от простейших рисунков шаг за шагом двигаться дальше в художественном развитии».

7865

Куда двигаться дальше, узнают и родители. Для мам организуются лекции по грудному и искусственному вскармливанию, послеродовому восстановлению женского организма, психологическое здоровье мамы после родов. В папах тоже проснулась мотивация, они шли с детьми на мастер-классы, посещали лекции по прививкам и гигиене новорожденного. В общем, папы, как оказалось, теперь другие: вовлеченные в процесс взращивания и воспитания ребенка. «Мы вообще не делаем каких-то специальных различий между папами и мамами, - восклицает Елена Тепленькая, - Почему папа не может с ребенком посидеть на том же мастер-классе? Почему он не должен принимать участие в выборе развития своего ребенка? Это прошлый век – делать различия между ними! Современный папа в курсе, какие таблетки и витаминки давать ребенку, какими подгузниками пользоваться, в какие игры играть. На самом деле не важно, кто пришел с ребенком, главное - социализация детей, а приступать к ней надо с самого раннего возраста".

Развернуть статью  ↑  ↓

Родителям будущих первоклассников (2 новости)

В социальных сетях, на своих консультациях и в различных других местах, где водятся родители, я наблюдаю встревоженных мам и пап будущих первоклассников, которым нужно определиться в выборе школы. В прошлом году я была одной из них. Волновалась, нервничала, думала, всё взвешивала и изучала. Теперь, с высоты пройденных переживаний и, наконец, успокоившись, как мама первоклассницы и как психолог, хочу сказать, что у меня имеется две новости для родителей дошколят: одна (традиционно) хорошая, другая (как полагается) – плохая. Начну с плохой.

Новость первая, плохая: идеальной школы не существует.

Как бы вы ни старались, вы совершенно точно не найдете ту школу, в которой вас устроит всё. Географическая близость, педагогический состав, учебный план, одобрение родственников, необходимость финансовых затрат, степень бережности в отношениях с детьми, расписание уроков, экологичность напольных покрытий помещения, меню школьной столовой, устройство двора и т.д. Вас что-то будет устраивать меньше, а что-то – больше, но так, чтобы вам подошло всё – так не будет.

Это сложный момент, заставляющий метаться между школами и пытаться понять, а какой же из перечисленных выше факторов является для меня ключевым. Это бесконечные сравнения с множеством «за» и «против», в которых одна школа проигрывает другой в отдельно взятом вопросе, но выигрывает в ином. И попробуй вот так реши – я вас понимаю.

Новость вторая, хорошая: идеальной школы не существует.

Можно выдыхать. У вас все равно не получится «найти для своего дитя самое лучшее». Что-то точно будет не так. Значит, задача прийти к идеалу и обнаружить такую школу, с которой совсем не было бы проблем – уже отметается. Так проще, правда?

Теперь перед вами стоит другая задача: понять, чего вы хотите. Не торопитесь. Вы абсолютно точно никуда не опаздываете. Мы подали документы в мае – так можно во многих школах. Дайте себе время – суета вам все равно не поможет. Попробуйте без тревоги и спешки, глубоко и ровно дыша, прислушаться к себе: что вам важно? Вот лично вы чего хотите от школы для своего ребенка? Чтобы дети ходили на прогулку? Чтобы была возможность находиться в школе в течение всего рабочего дня? Чтобы школа была близко к дому? Чтобы было недорого? Чтобы не было оценок или домашних заданий? Чтобы дали качественное образование с ощутимой нагрузкой? Чтобы ребенок хотел ходить в школу? Чтобы учитель обладал рядом определенных черт и навыков? Временно забудьте о существующих школах, между которыми вы уже выбираете. Просто «нарисуйте» себе ту школу, в которую вы с удовольствием отдали бы своих детей. Запишите то, что для вас является важным. Что в ней обязательно должно быть, а чего – не должно ни в коем случае. Что было бы желательно, привлекательно, а что – не особо бы вас порадовало.

И только потом, помня, что идеальной школы не существует, начинайте медленно оглядываться по сторонам, присматриваясь. Какая же из имеющихся в вашем городе школ максимально похожа на ту, что вы себе представляете? Изучайте их, ходите в гости, беседуйте с педагогами. Поговорите с родителями, выпускниками. Не торопитесь: вы можете знакомиться с несколькими школами, у вас есть время. Я ходила на специальные собрания, организованные для родителей будущих первоклассников, читала форумы, расспрашивала учеников, смотрела статистику (олимпиад, поступлений в высшие учебные заведения), говорила с педагогами. Есть еще такие чудесные вещи, как школьные концерты, на которые всегда стоит сходить, чтобы через мероприятие ощутить общую атмосферу школы – она очень читается: вы увидите перед собой живых, теплых людей или правильных, сдержанных педагогов, родителей, учеников. Посещайте круглые столы, которые часто организуются по весне частными и другими школами, представляющими альтернативу традиционной в нашей стране системе. Можно также спросить разрешения поприсутствовать на уроках: во многих школах это приветствуется, а если нет – это тоже для вас станет показателем чего-либо, от чего вы можете оттолкнуться, принимая решение.

