Творчество без уроков

На мой взгляд, творчество не должно быть специально организованным. Когда мы водим ребенка на занятие рисованием или музыкой в определенные дни к какому-то времени, мы словно ждем от дитя, что именно в этот час его посетит вдохновение. Странно, да? Ведь в этот момент он может быть расстроенным или уставшим, обеспокоенным чем-то, желающим спать, есть, кататься на роликах и т.д. Конечно, скорее всего, педагог сможет увлечь ребенка, который чем-то займётся, и у него даже что-то получится, но этот процесс не будет реализацией истинного желания творить, идущего изнутри. Такие занятия больше похоже на отклик, на согласие, связанное с предложением снаружи: «Порисовать? Почему бы и нет, собственно». Не думаю, что Ван Гог писал именно так.То же самое касается занятий, которые родители дома организовывают для ребенка самостоятельно. Вот мама стелет пеленку на стол, вот достает глину и краски, проговаривая: «Сейчас мы будем лепить». Или танцевать. Или музицировать. Или петь. Когда творчество превращается в организованный урок, значительная часть творческости из него выветривается. Совсем иначе выглядит и переживается процесс, если ребенок запел сам – просто потому что ему хочется, потому что невозможно сдержать своих чувств, потому что радостно и весело, и в слова без песни это не оформляется. Как он не похож в этот момент на того, кто по инструкции старательно выводит: «Ма-мо-му-мэ-ми» и другие прекрасные звуки. Или сравните двух танцующих детей: один затанцевал сам по себе, потому что зазвучала музыка, под которую не устоять, и тело само рождает какие-то движения, оно живет, дышит, а другой ребенок повторяет движения педагога или родителя, или даже ему предложено двигаться спонтанно, но на уроке, куда его привели специально, чтобы он танцевал. Если не верите мне, просто посмотрите сами – вы увидите разницу. Но как же быть, спросите вы, если ребенок сам не проявляет активности. Вот пока не приведешь его на урок – не танцует. Пока не разложишь все на столе и не скажешь, что сейчас рисуем улитку – карандаша не возьмет в руки. Что же тогда делать? Мой ответ: отстать от ребенка. Я думаю, что лучше всего сделать именно так по двум причинам. Во-первых, ваш ребенок совершенно не обязан творить. По крайней мере, тем способом, которым вам бы хотелось. Он никому не должен непременно рисовать, лепить или петь. Очень жаль, конечно, что он не оправдывает ваших надежд (и я верю, что вы желаете от него чего-то, искренне переживая это как заботу о нем самом), но это так, и вам остается на этот счет лишь погрустить (ну, или сначала позлиться).Во-вторых, до тех пор, пока вы пытаетесь мотивировать ребенка снаружи, мотивация изнутри не проклюнется – мы так устроены. Хотите, чтобы человек чего-то захотел сам – оставьте его в покое. Совершенно не обязательно, что он именно этого и захочет в результате, но так хотя бы шанс появляется. Постоянно предлагая ребенку творить, вы лишаете его возможности прикоснуться к своим желаниям и нащупать среди них что-то. Все равно что неизменно предлагать ребенку поесть, не дав ему шанса проголодаться. Со временем ребенок просто разучивается ощущать свой голод за ненадобностью – зачем прислушиваться к своим потребностям, если они не играют роли. Больше скажу: чем больше проходит времени, тем меньше у такого человека возможности вообще смочь понять и ответить себе на вопрос: «Хочу ли я сейчас есть?». Потому что именно на свои желания он не ориентировался никогда. Его приучили ориентироваться на время, в которое положено принимать пищу. На других людей, которые ему эту пищу предлагают. На фактор наличия или отсутствия пищи и т.д. Ровно так же «работают» уроки творчества для ребенка, который еще не научился обнаруживать свои желания и опираться на них. И только тогда, когда малыш немного подрос, вырастил способность разбираться в своих желаниях, обнаружил среди них что-то конкретное и особенное (сильную страсть к игре на барабанах или непреодолимую тягу к чтению стихов перед публикой) – вот тогда можно помочь ему организованными уроками, откликнувшись тем самым на его (а не свой) интерес, на его ясно озвученную просьбу. Здесь может появиться волшебный и чуткий педагог, который бережно поддержит увлечение ребенка и, не ограничивая его свободы, поможет освоить всё необходимое для реализации себя в этой сфере. Ну и, конечно, никогда не следует детей заставлять заниматься творчеством. Ничего, кроме неприятных воспоминаний и основы для развития невроза, это ребенку не даст. Все мы знаем грустные истории о людях, закончивших музыкальную школу и никогда больше не прикасавшихся к пианино (мне даже знакома девушка, которая отпраздновала получение диплома сожжением инструмента). Но вдумайтесь: если взять детей, которых никто никогда не учил, не заставлял и не уговаривал, поместить их в одну комнату с пианино, что будет? Конечно, вы видели это миллион раз – их не оторвать от магического предмета, издающего такие разные звуки. И это прекрасно, этому чудесному процессу не стоит мешать никакой организованностью и обучением.На самом деле я призываю всех переживающих родителей присмотреться. Пока вы тревожно подыскиваете репетитора, пока придумываете, как и что сегодня вместе порисовать, ваш ребенок творит – держу пари, вы просто не замечаете. Его творчество в том, как он сложил ложкой башню из каши, пока вы были озабочены тем, чтобы он ел, а не играл с едой. Его творчество – в вашем рабочем блокноте, где он начеркал вашей же ручкой (вы не знаете, что это, например, летит самолет или бежит тигр). А еще он довольно странно шел из сада вчера – вы просили его идти нормально, но именно в этот момент он играл роль индейца. И когда он оставил после себя лужи в ванной – там шел кукольный спектакль о покорении морей или готовился торт (из воды, да, вы не умеете? моя дочь может вас научить). Приглядитесь – ничего организовывать не нужно, там всё уже есть.

Развернуть статью  ↑  ↓

Что важно в питании ребенка от рождения до трех лет. Что должна знать каждая мама?

Что важно в питании ребенка от рождения до трех лет

Что должна знать каждая мама?

Больше всего человек растет и развивается в первые три года своей жизни. Никогда больше он не научится такому количеству вещей: пить, есть, говорить, слушать, ползать, ходить, думать, анализировать и многому другому. Для правильного и гармоничного развития любому маленькому человеку нужны питательные вещества, витамины и минералы.

7804

Взрослые сами как-то разобрались со своими завтраками-обедами-ужинами и более-менее понимают, что такое сбалансированное здоровое питание (хотя и в этом зачастую сомневаются и спорят). Что же говорить о такой ответственности, как питание своих детей, от которого зависит не только правильное насыщение, но и рост и развитие маленького человека. Так же как, вкусовые предпочтения, предрасположенности, хороший обмен веществ в будущем.

Для мам и пап, а также бабушек и дедушек мы собрали всю необходимую информацию о питании детей от рождения до трех лет. Что такое питательные вещества для ребенка? Что должен есть новорожденный? Как ребенка ввести на здоровый взрослый стол?

Белки – жиры – углеводы

Любой взрослый человек знает, что все сбалансированное питание состоит из белков, жиров и углеводов, и даже понимает, из каких продуктов их получать и, наоборот, каких продуктов избегать. Но взрослый и самый первый детский стол – это совершенно разные вещи. Именно поэтому объясняем, зачем и в каком количестве детям нужны эти питательные вещества.

Белок является одним из главных компонентов, отвечающих за гармоничный рост, развитие и здоровье ребенка. Он играет роль основного строительного материала для клеток и тканей организма. Недостаток белка может отразиться на всем организме малыша: замедлить рост, нарушить формирование скелета, мышц, зубов.

Жиры (молочные и растительные) – источники энергии, витаминов – также принимают участие в строительстве каркаса клеток.

Углеводы (сахар, крахмал и пищевые волокна) служат поставщиками энергии для работы мышц и других органов.

Этап 1. 0-6 месяцев

Для новорожденного ребенка нет ничего лучше материнского молока. Всемирная организация здравоохранения рекомендует начинать грудное вскармливание в течение первого часа после рождения. Кормить лучше всего только материнским молоком, без допаивания водой, т. к. в молоке содержится и еда, и вода для малыша. В молоке есть все необходимые витамины и минералы для развития ребенка. Молоко каждой женщины состоит из белков, жиров, сухих и минеральных веществ, а также лактозы, которая играет роль углеводов для младенца.