И самое главное: я думаю, что одинаково правильного выбора для всех детей сразу, конечно, тоже не существует. Возможно, вашему ребенку не будет хорошо в той школе, куда моя дочь ходит с большой радостью. Поэтому смотрите и пробуйте, водите детей на подготовительные занятия и наблюдайте.

И еще: если в следующем году вы обнаружите, что ваш выбор является не самым лучшим для вашей семьи – это не страшно. Во-первых, вы не обязаны совершать самый лучший выбор. А во-вторых, школу всегда можно сменить – это не катастрофа и не трагедия.

Удачи вам и расслабленности вы поиске! Желаю во всех этих волнениях и тревогах суметь еще и насладиться неповторимостью момента возбуждения и ожидания: вы – родитель будущего первоклассника, как оно вам?    

Развернуть статью  ↑  ↓

Творчество в гештальт-терапии

Ежедневно, ежеминутно мы совершаем выбор. Сидеть ли на этом стуле, читать ли эту статью, попить ли воды, пойти ли гулять, продолжать ли читать или задуматься. К счастью, далеко не всегда процесс совершения выбора осознаваем нами. Большинство решений принимается автоматически: я сажусь за стол, беру ложку и ем суп. Я много раз ела суп и сформировала привычку есть его при помощи ложки. Садясь сегодня за стол, я не проявляю творчество. Но если где-либо я повстречаю новое блюдо, о котором мне ничего неизвестно и никакой системы привычек на этот счет у меня нет, мне нужно будет стать творческой: попробовать есть его ложкой, ножом и вилкой, палочками, руками и выбрать, как мне удобнее, как мне подходит больше всего.

В гештальт-терапии, которой я занимаюсь, под творчеством понимается некая гибкость, свойственная человеку в ситуации, где нужно совершить выбор. Есть среда, есть я в ней и есть много различных решений, касающихся того, как мне взаимодействовать с этой средой. То есть как жить, как общаться, как контактировать. Среда вокруг меня не всегда очень здорова, ресурсна, приятна и хороша. Часто мне в ней чего-то недостает, что-то – ранит, что-то причиняет неудобства и дискомфорт. Но прямо сейчас я в такой неидеальной среде, деваться мне из нее уже некуда, остается лишь приспосабливаться, т.е. изобретать максимально эффективный для меня способ взаимодействия с ней (уйти - тоже один из них). Такой, который позволит как можно меньше потерять и как можно больше взять. Для изобретения этого способа мне и нужно применить все свое творчество.

Отличным примером того, как это происходит, являются дети. Попадая в неидеальную семью (идеальных семей не бывает), дети сталкиваются с тем, что в этой среде к этой конкретной маме нужно приспосабливаться. Дети очень творчески в своем приспособлении. Они всегда подбирают тот способ, что предельно эффективен для них, ориентируясь на самые весомые потребности, идя от них к менее важным. Так, потребность получать мамины одобрение и любовь является для ребенка приоритетной по сравнению с желанием быть свободным в своих выражениях. И тогда творческое приспособление ребенка заключается в отказе от этой свободы, и это лучший для него способ взаимодействия с данной средой.

Дети приспособляются неосознанно. Они не принимают сознательных решений о том, как взаимодействовать – это происходит словно само, на тех слоях психике, что ребенку недоступны для осознавания. Именно в этом и заключается в последствии трудность, с которой сталкивается человек: не осознавая, как он приспособился и к чему, он ведет себя одинаково со всеми. То есть он вырос, ушел от мамы, но все еще не свободен в своих выражениях в общении со многими другими людьми. Как будто куда-то делось его творчество, его возможность быть гибким, замечать, что среда изменилась, что данный способ взаимодействия здесь уже не является самым эффективным.   

Творчество – это качество, с которым я пробую приспособиться к новой для меня ситуации. Если это качество в данный момент для меня недоступно, то я действую согласно системе привычек, автоматически, словно во сне, используя какой-то из старых известных мне способов поведения, отлично сработавший в прошлом. Невозможность применения творчества делает нас ригидными, не адаптивными и не особенно эффективными в ситуации здесь-и-сейчас. Творчество в гештальт-терапии - это качество, противоположное ригидности, автоматизму, привычности, стереотипности и шаблонности. 

Применимо к детскому творчеству, эта концепция оказывается полезной в плане позволения ребенку выбирать новые формы, образы и способы их воспроизведения. То, что вчера я мог выразить при помощи кисти, сегодня, в этой среде я изображу танцем, а завтра скажу свое слово, воспользовавшись пластилином. Что-то я создам из фольги, но, правда, если в другой среде фольги под рукой не окажется (или освещение будет иным, или изменятся масштабы продукта), то я буду открыт для того, чтобы пробовать новое.