Самый важный элемент для развития ребенка – это белок, ведь в нем содержатся все незаменимые аминокислоты. В грудном молоке он составляет в среднем около одного грамма на сто миллилитров (в коровьем молоке, например, содержание белка в 3-4 раза выше). Это идеальное количество для здоровья и легкого усваивания организмом. Избыток белка в рационе малыша может привести к нарушению обмена веществ и ожирению.

Иногда грудное вскармливание невозможно по ряду ограничений или противопоказаний. Именно поэтому в настоящее время разработаны смеси, состав которых адаптирован под грудное молоко. В составе таких смесей количество белка приближено к уровню грудного молока, а также содержатся все незаменимые аминокислоты в оптимальном количестве, без которых невозможен здоровый гармоничный рост.

7805

Этап 2. 6-12 месяцев

Если до шести месяцев все ясно: материнское молоко или смесь, то с полугода начинаются первые шаги по направлению к взрослому питанию. По рекомендациям ВОЗ именно с шестимесячного возраста малышу следует вводить прикорм.

По мнению ведущих специалистов, прикорм следует начинать по схеме: овощи – мясо – каши – кисломолочные продукты – фрукты. Все продукты вводятся постепенно, по месяцам. В один месяц пробуется только один вид продуктов, при этом сначала предлагаются продукты, которые не вызывают аллергическую реакцию. Из овощей это кабачок и цветная капуста; каши – безмолочные (или с добавлением грудного молока или знакомой ребенку смеси): рисовая и кукурузная; мясо – индейка, кролик и ягненок; кисломолочные продукты – только кефир и творог; а фрукты – яблоко, груша и чернослив.

При этом прикорм вводится только как постепенное приучение организма к новой твердой пище, а не в качестве замены грудного молока или смеси. Именно материнское молоко или смесь будут служить основным источником питательных веществ для ребенка до 1 года.

Хотите привить ребенку правильные пищевые привычки – не заставляйте ребенка есть насильно. Не нравится какой-то продукт – отмените его на время, введете заново потом. Вкусовые рецепторы у детей развиваются медленно и постепенно.

Ребенок должен есть ровно столько, сколько ему хочется. Пищевые привычки формируются именно до 1 года, поэтому ребенку не следует привыкать к перееданию. Главные витамины он все равно получит из грудного молока или адаптированной смеси, которую будет регулярно употреблять хотя бы до 12 месяцев.

Этап 3. 12-24 месяцев

Всемирная организация здравоохранения, рекомендациям которой следуют врачи всего мира, советует сохранять грудное вскармливание до 2-х лет. Молоко или смесь продолжат поставлять в организм ребенка необходимые микроэлементы и другие питательные вещества, укрепляя иммунитет, поддерживая пищеварительную систему и другие важные функции организма.

Грудное вскармливание или смесь уже являются дополнением к основным приемам пищи. Специалисты рекомендуют сбалансированное 5-разовое питание детей, а в перерывах или перед сном давать грудь или смесь.

Белки по-прежнему чрезвычайно важны для всего организма. Они содержатся в овощах, мясе, кисломолочных продуктах, а также в грудном молоке или адаптированной смеси, в которой количество белка максимально соответствует возрастным потребностям. Коровье молоко не рекомендуется вводить в рацион детей раньше 3-х лет, потому что оно является тяжелым продуктом для усваивания детским организмом, а также может вызывать аллергические реакции.

Жиры и углеводы будут поступать в организм ребенка вместе с основной пищей. Жиры – это могут быть полезные растительные масла: кукурузное или оливковое. А вот в качестве углеводов ребенку не следует давать сладкое или мучное. Привыкание малыша к такому виду углеводов может спровоцировать лишний вес, а также проблемы с пищеварением не только сейчас, но и в будущем.

Придерживаясь современных стандартов, ребенок в возрасте 1-2 лет должен ежедневно получать белков в количестве около 36 г, жиров – 40 г и углеводов – 174 г.

Пусть в рационе ребенка присутствуют овощи, фрукты, диетическое мясо, рыба, кисломолочные продукты, крупы и яйца в небольшом количестве. Очень неплохо, если те же самые продукты составляют и рацион его родителей, – что может быть здоровее и полезнее?

Родителям необходимо помнить, что именно в детстве формируется привычка к здоровому питанию, поэтому все продукты должны быть максимально сбалансированы. Именно такое питание приучит детей к здоровому образу жизни, сформирует иммунитет и будет способствовать гармоничному своевременному развитию.

Этап 4. 24-36 месяцев

К двум годам ребенок обычно уже многое попробовал и узнал вкус всех основных продуктов. В среднем у малыша прорезалось около 20 молочных зубов, и пищу уже не надо измельчать. Но это не значит, что его можно полностью переводить на взрослый стол. Все блюда также должны быть максимально диетическими.

Малыш в этом возрасте должен придерживаться регулярного 4-разового питания. Все те же овощи, фрукты, мясо, рыба, паста, крупы и кисломолочные продукты должны составлять основной рацион детей до трех лет. Специалисты рекомендуют, чтобы ребенок получал ежедневно 42 г белка, большая часть которого животного происхождения, 47 г жиров, в том числе растительного происхождения, и около 200 г углеводов.

Главная рекомендация в этом возрасте, которую нам транслируют детские врачи и психологи, – завтракать, обедать и ужинать по возможности вместе с ребенком, тогда он будет видеть, что родители едят, и повторять все за ними. Ешьте вместе с ним вкусную, полезную еду, и у ребенка на всю жизнь сформируется привычка к здоровому образу жизни.

Известные шеф-повара советуют: развивайте вкус ребенка с самого детства. Готовьте интересные блюда из знакомых продуктов. Вкусовые рецепторы должны знать разные вкусы, только тогда вырастают настоящие гурманы. А может, и следующее поколение мастеров кулинарного искусства?

Развернуть статью  ↑  ↓

Творческая среда: доступность искусства

Существует много разных мнений о том, с какого возраста стоит начинать приобщать ребенка к прекрасному. На мой взгляд, вопрос вообще довольно странен, потому что искусству, как и любви, покорны любые возрасты, а соответственно и новорожденному младенцу можно включить Вивальди, этого же младенца можно взять с собой в слинге в музей. Чудесно, если вся жизнь ребенка, начиная прямо с рождения (а лучше даже еще до него) связана с искусством. Родители читают стихи, музицируют, обсуждают работы художников и т.д.

Вопрос возраста в контакте с искусством уместен лишь в смысле поиска подходящей ребенку формы. Ведь мы все (я надеюсь) понимаем, что трехлетнего малыша не стоит вести на длинную оперу, а вот на сказочное музыкальное представление в хороший оперный театр – да. Даже если вашему ребенку сейчас всего год, уже можно подумать о том, какая форма контакта с искусством ему подходит. В нашем городе, например, существует проект «Детская филармония»: приглашенные музыканты из настоящей филармонии играют и поют малышам, которые в это время ползают, бегают по ковровому покрытию, играют, бросают мячики и т.д. Музыканты не обижаются, родители не стыдятся, дети не терпят – все счастливы, всем хорошо.

С детьми можно и нужно ходить в театры (кукольные, оперные, балетные, драматические), в самые разные музеи, а также на занятия в них – часто очень достойные и интересные. Моя дочь посещала занятия музея модерна, где через игру и творчество дети знакомились с архитектурой этого направления и даже сами что-то творили и создавали. Майе было шесть лет, и я не думаю, что в ее голове осталось рациональное понимание того, что именно называется модерном, но это абсолютно не важно. Важно хотя бы то, что дважды в неделю она играла и рисовала в окружении прекрасных работ – музейное пространство из чуждой и особенной среды стало ее родным. Представляете, для нее нормально и привычно, когда вокруг резная мебель и потолки с лепниной ручной работы.

Детей следует водить в кино. Не на всё подряд, а на то, что действительно имеет отношение к искусству – в массовом прокате такое случается, может, раз в год. Но не беда, можно смотреть хорошие фильмы дома. То же самое относится к литературе: детям обязательно нужно читать, но точно не всё. И при выборе книги важно учесть не только ее литературное содержимое, но и художественное. Сказки Пушкина могут быть оформлены яркими компьютерными картинками и двигающимися глазками – от таких книг лучше бежать.

К сомнительным видам искусства я отношу также цирк. Не хороший, настоящий и зрелищный, а тот, в котором дрессируют животных. На мой взгляд, это не имеет отношения ни к творчеству, ни к искусству, а вот к жестокости, нечувствительности – да. И, конечно, цирков такого рода (как и контактных зоопарков, зоопарков с клетками) не должно существовать в современном развитом обществе. 

Искусство – это еще и архитектура. Если вы часто путешествуете, или в вашем родном городе сохранены разного рода интересные строения – покажите их ребенку, поговорите о них. Обратите внимание на ставни, колонны и окна. Посмотрите на скульптуры, ведь и это – контакт с искусством. Поспрашивайте ребенка о том, на что это похоже, на его взгляд, что он чувствует.

Фотография – тоже искусство. Вообще очень важно, чтобы ребенок знакомился с изобразительным искусством в разных его проявлениях. Ребенок, которому показывают только Васнецова и Шишкина, гораздо быстрее скажет своё «Я не имею рисовать», чем ребенок, который знаком с Бабски и Мондрианом.

Более того, я готова спорить о том, что и телевидение является искусством. Конечно, не всякое. Но я могу назвать несколько телевизионных передач, которые вошли в историю и, несомненно, являются творческими произведениями.

Чтобы быть творческим, важно контактировать с искусством так или иначе. Мы знаем, что дизайнеры одежды черпают вдохновение на выставках художников, а те, в свою очередь, оказываются впечатлены музыкантами, которые создают свои композиции после прочтения произведений гениальных писателей и т.д. Искусство – это мир взаимоотношений одних с другими, это способ чувствовать время, пространство и настроение. Одному историческому периоду свойственно рождать импрессионистов, другому – готических архитекторов. Без погружения в сферу искусства невозможно понять настроения общества, даже если живешь в нем. Что с нами сейчас происходит? Что волнует людей? Какую эпоху мы проживаем? Об этом не пишут в газетах, не говорят по радио, ответы на эти вопросы есть в современных кинокартинах, на стенах галерей, на сценах драматических театров, на страницах свеже написанных книг.

Искусство тесно связано с историей, социологией, психологией, но этого ребенку не обязательно знать. Важно обеспечить возможность контакта – а там он сам разберется. Рассматривая, трогая, слушая и изучая, погружаясь в атмосферу и настроение, которые несет произведение. 

Доступность искусства формирует вкус, развивает нас, делает сложнее и глубже. Дарует возможность переживать, думать, рождает внутренние конфликты, вопросы, на которые мы долго затем ищем ответы – искусство делает человека человеком.

По-моему, очень грустно, когда повседневная жизнь человека и его контакты с искусством оторваны друг от друга, когда искусство не является чем-то, что присутствует в жизни всегда, каждый день. Если вы сейчас обнаруживаете именно это, подумайте о том, что можно было бы изменить. Совершенно не обязательно бежать за билетами, пытаясь впихнуть в свой сложный график посещение музеев и театров (хотя, раз в одну-две недели по выходным – почему нет?). Для начала можно приобрести хорошую книгу с иллюстрациями известных фотографов и всей семьей ее рассмотреть. Можно начать слушать в автомобиле Шопена и Глинку. Когда у вас появится пять свободных минут, найдите в Интернете стихотворение Блока, которое вам по душе, посмакуйте его. Нет ничего сложного, что можно было бы «не понять». Ведь искусство - не про логические умозаключения, оно про переживания, про чувства, а это мы все умеем.  

Я выросла в простой рабочей семье, где никогда не звучало хорошей музыки, и меня не водили в театры. Я не знала художников, скульпторов, не понимала важности сохранения дореволюционной архитектуры в своем городе. Я пишу это, что развенчать миф о том, что если вас изначально воспитали иначе, или если вы изначально не понимаете оперы, то искусство теперь навсегда не для вас. Это не так. Я начала знакомиться с музыкой, работая с детьми. Плакала, слушая Чайковского. Я начала ходить в театры уже во взрослом возрасте. В художественные музеи – со своей дочерью (она впервые слушала рассказ о Дали, и я – тоже). Современное искусство стало относительно доступно моему пониманию лишь во время первой поездки в Европу.

И вот что я понимаю: чем дальше, тем интереснее. Потому что произведения искусства, как правило, созданы так, что отсылают друг к другу. В моем сознании создается целое кружево из взаимоотношений литературы с эстрадой и прочего. Ведь невозможно же, например, послушав тринадцатую симфонию Шостаковича, не прочесть «Бабий Яр» Евтушенко, а, познакомившись с биографией Евтушенко, как не увлечься Бродским и т.д. 

Опирайтесь на свой интерес, любопытство, ищите привлекательную для вас форму и привносите искусство в повседневную жизнь, делайте его доступным для ваших детей.   

Развернуть статью  ↑  ↓

Орф-школа: здесь не учат ноты, а играют и двигаются

Что такое орф-подход в изучении музыки? Не каждый и догадается, что этот термин связан с именем известного немецкого музыканта и композитора Карла Орфа, автора кантанты «Кармина Бурана». В начале прошлого столетия Орф, преподавая в школе музыки и танцев для девочек, объединил танец, слово и музыку воедино, тем самым задав направление развития нового движения, направленного на развитие детей и подростков. Сейчас его методы легли в основу креативной педагогики, нацеленной на раннее музыкальное развитие детей. В Самаре орф-движение зародилось в 2009 году, а орф-клуб, созданный на базе Детской экспериментальной центральной хоровой школы появился всего четыре года назад. О принципах обучения детей музыке, согласно орф-подходу, рассказывает музыкальный педагог Оксана Варгальская.

Светлана Гребенникова

- Оксана, расскажите, в чем отличие образования с орф-подходом у вас в студии от традиционного раннего обучения детей музыке?

- Карл Орф объединил движение, слово и музыку, это три кита, на которых лежит его подход к раннему музыкальному воспитанию. Развитие детского творчества происходит через игру на музыкальных инструментах, через создание собственных танцевальных движений, через аккомпанирование и пение небольших детских песенок…

Главное отличие – в том, что мы идем от понимания того, что необходимо для развития природной музыкальности ребенка - движение в первую очередь! Движение, работа с ритмом, качественная разнообразная музыка (в самом начале фольклор, т.к. ребенок нуждается в нем как представитель своей родной культуры) и слово, человеческая речь. Уникальность орф-подхода именно в слиянии музыки, речи и движения. Когда в народной игре «Большие ноги шли по дороге» мы сначала топаем под неё, потом берем в руки музыкальные палочки, потом поем. Или делаем все одновременно. В отличие от иного понимания музыкального развития, когда малышей обучают нотной грамоте – «в игровой форме изучают нотки», рассматривают портреты композиторов и рисуют под прослушивание серьезнейших произведений, к которым ребенок не готов эмоционально; сажают за пианино или скрипку.

7453

- Конечно, маленьким детям важно движение, игра…

- Музыкальная педагогика Карла Орфа основана на естественной физиологии ребенка: двигательной, познавательной и игровой потребности. Она помогает ученику быть самим собой. Мы не требуем от него каких-либо результатов, этого и нельзя делать, так как маленький ребенок живет процессом, ему важно участвовать, делать, а не то, что получится в конце концов. Вот мы играем на музыкальных инструментах. Это игра на подражание. Я что-то делаю, например, стучу на барабане, потом подключаются мамы, а за ними повторяют и детки. Сначала они играют, как хотят, но потом им уже хочется, чтобы звук был в точности как у меня. В старшей же группе начинается импровизация. С песнями то же самое. Сначала идет многократный повтор. Мы играем с музыкальными палочками, и я много раз повторяю одни и те же слова песенки: «Строим, строим, строим дом…». И уже на десятый раз они поют со мной, а после и без палочек поют с мамами.

- То есть здесь вы учите, говоря «Делай как я»? Включаете их в процесс при помощи игры…

- Любой материал с малышами повторяется. Это физиологически оправдано. Нельзя, работая с такими маленькими детками, все время менять материал. Наша цель – создание благоприятной развивающей среды, которая даст им и музыкальный, и речевой, и двигательный материал. В итоге они будут развиваться многосторонне.

- Какого возраста дети к вам ходят? Как рано можно начинать заниматься с ними, согласно орф-подходу?