Воспитывая ребенка, мы можем транслировать правила и задавать шаблоны, а можем - поддерживать его в совершении личных выборов ежедневно. Мы можем говорить, что солнце рисуется желтым, трава - зеленым, а можем предложить выбрать цвет самостоятельно. Мы можем говорить ребенку, что следует сегодня надеть, а можем, объяснив куда мы идем (на прогулка, на праздник), спросить, во что ему самому кажется уместным сейчас нарядиться. Мы можем ежедневно варить овсянку, встречая проснувшегося ребенка уже с тарелкой в руках, и тогда он не узнает, что можно иначе, но можно дождаться момента, когда ребенок проснется и предложить выбрать между овсянкой и пшенкой. А вечером мы можем предложить ребенку пофантазировать, что он хотел бы скушать на ужин, обращая внимание также на то, что еда для завтрака почему-то совсем не подходит для вечернего времени. Мы можем сами решать, что читать на ночь, а можем спросить: "Что сегодня тебе интересно послушать? В каком настроении ты этим вечером? В сказочном, стихотворным или каком-то другом?". Мы можем рассказывать, как лучше жить, а можем - помогать ребенку замечать меняющиеся особенности среды и его личные ощущения в них, то есть те важные группы условий, в которых совершается выбор. Мы можем воспитывать гибкого, креативного ребенка, могущего выбирать, обладающего набором навыков, черт и качеств, позволяющих ему находить самые неожиданные пути решения сложных задач как в творчестве, так и в жизни в целом. 

Развернуть статью  ↑  ↓

Творческая среда: новые впечатления

Богатая среда для творчества – это среда, полная новизны и возможностей открывать, исследовать, знакомиться и изучать. Чем в более замкнутом мире (физически и психологически) живет ребенок, тем меньше у него шансов создавать невероятные образы, фантазии и идеи. Дети обладают большим любопытством к миру, и наша задача – поддерживать этот интерес, сохраняя детей в этом смысле детьми как можно дольше. Одна из характеристик детства – доступность удивляться, впечатляться, видеть то, чего прежде не видел. Нейропсихологи сейчас говорят о том, что отсутствие обучения заставляет головной мозг стареть, то есть открывать для себя новое – это ребячиться.

Обучение не всегда означает скучнейшее изучение формул. На мой взгляд, для поддержания естественного интереса к жизни, рождающего возможность творить, важно просто обеспечить ребенка пребыванием в такой среде, в которой он имел бы возможность встречаться с новым. Чтобы мир оставался для него бесконечным, открываемым постоянно.

Новые впечатления – это, конечно, поездки. В другие страны, где люди говорят на других языках, едят другую еду, растят другие деревья, имеют другой быт. Такое столкновение с совершенным иным образом обустраивать свою жизнь невероятно расширяет горизонты. Становится понятно, что на этой планете возможно почти всё, и ограничений количеству способов видеть мир, а значит и творить - практически не существует.

Путешествовать можно и внутри своей страны.  Встречаясь с разными городами, их архитектурой, разницей быта городского и деревенского жителя, манерой говорить, питаться, одеваться, общаться. Каждый населенный пункт имеет свою неповторимую атмосферу, свое настроение, не похожее на другое.

Вы, возможно, замечали, какие изменения происходят с детьми после поездки. Переварив всё то, что видели, пробовали и слышали, дети обретают внутри себя что-то новое - это новообразование, как правило, обнаруживается спустя какое-то небольшое время по приезду обратно домой. 

Новые впечатления, естественно, всегда дарит контакт с природой. Природа настолько многообразна и многослойна даже внутри одной небольшой деревни, что, изучая ее ежедневно, неизбежно столкнешься с новым, обязательно впечатлишься. Во-первых, ни один закат никогда не повторяется – это каждый день новое зрелище, новое потрясающее кино. Каким бы не был закат, он совершенен: с преобладанием оранжевого, красного, розового, с отражением солнца в воде или уходом его в горы, с драматично прорывающими тучи лучами или нежный, расплывчатый, видимый нам через дымку.

Контакт с природой – это покопаться в траве на полянке. Обнаружить в ней множество различных цветов и листьев той формы, которую сложно было бы придумать нарочно. А среди них заметить муравья, спешащего в муравейник. И божью коровку, и еще какого-нибудь жука и паука, которых там сотни.

Контакт с природой – это послушать пение птиц – такое разное – и услышать, понять эту разницу. Послушать голоса животных: мяуканье, хрюканье, мычание, лаянье и т.д. Послушать завывание ветра, шум волн, раскаты грома, шуршание листьев, жужжание пчел.

Контакт с природой – это потрогать скользкий лед, шершавую кору дерева, рыхлый и мягкий снег, холодную воду реки, нагретый солнцем песок. Покопаться в земле, пощупать глину, покидать камни.

Контакт с природой – это услышать запах цветов, запах свежести после дождя, обнаружить ощущение жизни, витающее в воздухе перед скорым приходом весны. Это запах скошенный травы, спелых яблок, сырости и первых осенних грибов.

Контакт с природой – это возможность встречаться и с флорой, и фауной. Подумайте о том, как много того и другого в вашей жизни с ребенком. Поразмышляйте, как можно чего-либо добавить. Я не поддерживаю посещение зоопарков и дендрариев, в которых животные и растения живут искусственной жизнью, не имеющей отношения к естеству. Очень не рекомендую посещать контактные зоопарки и цирки, где эксплуатируют животных. К сожалению, в таких местах дети не проникаются уважением к природе и не развивают свою впечатлительность в отношении нее, зато подхватывают очень взрослый (в плохом смысле) взгляд на природу как на нечто опредмеченное, нечто, что является не нашей средой и частью нас, а каким-то, скорее, объектом, с которым мы можем по-разному (порой не лучшим образом) обходиться. 