- В младшую группу ходят малыши с 2 до 3 лет, в старшую – от 4 до 7. Первоклассники тоже с удовольствием продолжают ходить к нам музицировать, но им даются уже совсем другие задания и ставятся другие задачи. Вот они уже могут импровизировать: где придумать свой ритм или свой способ звукоизвлечения. Из тех же палочек. Пошуршать ими или постучать ими обо что-то неожиданное, меняющее до неузнаваемости звук. Они приобретают новый опыт. В то же время другие смотрят и повторяют за «импровизатором», у которого появляется осознание, что он придумал что-то новое, интересное всем.

7454

- Какие музыкальные инструменты вы обычно используете?

- Мы берем и исконно народные инструменты - ложки, рубель, и детскую перкуссию - барабаны, треугольники, кастаньеты, шейкеры, маракасы, бубен. Делаем барабаны из глиняных цветочных горшков и кальки. А так, это достаточно стандартный набор детской перкуссии – самые разные барабанчики, ксилофоны и другие шумовые ударные инструменты. Причем барабанчиками могут быть легко и коробки из-под обуви, и любые банки. Жестяные мы редко берем, потому что они издают очень резкий звук. Хотя дома можно и кастрюлю взять, и из ложки, подвешенной на нитку, сделать «звенелку»… Инструменты вообще, я считаю, очень условное понятие. Любая мама при желании может обыграть и сделать музыкальным инструментом все, что угодно. На занятиях мы тоже обыгрываем разные предметы. Например, из баночки от "Актимейля" делаем шейкер. Берем гречку или бусинки, кладем в баночку и слушаем, как шуршит. Ребенок сам слушает и рассуждает: нравится ли ему звук, хочет ли он еще добавить или наоборот сколько-то отсыпать.

- Это очень интересная тема – создание оркестра из ничего.

- Я когда-то была на таком семинаре «Оркестр из ничего» Галины Хохряковой. И я бы еще там побывала, потому что все интересные идеи за раз не возьмешь. Вообще я долго шла к орф-обучению. Сначала работала как педагог студии раннего развития, получила психологическое образование. Музыкальное образование у меня было базовое. В прошлом я играла на скрипке, окончила музыкальную школу. Потом решила углубленно учиться, готовилась даже поступать в вуз, но выбрала другую дорогу. Однако ни много ни мало, а 10 лет своей жизни я отдала музыке. В том числе пела в хоре. Когда начала вести студию раннего развития, где мы развивали память, мышление и речь, заметила, что дети организуются лучше и лучше слушают, когда строишь занятие как ритмичную игру. Когда я это поняла, это был момент волшебства! До многого я доходила опытным путем… А потом, в конце 2011 года, вдруг в интернете наткнулась на орф-педагогику, начала читать и поняла, это то, что мне нужно. Оказалось, что в Самаре есть Орф-клуб, есть его председатель Ирина Корнеева, которая стала моим «проводником» в орф-педагогику, т.к. она организатор всех орф-семинаров и ведущая встреч Орф-клуба.

7455

- И вы решили научиться орф-методике?

- Правильнее говорить орф-подход, а не методика, потому что в таком обучении нет каких-то жестких принципов. Да, в 2012 году я пошла на орф-семинары. Я четко понимала, что это то, что нужно детям, и мне, как педагогу. По сути, мы учились подготовленной импровизации, создавать свою программу, основываясь на принципах орф-педагогики и на своем опыте. Орф-подход можно использовать в любой педагогике, даже при обучении языкам. Мне она очень симпатична тем, что ориентирована на процесс.

- Какие бы вы назвали основные принципы орф-педагогики?

- Первый и главный, как вы уже, наверное, поняли – это ориентирование на процесс, а не на результат. Во главу угла ставится конкретный ребенок с его потребностями, а не учебный предмет. Каждому ребенку музыка нужна в той форме и в том объеме, в каком он ее может воспринимать. Задача орф-педагога не только обращать внимание, как каждый из учеников реагирует на музыку, а еще и заражать, если так можно сказать, своим интересом, энтузиазмом и любовью к музыке и музицированию. Показать, что заниматься музыкой - это очень увлекательно, интересно и под силу каждому. И тогда у ребенка будет основа для того, чтобы дальше осваивать сольфеджио и инструмент. А если ему этого не захочется, то любовь к музицированию останется с ним. Моя мечта - возрождение домашнего музицирования в наших семьях, концерты для себя, своих родных и друзей и просто совместное пение и игра на инструментах.

В основе обучения фольклор, так как это то, что близко ребенку. Психофизиологами доказано, что в своем развитии ребенок проходит все те же этапы, которые проходило человечество. Фольклор понятен ребенку, потому что на ступени развития культуры фольклор соответствует детству человека.

При обучении у нас в студии мы двигаемся от практики к теории, от целого - к деталям от простого – к сложному, от спонтанности к заданности, от произвольного к организованному.

Занятия проходят в свободном режиме, без жестких границ. Стиль работы – творческий, именно такую модель поведения педагога замыслил Карл Орф.

Еще один важный принцип орф-педагогики – единство музыки, слова, движения. Если ребенок слушает музыку, то всегда начинает двигаться. Иногда детям нравятся танцы под музыку, а иногда – воссоздавать какие-то сказочные образы. В определенном возрасте для них важно именно в кого-то «превратиться», а не просто слушать. Когда играет «Карнавал животных», они изображают слона – показывают хобот, большие уши, топают, играют в «я – слон, а мама – слониха». Отсюда вытекает еще один принцип орф-подхода – в центре внимания стоит коммуникация. И это не только взаимодействие педагога и ребенка, но и общение внутри группы. Очень важно организовать этот процесс, так как не все дети быстро сходятся друг с другом. Порой двухлеткам очень сложно встать в хоровод, взять за руку чужую тетю или другого малыша. Орф-педагог делает все, чтобы ребенку захотелось сделать это самому, развивает его желание общаться, умение заметить другого, заинтересоваться им.

7456

- Чем это лучше, чем стандартные занятия с педагогами или обучение в каких-то музыкальных кружках?

- Многие родители, отдавая ребенка в 3-4-5 лет обучаться игре на каком-либо инструменте, не понимают, зачем это нужно. Часто семья вообще далека от музыки, просто хочет за счет ребенка закрыть свои нереализованные мечты. По сути, до 6-7 лет ребенку не нужна нотная грамота и занятия в том виде, в каком ему может предложить традиционная музыкальная школа. Такие занятия ему не подходят психологически и физиологически. Чтобы начать заниматься на инструменте, малыш должен знать нотную грамоту, правила посадки и постановки рук. Кроме того, в школах раннего развития или на частных уроках, педагоги требуют от ребенка определенных результатов. Но как я уже говорила, в этом возрасте он просто не может выйти на результат, он живет процессом. Поэтому когда к 6-7 годам ребенок созревает физически, эмоционально и интеллектуально, чтобы читать нотный текст, у него уже пропадает желание обучаться. В моей студии такого нет. Только когда мы отхлопали и оттопали, так, что у нас появилась твердая опора на ноги, правильная координация движений, чувство ритма, любовь к музицированию и… осознанное желание что-то сыграть, тогда я говорю «Пора!» и можно идти обучаться дальше.

Развернуть статью  ↑  ↓

Творческая среда: организация пространства

В прошлый раз я писала о том, что в творческий процесс ребенка не стоит вмешиваться , поскольку развитие в этой сфере (так же, как и в какой-либо другой) происходит само – подобно дереву, ребенок растет не потому, что мы тянем его за макушку, а благодаря естественным силам природы. Есть, правда, одно «но»: среда должна быть питательной.

Питательная среда для развития творческости – это не кружки рисования сразу после музыкальной школы, это не изучение истории культуры, не принудительное посещение филармонии (с классом, помните?), это даже не активная мама, призывно танцующая рядом с заготовкой из пластилина в руках.

Питать творческость своего ребенка – это значит ежедневно открывать ему мир, поддерживать его любопытство во встречах с новым, организовывать эти встречи. Это значит дарить ребенку впечатления, сказки, красочные переживания. Это значит быть легким для выхода из своего «домика» вместе с ребенком. Это также означает создавать доступность и близость искусства и творчества. Давайте же обо всём по порядку.

1)  Доступность творчества

Я имею в виду простую бытовую доступность материалов, необходимых ребенку для свободного творческого самовыражения. Прекрасно, когда они находятся в зоне досягаемости. Кисти, краски, альбом, барабан, кусочки ткани и прочее – всё это лежит внизу, в открытом шкафу, ребенку легко дотянуться, достать. Для того, чтобы порисовать (помузицировать, потанцевать), не нужно звать взрослого.