Выезжайте в лес, гуляйте в парках, проводите время у реки, летом побольше живите на дачах, турбазах, в палатках. Ходите в горы, собирайте букеты, гербарии, катайтесь на лошадях. Посещайте деревни, кормите кур, разглядывайте коров, знакомьтесь с гусями. Заведите котенка, собаку, рыбок. Расставьте по подоконникам цветы в красивых горшках. На самом деле медленное и вдумчивое наблюдение лишь за одним растением или животным – куда больше про контакт с природой, чем шустрая пробежка по зоопарку и даже лесу. Природа не терпит спешки: важно остановиться, замедлиться, вдохнуть, услышать, посмотреть и потрогать. Контакт с природой – это не запомнить, как выглядит и называется кролик. Это – последить за его повадками, попробовать с ним пообщаться, услышать его запах, столкнуться с его реакцией. Не бегите мимо природы: остановитесь и остановите ребенка. Дети, которые проводят лето на природе, запасаются образами и темами для игр и творчества на год вперед. 

Новые впечатления дарят также прогулки. Чем больше их у ребенка, и чем шире и разнообразнее диапазон мест, где он гуляет, тем лучше. Гулять на одной и той же детской площадке во дворе – это про ограниченность мира, про его тесные рамки, зажатость, в котором творчество мало возможно. Открытый, широкий мир – это парки, набережные, площади и бульвары. Это красивые улицы с интересными домами, специфическим архитектурным наследием, памятниками, скульптурами. Это узкие пешеходные улочки и просторные проезжие части. Это крошечные деревянные дома, изысканные дореволюционных времен богатые особняки с лепниной и огромные современные дома из стекла и камня.  Открытый мир – это и детские площадки тоже, но много разных, а не одна единственная у дома.

Гуляйте в разных местах. Подумайте о том, где вам хотелось бы побывать, на что посмотреть в своем городе. Даже если вам сложно перемещаться на далекие расстояния, меняйте локацию ваших прогулок, не уходя далеко от дома. Ведь точно же рядом имеются и другие площадки, и наверняка присутствуют какие-то скверики аллеи.

Бывайте на интересных мероприятиях – это тоже про новые впечатления. Праздник фонариков, барабанный фестиваль, ярмарка рукодельников – что необычного и увлекательного имеется в афишах вашего города? Выходите из дома, покидайте свой двор, хватит вариться в одном и том же. 

Ну и, конечно, новые впечатления – это новые люди: дети и взрослые. Прекрасных людей в жизни ребенка никогда не бывает слишком много.  А прекрасными я называю тех, кто искренне интересуется ребенком – готов играть с ним, слушать его, всерьез относиться к его мыслям и чувствам.

Развернуть статью  ↑  ↓

Творческий родитель - творческий ребенок

Довольно странно, по-моему, ждать от ребенка тяги к творчеству, когда в семье оно вообще не особо принято. Это как приучать детей к чтению: если родители не читают, если в семье такой традиции нет, если увидеть маму или папу с книгой можно не так уж часто, то, скорее всего, чтение не станет для ребенка чем-то само собой разумеющимся (вроде чистки зубов).

Творческие родители – это подарок. Это детство, в котором можно узнать, что творчество – неотъемлемая часть жизни. Творчество в такой семье не просто легализовано, оно является одной из тех естественных вещей, из которых состоит мир: земля, небо, игры, песок и т.д. Конечно, в этой среде ребенок начнет творить, а как же еще.

Часто родители расстраиваются: «Он совсем не рисует», «Пластилин ей не интересен», «Она никак не реагирует на музыку». Спрашиваю: «А вы? Вы рисуете? Когда последний раз брали в руки пластилин? Любите подвигаться, потанцевать?». «Нет, - отвечают родители, - нам такое не нравится, мы не хотим». Это не хорошо и не плохо – не все обязаны хотеть творить именно так. Включая ребенка. И это важно понимать. Если вы разрешаете себе не рисовать, разрешите это и ребенку тоже. Если подкладываете ему карандаши, уговариваете, заставляете – делайте то же самое с собой, давайте по-честному. Садитесь вместе, рисуйте.

На самом деле, если вы и правда найдете внутри себя интерес что-то создавать, то будьте уверены: вы очень скоро обнаружите возле себя ребенка, которого еще и трудно будет уговорить не мешать, «помогая». Дети хорошо ощущают наши искренние импульсы и энергию, с которой мы беремся печь пироги, красить забор, писать книгу. Прямо сейчас возле меня танцует семилетняя дочь, которую бесполезно просить делать это в другой комнате: в другой комнате нет никого, кто с большим интересом погружен в создание творческого продукта. И если я поясню дочери, что именно я сейчас делаю, то на меня совершенно точно посыплется град идей и предложений о том, что еще я могу написать.

Когда мы творим, дети тоже начинают творить. Правда, есть одно но: только в том случае, если наше творчество искренне. Если мама, скажем, играет на пианино не для того, чтобы приучить к этому сына, а просто потому, что по-другому не может. Потому что ей очень это нравится, потому что она получает настоящее удовольствие. То есть манипуляция из серии «я сейчас разложу тут гуашь, чуть-чуть демонстративно порисую, чтобы привлечь внимание, и уйду» не сработает. На один раз, может быть, да, а в плане развития интереса к творчеству вообще, в целом – нет.

Поэтому, если вы действительно хотите сделать творчество неотъемлемой частью жизни в вашей семье, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «А что именно мне по-настоящему интересно?». Нравится ли вам складывать оригами? На балконе уже десять лет пылится гитара? Всегда мечтали о курсах ораторского искусства? Хотите шить шапочки для младенцев? Мастерить брелоки для телефонов? Создавать необычные инсталляции? Вырезать цветы и животных из овощей? Строить скульптуры из Лего? В мире так много разного рода способов проявить себя, вы точно найдете тот, что будет вам по душе. Но я, между тем, понимаю, что это очень непросто. Вообще вопрос «Чего я хочу?» - один из самых сложных, к сожалению, для современного человека.  

Мы привыкли жить так, чтобы не особенно задумываться о своих желаниях, мечтах и порывах и, уж тем более, осуществлять их. Как устроена ваша жизнь? Чем вы занимаетесь в ней? Как проходит обычный ваш день? Сколько времени ежедневно вы посвящаете тому, что вам действительно нравится? Как часто и много вы отдыхаете? Простые вопросы, ответы на которые могут удивлять и расстраивать. Но задавать их себе важно, ведь это ваша жизнь – одна, единственная, неповторимая. Как вам то, что бОльшую часть дня вы заняты «очень полезными» и «нужными» делами и так мало сил и времени уделяете вашим желаниям.

На своем опыте работы психологом я замечаю, что, как правило, когда человек огорчается таковым положением дел и хочет что-то исправить, он сталкивается с другой трудностью – непониманием, чего именно по-настоящему хочется. Современные люди имеют настолько мало опыта в понимании и осуществлении своих желаний, что приходится заново учиться тому, что настолько естественно. Если родители не очень интересуются тем, чего хочет ребенок, что ему интересно, то он не считает свои потребности и «хотелки» ценными, важными, он прячет их, перестает к ним прислушиваться и со временем совершенно теряет с ними контакт. Это грустно, но поправимо. Со временем. Не стоит ждать от себя, что вот прямо завтра я уже возьму и пойму, чего я хочу – вряд ли, если на протяжении последних десятков лет вы про это ничего не знали. Не торопитесь, идите маленькими шагами, и тогда вы дойдете.

Часто мы делаем что-то, что отвлекает нас от «полезных» и «нужных» забот, позволяя немного отдохнуть, и потому мы принимаем импульс делать это за свои потребности и желания, за то, что нам нравится. Я говорю о социальных сетях, например. О ежеминутном заглядывании в холодильник. О сериалах. Человек, который много времени тратит на подобное, не делает ничего полезного, нужного, но и того, что на самом деле приносило бы ему счастье и радость – не делает тоже. Так что не торопитесь считать такое времяпрепровождение осуществлением своих желаний – хотите вы чего-то другого.

Точно также к заботе о себе, как правило, не имеют отношения популярные среди женщин посещения салонов красоты и шопинг. Нередко именно с этого девушки начинают пытаться «сделать что-нибудь для себя», но не ощущают истинного насыщения: приятно, но чего-то не хватает. Конечно, потому что по-настоящему вы хотите чего-то другого, не новое платье. Оно, конечно, точно не будет лишним, но истинно важно другое.

Прежде всего, важно разрешить себе отдыхать. Очень сложно захотеть чего-то по-настоящему, если вы устали, и никакой энергии и сил на то, чтобы чего-то желать, у вас нет. Когда вы загружаете себя неинтересными, скучными, полезными, выматывающими нужностями и заботой о других, единственное искреннее желание, которое вы правда сможете обнаружить – это поспать. Полежать. Ничего не делать. Мои клиенты так и говорят: «Я ничего не хочу». «Чем бы ты занялся сегодня, - спрашиваю я, - если бы можно было делать абсолютно всё, что ты хочешь?». «Ничем, - отвечают чаще всего, - спал бы целый день, валялся, принимал ванну, смотрел смешной сериал, ел». Или: «Я поехал бы отдыхать. Лежал целый день у моря». И тут же: «Ну вот, я не хочу ничего интересного! Как я могу делать то, что я хочу, если я ничего не хочу! Я никогда не найду себя, за лежание на пляже денег не платят!». Ну, конечно. Как можно чего-то вообще хотеть, если энергия на нуле. Для начала действительно нужно выспаться, отдохнуть. Не мучить себя рождением новой идеи. Для того, чтобы она появилась (сама, спонтанно), нужно набраться сил.

Отдохнув и выспавшись, организовав свою жизнь так, чтобы в ней было больше возможности ничего не делать, можно начать с простых человеческих желаний. Если вы никогда этого не делали, вам будет сложно сразу ответить на вопрос о своем предназначении, но вы можете попробовать прислушаться к себе на предмет того, а что, например, я хотел бы сейчас съесть. Смешной и глупый вопрос, понимаю, но вспомните сбегающую невесту, которую играла Джулия Робертс – девушка не знала, какой вид яичницы нравится ей больше всего. И, начав с ответа на этот простой вопрос, она разбиралась в себе, в том, чего действительно хочет от жизни в целом.