К сожалению, часто бывает так, что в свободном доступе для детей оказываются лишь игрушки, а акварель и гуашь прячутся где-то в антресолях или закрытых комодах. Их, конечно, дадут, но если спросить, если позвать, если обратиться. Так творчество превращается в нечто отнюдь не повседневное, не привычное, не само собой разумеющееся – во что-то специальное и особенное.

Посмотрите, где и как в вашем доме располагается всё, что нужно для творчества. Может ли ребенок распоряжаться этим так же, как своими игрушками? Имеется ли у него возможность в любой момент времени начать творить? Есть ли пространство для танца? Существует ли укромный уголок, в котором можно затянуть песню, пока спит младший брат? Не надо ли убирать со стола принтер, чтобы порисовать? Поднимать тяжелую коробку с книгами, чтобы достать из-под нее ножницы и цветную бумагу?

Я понимаю, что невозможно, конечно, создать домашний стадион с комфортными условиями для всех видов творчества – и не нужно. Просто последите за своим ребенком – в чем нуждается именно он? Может быть, он любит лепить из глины – тогда постелите на его столик клеенку, поставьте рядом чашу для воды, покажите, где лежит глина. Вам больше не нужно сидеть рядом, помогать, наблюдать, отвлекаться. Ребенку же больше не требуется звать вас, просить, ждать, когда вы освободитесь.

Если вы очень бережете настенные и напольные покрытия, мебель и другие ценные вам предметы – подумайте, как можно избежать риска их порчи, не применяя метода «коршун, сидящий над ребенком». Многие родители сознательно не делают дорогого ремонта до тех пор, пока дети не вырастут. Другие – обклеивают стены детской комнаты дешевыми обоями, на которых – ура! – можно рисовать. Третьи приобретают специальные фломастеры, след от которых легко смывается. Четвертые сажают детей рисовать в ванну и даже в большую коробку от холодильника (не шучу, видела своими глазами, дети были в восторге). Пятые организуют уголок свободного творчества на даче, где разрешено пачкать всё и вся. Ну, и так далее – думайте, воображайте, находите решения. Уходите от стереотипов и образов аккуратно лежащих листочков на партах. 

Если вам очень дорога ваша пастель, масляные краски и что-то еще – уберите это подальше. Если вы тревожитесь о безопасности малыша, спрячьте также острые спицы и всё иное, что вызывает у вас сомнения. Но оставьте всё остальное. Разложите по удобным коробкам, пеналам, органайзерам, банкам, контейнерам, полкам и стеллажам - классифицируйте. Я убеждена, что в зоне творчества должен быть порядок. Пока художник творит, может происходить что угодно. Но для того, чтобы дети имели возможность создать этот знаменитый творческий беспорядок, среда должна быть организована так, чтобы ребенок хорошо понимал, где что взять, и быстро, без трудностей, находил нужное.

Когда все материалы свалены в одно место, довольно тяжело обнаружить что-то интересное под грудой самых разных вещей. Заведите отдельный органайзер для кистей разных сортов, карандашей, мелков, ластиков и точилок. Сложите в одну коробку наклейки, обрезки, обертки. Поместите в красивую банку цветную шерсть, нити, веревки. Что еще у вас есть? В нашем доме присутствует, например, ящик для «всего, из чего можно лепить». В нем хранятся пластилин (обычный, блестящий и скульптурный), тесто для лепки, глина, а также приспособления, при помощи которых тесто и пластилин можно выдавливать, мять и т.д. Когда тесто для лепки высыхает и отправляется в мусор, у нас появляются свободные емкости, в которые мы помещаем бусины (строго по цвету – задумка дочери) – эти емкости хранятся в общей коробке, в ней же лежат веревки и лески. Также у нас есть контейнер с засушенными лепестками летних веточек и цветов. Имеется банка с блестками, стразами и бисером.  

Ищите удобные именно вам и вашим детям способы классифицировать материалы для творчества. Посмотрите, что советуют специалисты по дизайну детских комнат, организации пространства. Почитайте блоги увлеченных людей, полистайте каталоги мебельных магазинов – вдохновляйтесь. Предложите ребенку вместе создать подходящую ему среду. Спросите, чем он пользуется чаще, чем – реже. Чего ему недостает, что является лишним. Как было бы удобнее, что мешает. Понаблюдайте за детским творчеством, пытаясь отбросить стереотипы. Вполне возможно, вашему ребенку для самовыражения понадобятся не кисти и краски, а фасоль, старая зубная щетка и фольга, например. Отлично, пусть они тоже поживут в коробках с материалами, почему нет. Моя дочь какое-то время увлекалась рисованием виноградным соком (выдавливала из ягод) по деревянному бруску. Никогда не знаешь, что придет детям в голову. Я вообще рекомендовала бы оставить одну из коробок пустой и договориться с ребенком о том, что он может поместить туда нечто особенное (спросив предварительно вашего разрешения, если вы опасаетесь обнаружить шедевр, созданный из любимой губной помады).

Отдельная история – знает ли ребенок, что делать с продуктами творчества (если они, конечно, имеются, ведь не всякий творческий процесс заканчивается результатом, и не всякий результат можно пощупать). Можно завести нечто вроде выставочной стены, на которой ребенок мог бы самостоятельно размещать свои работы. Можно вместе придумывать, кому мы это подарим. Можно поставить поблизости большой ящик, в котором хранятся шедевры (на память). Или придумать что-то еще. Главное – чтобы ребенок понимал, как быть дальше, когда он закончил. Чтобы, по возможности, у него был выбор. 

Что касается самих материалов, т.е. вопроса о том, какими они должны быть, я не берусь давать конкретных рекомендаций. Бытует огромное количество самых разных мнений из самых разных школ. Кто-то борется за натуральность  и естественность, другие – за яркость и красочность. Есть те, кто решительно настроены против глины для детей определенного возраста. Иные непременно обрезает острые углы в альбомах. Прочие прячут фломастеры, отдавая предпочтения карандашам. По-моему, любую гипотезу можно оправдать и логически объяснить. Для любого утверждения (даже если они противоположны друг другу) найдется ряд убедительных доказательств, поэтому играть в эту умную игру мне кажется абсолютно бессмысленным. Пробуйте опираться не на мудрые советы, а на ваш личный опыт наблюдения за творчеством ваших детей. Что замечаете вы? Становятся ли рисунки более неживыми, если используются фломастеры? Сложнее ли ребенку, когда перед ним выложены сразу все цвета, а не три-четыре основных? Повышается ли его плаксивость и раздражительность в окружении ярких и резких красок? Смотрите, ищите, не бойтесь пробовать и выбирать.   

Единственное, в чем настоятельно хочется поддержать – это отсутствие экономии на материалах для творчества. Если вы когда-либо рисовали, вы знаете разницу между дешевыми и хорошими (акварельными, например) карандашами. Существуют различия между обычным восковым пластилином и – специальным скульптурным. Попробуйте изобразить что-то кистью на листе бумаги для принтера и затем – на листе плотной качественной бумаги для акварели. Наверняка, есть разница в использовании обычных кусочков ткани и каких-то специальных гимнастических лент. Думаю, отличаются друг от друга и нити, иглы, продукты для выпечки, а также другие кусочки мозаики, из которых собираются разные виды творчества. Конечно, я не о фанатизме и точно не о перфекционизме. Я вовсе не за то, чтобы скупать годовалому малышу весь ассортимент магазина профессиональных художников. Но я среди тех, кто купит начинающему рисовать не карандаши по акции в гипермаркете, а качественные удобные мелки в виде камушков, например. А к ним – красивый льняной мешок на веревочке.   

Я понимаю, для многих вопрос стоимости реквизита довольно важен, но, на мой взгляд, это еще и вопрос ценности не только материальной, т.е. расстановки приоритетов. Один покупает пластмассовый бубен и килограмм шоколадных конфет, другой предпочтет обойтись без сладкого, но приобретет настоящие этнические маракасы (и правильно, по-моему, сделает: маракасы в плане создания питательной для ребенка среды точно полезней конфет).

Продолжение следует. 

Развернуть статью  ↑  ↓

Невмешательство в детское творчество

     Важная и непростая задача родителя, который ухватился за цель развить творческость своего ребенка – не вмешиваться в процесс. Как в конкретный (игра на ксилофоне, танец, рисование, лепка и т.д.), так и вообще (воспитание и выработка художественных навыков и умений).