Итак, что вы предпочли бы поесть? Прямо сейчас, если бы можно было съесть все, что угодно, что бы вы съели? Попробуйте ответить не «головой», а «телом». Не думайте о том, что полезно и вкусно, не вспоминайте, что вы видели или пробовали, не оглядывайтесь по сторонам. Просто закройте глаза и пофантазируйте. От представления какой еды у вас текут слюнки? Продолжайте до тех пор, пока не ощутите телом ясное и яркое желание что-то съесть.

Для того, чтобы были силы и желание творить, создавать, очень важно беречь себя и заботиться о себе. Отдыхать, прислушиваться к своим желаниям, удовлетворять их. Возможно, прямо сегодня у вас не получится поесть того вкусного, что вы намечтали. Но есть еще завтрашний день, не бросайте свою «хотелку».

Забота о себе – это осуществление маленьких желаний для улучшения качества своей жизни. Угощать себя чем-то особенным. Принимать ванну. Ходить на массаж. Гулять и любоваться природой. Заниматься спортом (если это приносит вам удовольствие). Высыпаться. Читать книги, смотреть интересные фильмы, слушать приятную музыку. Общаться с друзьями. Развлекаться так, как подходит именно вам. 

Забота о себе делает вашу жизнь более экологичной, сохраняет вам здоровье, хорошее самочувствие и придает сил. Только развернувшись к себе, отдохнув, начав реализовывать свои желания, вы обретете возможность и ресурсы творить. Искренне вдохновиться, загореться, получать удовольствие от процесса. Вот тут и подтянутся дети. 

Развернуть статью  ↑  ↓

Творчество без уроков

На мой взгляд, творчество не должно быть специально организованным. Когда мы водим ребенка на занятие рисованием или музыкой в определенные дни к какому-то времени, мы словно ждем от дитя, что именно в этот час его посетит вдохновение. Странно, да? Ведь в этот момент он может быть расстроенным или уставшим, обеспокоенным чем-то, желающим спать, есть, кататься на роликах и т.д. Конечно, скорее всего, педагог сможет увлечь ребенка, который чем-то займётся, и у него даже что-то получится, но этот процесс не будет реализацией истинного желания творить, идущего изнутри. Такие занятия больше похоже на отклик, на согласие, связанное с предложением снаружи: «Порисовать? Почему бы и нет, собственно». Не думаю, что Ван Гог писал именно так.То же самое касается занятий, которые родители дома организовывают для ребенка самостоятельно. Вот мама стелет пеленку на стол, вот достает глину и краски, проговаривая: «Сейчас мы будем лепить». Или танцевать. Или музицировать. Или петь. Когда творчество превращается в организованный урок, значительная часть творческости из него выветривается. Совсем иначе выглядит и переживается процесс, если ребенок запел сам – просто потому что ему хочется, потому что невозможно сдержать своих чувств, потому что радостно и весело, и в слова без песни это не оформляется. Как он не похож в этот момент на того, кто по инструкции старательно выводит: «Ма-мо-му-мэ-ми» и другие прекрасные звуки. Или сравните двух танцующих детей: один затанцевал сам по себе, потому что зазвучала музыка, под которую не устоять, и тело само рождает какие-то движения, оно живет, дышит, а другой ребенок повторяет движения педагога или родителя, или даже ему предложено двигаться спонтанно, но на уроке, куда его привели специально, чтобы он танцевал. Если не верите мне, просто посмотрите сами – вы увидите разницу. Но как же быть, спросите вы, если ребенок сам не проявляет активности. Вот пока не приведешь его на урок – не танцует. Пока не разложишь все на столе и не скажешь, что сейчас рисуем улитку – карандаша не возьмет в руки. Что же тогда делать? Мой ответ: отстать от ребенка. Я думаю, что лучше всего сделать именно так по двум причинам. Во-первых, ваш ребенок совершенно не обязан творить. По крайней мере, тем способом, которым вам бы хотелось. Он никому не должен непременно рисовать, лепить или петь. Очень жаль, конечно, что он не оправдывает ваших надежд (и я верю, что вы желаете от него чего-то, искренне переживая это как заботу о нем самом), но это так, и вам остается на этот счет лишь погрустить (ну, или сначала позлиться).Во-вторых, до тех пор, пока вы пытаетесь мотивировать ребенка снаружи, мотивация изнутри не проклюнется – мы так устроены. Хотите, чтобы человек чего-то захотел сам – оставьте его в покое. Совершенно не обязательно, что он именно этого и захочет в результате, но так хотя бы шанс появляется. Постоянно предлагая ребенку творить, вы лишаете его возможности прикоснуться к своим желаниям и нащупать среди них что-то. Все равно что неизменно предлагать ребенку поесть, не дав ему шанса проголодаться. Со временем ребенок просто разучивается ощущать свой голод за ненадобностью – зачем прислушиваться к своим потребностям, если они не играют роли. Больше скажу: чем больше проходит времени, тем меньше у такого человека возможности вообще смочь понять и ответить себе на вопрос: «Хочу ли я сейчас есть?». Потому что именно на свои желания он не ориентировался никогда. Его приучили ориентироваться на время, в которое положено принимать пищу. На других людей, которые ему эту пищу предлагают. На фактор наличия или отсутствия пищи и т.д. Ровно так же «работают» уроки творчества для ребенка, который еще не научился обнаруживать свои желания и опираться на них. И только тогда, когда малыш немного подрос, вырастил способность разбираться в своих желаниях, обнаружил среди них что-то конкретное и особенное (сильную страсть к игре на барабанах или непреодолимую тягу к чтению стихов перед публикой) – вот тогда можно помочь ему организованными уроками, откликнувшись тем самым на его (а не свой) интерес, на его ясно озвученную просьбу. Здесь может появиться волшебный и чуткий педагог, который бережно поддержит увлечение ребенка и, не ограничивая его свободы, поможет освоить всё необходимое для реализации себя в этой сфере. Ну и, конечно, никогда не следует детей заставлять заниматься творчеством. Ничего, кроме неприятных воспоминаний и основы для развития невроза, это ребенку не даст. Все мы знаем грустные истории о людях, закончивших музыкальную школу и никогда больше не прикасавшихся к пианино (мне даже знакома девушка, которая отпраздновала получение диплома сожжением инструмента). Но вдумайтесь: если взять детей, которых никто никогда не учил, не заставлял и не уговаривал, поместить их в одну комнату с пианино, что будет? Конечно, вы видели это миллион раз – их не оторвать от магического предмета, издающего такие разные звуки. И это прекрасно, этому чудесному процессу не стоит мешать никакой организованностью и обучением.На самом деле я призываю всех переживающих родителей присмотреться. Пока вы тревожно подыскиваете репетитора, пока придумываете, как и что сегодня вместе порисовать, ваш ребенок творит – держу пари, вы просто не замечаете. Его творчество в том, как он сложил ложкой башню из каши, пока вы были озабочены тем, чтобы он ел, а не играл с едой. Его творчество – в вашем рабочем блокноте, где он начеркал вашей же ручкой (вы не знаете, что это, например, летит самолет или бежит тигр). А еще он довольно странно шел из сада вчера – вы просили его идти нормально, но именно в этот момент он играл роль индейца. И когда он оставил после себя лужи в ванной – там шел кукольный спектакль о покорении морей или готовился торт (из воды, да, вы не умеете? моя дочь может вас научить). Приглядитесь – ничего организовывать не нужно, там всё уже есть.

Развернуть статью  ↑  ↓

Что важно в питании ребенка от рождения до трех лет. Что должна знать каждая мама?

Что важно в питании ребенка от рождения до трех лет

Что должна знать каждая мама?

Больше всего человек растет и развивается в первые три года своей жизни. Никогда больше он не научится такому количеству вещей: пить, есть, говорить, слушать, ползать, ходить, думать, анализировать и многому другому. Для правильного и гармоничного развития любому маленькому человеку нужны питательные вещества, витамины и минералы.

7804

Взрослые сами как-то разобрались со своими завтраками-обедами-ужинами и более-менее понимают, что такое сбалансированное здоровое питание (хотя и в этом зачастую сомневаются и спорят). Что же говорить о такой ответственности, как питание своих детей, от которого зависит не только правильное насыщение, но и рост и развитие маленького человека. Так же как, вкусовые предпочтения, предрасположенности, хороший обмен веществ в будущем.

Для мам и пап, а также бабушек и дедушек мы собрали всю необходимую информацию о питании детей от рождения до трех лет. Что такое питательные вещества для ребенка? Что должен есть новорожденный? Как ребенка ввести на здоровый взрослый стол?

Белки – жиры – углеводы

Любой взрослый человек знает, что все сбалансированное питание состоит из белков, жиров и углеводов, и даже понимает, из каких продуктов их получать и, наоборот, каких продуктов избегать. Но взрослый и самый первый детский стол – это совершенно разные вещи. Именно поэтому объясняем, зачем и в каком количестве детям нужны эти питательные вещества.

Белок является одним из главных компонентов, отвечающих за гармоничный рост, развитие и здоровье ребенка. Он играет роль основного строительного материала для клеток и тканей организма. Недостаток белка может отразиться на всем организме малыша: замедлить рост, нарушить формирование скелета, мышц, зубов.

Жиры (молочные и растительные) – источники энергии, витаминов – также принимают участие в строительстве каркаса клеток.

Углеводы (сахар, крахмал и пищевые волокна) служат поставщиками энергии для работы мышц и других органов.

Этап 1. 0-6 месяцев

Для новорожденного ребенка нет ничего лучше материнского молока. Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать грудное вскармливание в течение первого часа после рождения. Кормить лучше всего только материнским молоком, без допаивания водой, т. к. в молоке содержится и еда, и вода для малыша. В молоке есть все необходимые витамины и минералы для развития ребенка. Молоко каждой женщины состоит из белков, жиров, сухих и минеральных веществ, а также лактозы, которая играет роль углеводов для младенца.

Самый важный элемент для развития ребенка – это белок, ведь в нем содержатся все незаменимые аминокислоты. В грудном молоке он составляет в среднем около одного грамма на сто миллилитров (в коровьем молоке, например, содержание белка в 3-4 раза выше). Это идеальное количество для здоровья и легкого усваивания организмом. Избыток белка в рационе малыша может привести к нарушению обмена веществ и ожирению.

Иногда грудное вскармливание невозможно по ряду ограничений или противопоказаний. Именно поэтому в настоящее время разработаны смеси, состав которых адаптирован под грудное молоко. В составе таких смесей количество белка приближено к уровню грудного молока, а также содержатся все незаменимые аминокислоты в оптимальном количестве, без которых невозможен здоровый гармоничный рост.