Мне очень симпатична идея невмешательства в развитие ребенка в целом и в сфере творчества в частности. Я думаю, что родители, полагающие, что это именно благодаря им их дети научились ходить, есть, говорить, читать и писать, во многом преувеличивают свой вклад в воспитание, не очень хорошо разбираясь в том, как устроен ребенок, и какая неведомая сила им движет. Ровно так же, как если посадить семечко и не мешать ему (но создать благоприятную для его развития среду), оно прорастет и будет стремиться ввысь совершенно самостоятельно, ребенок всем своим существом направлен вверх и вперед в своем развитии, росте, в своей жизни. Он сам встает на маленькие ножки, когда этому приходит свое время. Сам тянет ручки к вашему лицу. Сам произносит свое первое слово. Сам проявляет любопытство, желание узнать, научиться, ежедневно задавая множество вопросов об устройстве мира вокруг него. Сам тянется к краскам, карандашам, цветной бумаге, сам движется под музыку, сам изображает дракона или принцессу, сам напевает песенки и т.д.

Если малыш в порядке, если он здоров и с ним всё хорошо, то он не нуждается в том, чтобы ему разъясняли, как правильно ставить ножки, как опираться на руки, как поднимать попу при ползании, куда направлять язык, чтобы произнести звук - в этих сферах детям мы все еще относительно доверяем (хотя и тут в последние годы вдруг откуда-то появляются ходунки, странные веревочки, ортопедическая обувь и что-то еще). Но в процессы творчества и обучения мы начинаем вмешиваться, пытаясь взять борозды правления в свои руки.

Если не вмешиваться, воображение ребенка проходит необходимые стадии развития просто потому, что так предусмотрено природой – так развивается мозг малыша. Он фантазирует, видя в обычном кубике пожарную машину (пирожное, дом, подводную лодку), в простой линии, проведенной кистью – след обезьяны, змею, дорогу к автобусу. Он живет в сказочном мире, веря в приведений, русалок, гномов, фей и Деда Мороза. Он непосредственен и открыт для того, чтобы выразить свое необычное видение через танец, игру, музыку, какое-либо другое творчество.

И вот ребенок берет пластилин (барабан, пряжу, скотч и т.д.) – не нужно ему мешать. Творческий процесс интимен, в момент создания продукта он не касается никого, кроме двух составляющих: того, кто творит и того, что творится. Между ними строится глубокая прочная связь, творец находится в диалоге с тем, что он создает, с проекцией самого себя в этом, со своими чувствами, ощущениями и задумками. Если вы когда-нибудь писали стихи, сочиняли танец или погружались в изобретение рецепта торта, вы должны понимать, о чем я. Это такой момент, когда нужно немного уйти в себя, чтобы встретиться там со своей музой, своим вдохновением, чтобы пережить контакт со своими переживаниями, родить идеи и, не теряя драгоценной связи, их воплотить. Конечно, никакие «помощники» тут не нужны.

Естественно, я не говорю о ситуациях, в которых малыш просит вас помочь ему что-либо отрезать, тут - подержать, там – в нужное время включить и т.д. Не нужно отказывать в запрашиваемой им технической помощи. Я пишу о том вмешательстве, которое является лишним и действительно мешающим. Правда, что касается прямых просьб о помощи, честно сказать, фильтровать стоит и их. Совершенно не на все просьбы я рекомендовала бы откликаться именно той помощью, которая прямо запрашивается. Дело в том, что часто дети, живущие в системе оценок, волнуются и сомневаются, что не справятся с поставленной перед ними задачей. И тогда появляются: «Отрежь ровно, а то я не умею», «Закрась здесь возле линии, а то у меня не получится», «Скатай хороший шар, а то я не справляюсь». Вам как родителям важно следить, чтобы творчество оставалось творчеством и не превращалось в процесс достижения «правильного» результата. В такой момент вы можете попробовать поддержать ребенка, сказав ему о том, что вы замечаете, как он переживает, чтобы продукт получился определенным. Вы можете поговорить об ожиданиях или их отсутствии. Можно объяснить юному художнику, что творчество не бывает неправильным, что его результат вряд ли возможно оценить по каким-то объективным критериям. Вы можете подбодрить ребенка своим искренним впечатлением от его работ.

Невмешательство – один из основных принципов педагогики Марии Монтессори. По ее мнению, довольно важно не инициировать процесс (учебный в данном случае, но это так же применимо и к творчеству) за ребенка, но дать возможность ученику приобрести и проявить личную инициативу, заиметь самостоятельность в преодолении трудностей, возникающих на его пути (в нашем случае: договориться с мамой, найти подходящую банку, налить в нее воду и донести до стола, аккуратно смешать нужные краски и т.д.). Даже помогая, Монтессори-педагоги произносят обожаемую мной фразу: «Позволь мне помочь тебе сделать это самому». И они действительно помогают ребенку сделать нечто самостоятельно.

Такой подход дарует ребенку свободу, возможность опираться на свой интерес, возможность учиться и творить, пробуя и ошибаясь, необходимость самостоятельно размышлять, думать, воображать, простраивать связи, инициировать контакт, обращаться за помощью. 

Вмешиваясь в процесс детского творчества, мы мешаем тому самому семечку расти. Мы говорим ему: «Смотри, было бы хорошо, если бы ты рос немножко сюда, а затем чуть-чуть повернул», «Видишь, как замечательно, если ты пустишь свой листик отсюда», «Ну что ты, убери, пожалуйста, шипы, они здесь ни к чему» и т.д. А это, возможно, изначально была роза, которой не дали стать ею самой.

Что мы делаем, вмешиваясь в детское творчество? Лишаем ребенка драгоценнейших возможностей пробовать и ошибаться. Создаем шаблоны. Даем умертвляющие подсказки. Транслируем ребенку: «Я знаю, как следует создавать», «У меня получается лучше тебя». Предлагаем ребенку опереться не на его сумасшедшие идеи, а на свои знания, опыт и стереотипы. Вмешиваясь, мы убиваем творчество.

Я понимаю, как хочется порой вмешаться. Кажется, вот только подправишь чуть-чуть эту линию (только одну!), и получится шедевр, который так приятно показать родным и знакомым. Или подскажешь – совсем немного, из лучших соображений – что в этом танце куда эстетичней так ноги не задирать, и ведь родится вторая Плисецкая. Понимаю, как бывает любопытно заглянуть через плечо творца - чего он там делает (еще и отвлечь вопросами). А какой соблазн иногда вызывает подкинуть идею. «Вот тут еще гриб на спину ему прилепи!», - и радости столько, идеальный ёж получился. А все эти движимые чувством вины, стыда и желанием вырастить Пикассо мамы, которые собирают осенние листья, желуди, шишки (трут воск, валяют шерсть, выжигают на дереве), раскладывают их перед своими детьми, инициируя создание коллажа, экибаны, гербария и т.д.

Дорогие родители! Если вы испытываете много интереса к творчеству, пробуйте творить сами. Оставьте себе собранные лично вами шишки и желуди. Соорудите из них что-нибудь. Если ребенок придет любопытствовать – это прекрасно (заодно переживете на себе, каково это, когда в ваш творческий процесс кто-то вмешался). Если захочет участвовать – еще лучше: выдайте материалы, освободите немного места. Совместное творчество тоже существует. Между теми, кто доверяет друг другу, кто готов встретиться на самой глубине, выслушать, попытать понять друг друга, встретиться, родить что-то совместное. И не мешать друг другу.

   

Развернуть статью  ↑  ↓

Игры дошколят

Всем родителям, безусловно, хочется, чтобы их ребенок был умным и сообразительным. Кто-то покупает им с младых ногтей развивающие игрушки, кто-то стимулирует правильные полезные игры. Через игры малыш учится жить: строит бытовые ситуации, испытывает те или иные эмоции, решает логические задачки. Об особенностях детских игр с 3 до 6 лет «Слову маме» рассказала детский психолог Елена Букина.

Светлана Гребенникова

7776

- Самый благодатный возраст для развития талантов у ребенка - с 3 до 6 лет. Обучение, как правило, гораздо эффективней через игру. Почему?

- Игра - это тот самый язык, на котором говорят все дети. Известно, что развитие и обучение легче и гораздо эффективнее происходит в процессе игры. Более того, в настоящее время большую популярность завоевала игровая терапия, Это направление в психологии, основанное на свободной игре ребенка. Современные дети почти разучились играть. А те дети, которые умеют играть, легче переживают различные стрессы. Ведь в игре (как в разговоре у взрослых) они могут выразить все то, что их пугает, волнует, злит, раздражает, радует и т.д. Возможно, что в период с трех до шести лет у ребенка проявится какой-то талант. Но это может произойти и позже, после шести-семи-восьми лет. Каждый ребенок растет с своей скоростью. И если чей-то ребенок в 5 лет увлеченно танцует, а ваш нет, не переживайте. Всему свое время. Тут гораздо ценнее то, чтобы ребенок САМ выбрал для себя интересное направление, а не мамина мечта играть на фортепиано взяла вверх. Ведущая деятельность у дошкольников - это игровая и исследование окружающего мира.

- С 3 лет ребенок начинает осознавать свой пол, исходя из этого и стоит теперь выбирать ему игрушки. Как они теперь будут дифференцироваться?

- Ближе к трем годам ребенок отождествляет себя с определенным полом. Все больше признаков мужчины и женщины у него в копилке знаний. Часто это внешние признаки -длинные волосы у женщины, брюки у мужчины. Именно в этом возрасте случаются казусы. Например, когда мама переодевается из джинсов в платье, распускает свой хвостик и ребенок с удивлением обнаруживает, что его мама - красивая девушка. Тем не менее, выбор игрушек - всегда индивидуален. Мальчики могут пробовать играть в куклы и коляски. Девочки могут интересоваться машинами. Самое главное - не напугать ребенка страшилками, что мол, если ты, мальчик, будешь играть в куклы, то превратишься в девочку. Слова взрослых воспринимаются слишком серьезно. И подобными запугиваниями ранимого ребенка можно довести до нервного тика.

7777

- Какие игрушки способствуют двигательной активности?

- Игрушки для двигательной активности. Дети от трех до шести лет - самые подвижные и активные. Не оставляйте детей без присмотра! Показывайте им безопасные способы игр с мячом, веревочками, резиночками. Игру с воздушным змеем. Очень интересны спортивные игры – это соревнования для выносливых и активных детишек. В этом возрасте многие дети осваивают шведскую стенку: им нравится лазить, висеть, спрыгивать откуда-то.


- Какие развивают умственные способности ребенка?

- Игрушки для умственной деятельности – это различные паззлы (выбирайте большое количество деталей). Хороши кубики с картинками (сюжетная картинка из кубиков и картина-целое). Поиграть в математика помогут цветные счетные палочки Кюизенера. В данном возрасте детей хорошо развивают различные мозаики или же варианты игр с геометрическими фигурами - "Сложи узор". Очень полезны игры, которые включают работу мелкой моторики – создание украшений из бусин, аппликации, лепка из пластилина, теста, глины.

- Что чаще всего выбирает сам ребенок? Насколько его выбор разнится с выбором родителей?

- В магазине довольно часто возникают комичные ситуации, когда выбор ребенка и родителей не совпадает. И чтобы покупка новой игрушки была радостью, попробуйте предварительно дома определиться, что это будет - машинка или робот, кукла или набор доктора. Хотя это и есть самое сложно. Ведь дети хотят все и сразу. Ну, или почти все. Каждый год накануне дня рождения сына я беру его в магазин и заранее договариваюсь о том, что сегодня мы выбираем. Просто СМОТРИМ. Игрушки можно брать в руки, рассматривать, долго-долго ходить по магазину и самые лучшие фотографировать на телефон. После домашнего просмотра и бурного обсуждения выбрать гораздо легче.

7778


- Большое значение в этом возрасте придается сюжетным играм. Почему? Какие это игры?

- В возрасте от 3 до 6 лет большое значение придается сюжетным и ролевым играм, например, «Дочки-матери». В сюжетной игре дети учатся моделировать ситуацию. С помощью ролевых игр ребенок может попробовать себя в роли смелого полицейского, отважного врача, умного учителя, сильного дракона, злой ведьмы, опасного преступника и т.д. Дети учатся смелости и самостоятельности. Учатся стоить отношения. В этот период идет накопление коммуникативного опыта - из семьи (общение каждого из родителей с ребенком, общением родителей между собой, общение других близких взрослых), а также строятся модели общения в садике, на улице, в кружках и секциях.

Развернуть статью  ↑  ↓

Детский массаж - шаги к развитию

Педиатры советуют до года пройти три курса массажа. Но не все мамы понимают, зачем. Особенно если кто-то из них «начитался» и выучил приемы по youtube, то обращаться к специалисту не видят смысла. О необходимости профессионального детского массажа рассказывает Ирина Базарова, детский массажист клиники «Медгард» в Самаре.

Светлана Гребенникова

ПОЛЕЗНОЕ С ПРИЯТНЫМ

7771

Массаж – это эффективный способ укрепить здоровье ребенка, которое нужно беречь с рождения. Родители даже абсолютно здорового малыша не должны отказываться от плановых курсов массажа, ведь именно он дает толчок к развитию ребенка. Благодаря нему правильно формируется опорно-двигательный аппарат, мышечный каркас, головной мозг, моторика ребенка… Начните заниматься с новорожденным гимнастикой и массажем и вы увидите, насколько быстро ребенок начнет переворачиваться, ползать, сидеть.

Польза от детского массажа колоссальная! Он укрепляет иммунитет, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ в организме и нервные процессы.

Одна из основных задач детского массажа – снимать повышенный тонус мышц в ножках и ручках, но и если тонус пониженный, то и в этом случае поможет массаж. И конечно же, детский массаж делается по показаниям педиатра. Он показан при рахите, различных патологиях – деформации ножек, шеи, бронхите и пневмонии.

Но самое главное – массаж доставляет огромное удовольствие любому малышу. Во время сеансов массажа малыш познает свое тело, а тактильные ощущения позволяют ему изучать мир. Есть мнение, что массаж в грудничковом возрасте лучше делать маме, ведь ее прикосновения особенно нужны, приятны ребенку. Однако лучше если все-таки массаж будет профессиональным и делать его будет опытный специалист.

ВСЕ ПО РАСПИСАНИЮ

7772

До года делается три курса массажа: первый – в 3 месяца, когда мышцы у ребенка только-только появляются, следующие – в 6 и в 9 месяцев. В 3 месяца у детей чаще всего наблюдается гипертонус мышц ножек и ручек, поэтому массаж первым делом должен расслаблять их. Кроме того, в 3 месяца необходимо начинать подготовку ребенка к поворотам со спинки в одну и другую стороны. Кстати с животика на спину малыш будет поворачиваться, по правилам, только к 8 месяцам. Все остальные поворотики принято считать «одноразовыми», случайными, когда просто перевешивает голова. Не все мамы знают, что правильно, это когда он сначала учится садиться, а потом только переворачиваться на спинку.

Далее необходимо начинать укреплять мускулатуру конечностей малыша, делать массаж ладошек и пяточек (рисование «восьмерки»). И тогда к 6 месяцу ребенок сможет самостоятельно переворачиваться, а особо активные уже будут ползать и сидеть. Поэтому второй курс массажа должен делать акцент на мышцы спины и пресса. Прорабатываются также мышцы ног для стимулирования ползания.

Третий курс массажа направлен по большей части на ножки, потому что ребенок уже пробует ходить – вдоль бортика, вдоль кроватки, с поддержкой мамы. Как только малыш пошел, возрастает нагрузка на ноги, поэтому массаж необходим.

Детский массаж делается и после, в 12 месяцев и в 1,5-2 года, естественно, по желанию. Его можно делать сидя и в игровой форме. Упражнения полезны для развития координации движения и как профилактика плоскостопия.

НАЖИМ ПО-ДЕТСКИ

7773

Детский массаж отличается от взрослого, но скорее не приемами, а интенсивностью нажима. Приемы же все известные – поглаживание, растирание, разминание. Основным приемом является поглаживание, собственно, деткам в 3месяца массаж делается только так. В последующие курсы можно будет уже включать и все остальные. Поглаживание производится ладонью, легко и плавно, оно подготавливает мышцы, расслабляет их. Растирание же разогревает мышцы, улучшает кровообращение, нормализует мышечный тонус. Еще глубже воздействие при разминании, хотя нажим должен быть все равно несильным, «детским». А вот вибрации и похлопывания делать ребенку до года не стоит. Максимум можно производить поколачивание двумя пальцами. Особенно это полезно при бронхитах и пневмонии у детей, однако, делается только в лежачем положении, чтобы мокрота не спустилась из бронхов в легкие. Необходимо с осторожностью делать и массаж животика. Его массируют недолго по времени, только верхний слой вокруг пупка, не затрагивая область печени.