7805

Этап 2. 6-12 месяцев

Если до шести месяцев все ясно: материнское молоко или смесь, то с полугода начинаются первые шаги по направлению к взрослому питанию. По рекомендациям ВОЗ именно с шестимесячного возраста малышу следует вводить прикорм.

По мнению ведущих специалистов, прикорм следует начинать по схеме: овощи – мясо – каши – кисломолочные продукты – фрукты. Все продукты вводятся постепенно, по месяцам. В один месяц пробуется только один вид продуктов, при этом сначала предлагаются продукты, которые не вызывают аллергическую реакцию. Из овощей это кабачок и цветная капуста; каши – безмолочные (или с добавлением грудного молока или знакомой ребенку смеси): рисовая и кукурузная; мясо – индейка, кролик и ягненок; кисломолочные продукты – только кефир и творог; а фрукты – яблоко, груша и чернослив.

При этом прикорм вводится только как постепенное приучение организма к новой твердой пище, а не в качестве замены грудного молока или смеси. Именно материнское молоко или смесь будут служить основным источником питательных веществ для ребенка до 1 года.

Хотите привить ребенку правильные пищевые привычки – не заставляйте ребенка есть насильно. Не нравится какой-то продукт – отмените его на время, введете заново потом. Вкусовые рецепторы у детей развиваются медленно и постепенно.

Ребенок должен есть ровно столько, сколько ему хочется. Пищевые привычки формируются именно до 1 года, поэтому ребенку не следует привыкать к перееданию. Главные витамины он все равно получит из грудного молока или адаптированной смеси, которую будет регулярно употреблять хотя бы до 12 месяцев.

Этап 3. 12-24 месяцев

Всемирная организация здравоохранения, рекомендациям которой следуют врачи всего мира, советует сохранять грудное вскармливание до 2-х лет. Молоко или смесь продолжат поставлять в организм ребенка необходимые микроэлементы и другие питательные вещества, укрепляя иммунитет, поддерживая пищеварительную систему и другие важные функции организма.

Грудное вскармливание или смесь уже являются дополнением к основным приемам пищи. Специалисты рекомендуют сбалансированное 5-разовое питание детей, а в перерывах или перед сном давать грудь или смесь.

Белки по-прежнему чрезвычайно важны для всего организма. Они содержатся в овощах, мясе, кисломолочных продуктах, а также в грудном молоке или адаптированной смеси, в которой количество белка максимально соответствует возрастным потребностям. Коровье молоко не рекомендуется вводить в рацион детей раньше 3-х лет, потому что оно является тяжелым продуктом для усваивания детским организмом, а также может вызывать аллергические реакции.

Жиры и углеводы будут поступать в организм ребенка вместе с основной пищей. Жиры – это могут быть полезные растительные масла: кукурузное или оливковое. А вот в качестве углеводов ребенку не следует давать сладкое или мучное. Привыкание малыша к такому виду углеводов может спровоцировать лишний вес, а также проблемы с пищеварением не только сейчас, но и в будущем.

Придерживаясь современных стандартов, ребенок в возрасте 1-2 лет должен ежедневно получать белков в количестве около 36 г, жиров – 40 г и углеводов – 174 г.

Пусть в рационе ребенка присутствуют овощи, фрукты, диетическое мясо, рыба, кисломолочные продукты, крупы и яйца в небольшом количестве. Очень неплохо, если те же самые продукты составляют и рацион его родителей, – что может быть здоровее и полезнее?

Родителям необходимо помнить, что именно в детстве формируется привычка к здоровому питанию, поэтому все продукты должны быть максимально сбалансированы. Именно такое питание приучит детей к здоровому образу жизни, сформирует иммунитет и будет способствовать гармоничному своевременному развитию.

Этап 4. 24-36 месяцев

К двум годам ребенок обычно уже многое попробовал и узнал вкус всех основных продуктов. В среднем у малыша прорезалось около 20 молочных зубов, и пищу уже не надо измельчать. Но это не значит, что его можно полностью переводить на взрослый стол. Все блюда также должны быть максимально диетическими.

Малыш в этом возрасте должен придерживаться регулярного 4-разового питания. Все те же овощи, фрукты, мясо, рыба, паста, крупы и кисломолочные продукты должны составлять основной рацион детей до трех лет. Специалисты рекомендуют, чтобы ребенок получал ежедневно 42 г белка, большая часть которого животного происхождения, 47 г жиров, в том числе растительного происхождения, и около 200 г углеводов.

Главная рекомендация в этом возрасте, которую нам транслируют детские врачи и психологи, – завтракать, обедать и ужинать по возможности вместе с ребенком, тогда он будет видеть, что родители едят, и повторять все за ними. Ешьте вместе с ним вкусную, полезную еду, и у ребенка на всю жизнь сформируется привычка к здоровому образу жизни.

Известные шеф-повара советуют: развивайте вкус ребенка с самого детства. Готовьте интересные блюда из знакомых продуктов. Вкусовые рецепторы должны знать разные вкусы, только тогда вырастают настоящие гурманы. А может, и следующее поколение мастеров кулинарного искусства?

Развернуть статью  ↑  ↓

63pokupki
сотрудничество
Загрузка...
▲ Наверх