7774

Делать массаж 0+ стоит не больше 20-30 минут, с условием, что ребенку нравится. Лучше, если процедуры проходят ежедневно, но можно проводить их и через день. Если ребенок гипотонусный, то лучше делать в первой половине дня, остальным - не принципиально.И конечно же, делайте массаж только если ребенок хорошо себя чувствует!

7775

Развернуть статью  ↑  ↓

Я художник, я вижу так

Учась в институте, я проходила однажды практику в общеобразовательных школах. Нужно было проводить тренинги для старшеклассников. Подростки любят изучать себя, особенно в отношениях, и обычно довольно охотно выполняют предложенные им для этого упражнения. Одно из таких – «Куст роз», его автором является Вайолет Оклендер. В оригинале следует попросить ребенка представить себя кустом роз, но можно даже не ходить далеко, а предложить закрыть глаза и нарисовать в своем воображении розовый куст. Попробуйте сделать это сами прямо сейчас. Представьте его. Рассмотрите внимательно, не торопитесь. А теперь нарисуйте или просто опишите. Какой он? Есть ли на нем цветы? Бутоны или распустившиеся розы? Присутствуют ли шипы? Много? Этот куст густой или жидкий? Пышный или не очень? Высокий или низкий? Сколько в нем роз? Они устремлены к солнцу или, скорее, немного завяли? Как выглядят стебли и листья? Где растет этот куст? Есть ли у него корни, и если есть, то какие? И т.д. Запомните, как вы описываете розовый куст. А потом попробуйте предложить кому-то еще сделать то же самое. Вы услышите историю про совсем иной куст. Может быть, он будет чем-то похож на ваш, а возможно, они будут схожи лишь отдаленно.

«Мы разные. Мы все представляем разные розовые кусты. Я говорю вам одни и те же слова: «куст роз», но каждый из вас видит его по-разному. Нет в мире двух людей, которые нафантазировали бы идентичные цветы. А ведь это только розовый куст – ничего сложно. Кроме него, есть еще абстрактные понятия. Такие как любовь, свобода, одиночество, равноправие и т.д. Их нельзя ни увидеть, ни потрогать – только как-то пережить, как-то отнестись к ним. И в этих переживаниях, в этих отношениях мы все отличаемся друг от друга», - так я говорила подросткам после того, как они описали друг другу свои кусты роз.

Мы живем в одном и том же мире, но видим его по-разному. Творчество – это способ показать другим, как я вижу мир. Это не попытка показать сам мир в его объективности, точности и правдивости. Творческий продукт – это проекция, это отражение моего видения, моей фантазии, моего воображения, моего восприятия, моего мышления, моих переживаний. Я вижу куст роз, я воспринимаю его зрительно, вдыхаю его запах, осязаю его – я делаю это по-своему, мое восприятие отличается от твоего. Затем я перевариваю этот образ, обрабатываю его. Тоже не так, как ты. Я каким-то образом отношусь к нему, нечто чувствую, что-то думаю, умозаключаю. Образ розового куста может рождать у меня какие-то воспоминания или новые образы, настроения. И, если я захочу показать миру, что для меня означает розовый куст, мой творческий продукт совершенно точно не совпадет с твоим представлением о кусте роз. Это нормально, по-другому и быть не может.

Люди с выраженными творческими способностями и вовсе обладают возможностью смотреть на многие вещи иначе. Художник видит порой в привычном нам предмете или явлении нечто такое, что далеко не каждый разглядел бы. И отображает это таким способом, который у некоторых может вызвать удивление, недоумение, непонимание. Вспомните работы Казимира Малевича, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали. И еще – своего ребенка. Порой то, что он рисует, мало напоминает нам розовый куст, правда? Но малыш утверждает, что вот эта загогулина с вот таким крючком и еще тремя точками – не что иное как роза. Он так ее видит сейчас. Так демонстрирует свое видение.

Лучшее, что мы можем сделать, когда видим непонятный нам творческий продукт – отнестись с уважением. Да, нам совершенно не близок такой способ восприятия и воспроизведения, но это ведь и не наше творчество. Это творчество того, кто устроен иначе. Я предлагаю никогда не судить о готовом произведении с точки зрения того, является ли для меня изображенное похожим на то, как лично я вижу этот предмет или явление. Худшее, что мы можем сделать для развития творческих способностей ребенка – начать подгонять его видение под своё (как будто оно является более правильным, правдивым, приближенным к реальности и т.д.). Грубовато звучит, но вас ведь действительно никто не спрашивает, похоже это на то, как вы воспринимаете мир или нет. А если и спрашивает, значит вы уже постарались внести в творческий процесс ребенка такой критерий оценки.

В творчестве не так важно, насколько объективно и правдиво я отображаю реальность (да и существуют ли эти объективность и правдивость?). Важно то, насколько мне удается показать свое личное видение этой реальности. Этим и прекрасно творчество само по себе. Момент встречи с великим произведением искусства, с рисунком вашего ребенка – это всегда момент встречи с автором. Это точка, где встречаются двое. Один приоткрывает завесу того, как он устроен, другой – испытывает в связи с этим какие-либо переживание. Иногда это вдохновляет, безумно трогает, завораживает. Иногда злит, обижает, удивляет, обескураживает. Иногда веселит, забавляет, радует. Иногда пугает, вызывает зависть или чувство вины. Ваша реакция – это уже про вашу индивидуальность. Про то, как именно вы проявляетесь при встрече с видением мира художника. 

Во встрече с продуктом творчества всегда есть возможность диалога, и существует она как раз потому, что мы разные. Не имея отличий в восприятии мира, мы не могли бы встретиться, разглядеть друг друга, между нами не было бы границы, на которой возможна встреча. Искусства просто не существовало бы. Был бы совершенно одинаковый для всех мир, идентичные кусты роз, и не было бы никакого смысла творить, контактировать и встречаться.

Когда вы знакомитесь с творчеством своего ребенка, не спешите судить. Не думайте о том, насколько это приближено к (вашей) реальности. Просто взгляните. Попытайтесь понять, пережить, прочувствовать. Вот именно так куст роз видит ваше дитя. Он так живет. Кто сказал, что ваше видение более верное? Вы ведь не думаете, что знаете истину о розовом кусте или чем-то еще? Можете ли вы точно сказать, что предметы и явления устроены именно так, как вы видите, слышите, думаете, считаете, полагаете? Попробуйте отнестись к творческому продукту вашего ребенка как к способу подглядеть за тем, как он видит мир. Как вам это? Что вы чувствуете, глядя на этот рисунок (аппликацию, коллаж и т.д.)? Перед вами открывается возможность встречи с вашим ребенком, не торопитесь.       

Развернуть статью  ↑  ↓

О подходе Джулии Кэмерон

Продолжаю рассказывать о различных подходах к детскому творчеству. Сегодня - немного Джулии Кэмерон. Она известна книгами о реализации творческих способностей детей и взрослых, хотя является автором также стихов, пьес и телевизионных сценариев. Джулия убеждена, что «Художник есть в каждом» - именно так и называется одна из ее книг, в которой представлены советы по воспитанию творческого ребенка.

Творчество, по Джулии Кэмерон, - это умение сделать что-то из ничего. Эту фразу Джулия регулярно повторяет на страницах своих книг, добавляя также, что умение это присуще каждому. Достаточно только оставить ребенка в покое – и вот он уже делает что-то из ничего. Творчество не требует специальных навыков, специального реквизита: ребенок способен разыграть кукольное представление при помощи ложек, кастрюль и салфеток. Джулия предлагает не вмешиваться и поощрять способность к воображению. Более того, лучше даже подсесть рядом и начать играть вместе: «Все, кого воспитывали как творческую личность, высказывают одну мысль: их родители получали удовольствие от детского веселья».

Джулия видит воспитание творчества как некий баланс между заботой о ребенке и предоставлении ему свободы. В детском расписании должно быть время для выполнения инструкций и просьб, но еще и время для незапланированных занятий – личное, свободное время – то самое, в которое ему станет скучно, и когда из ничего будет создано что-то. Вокруг ребенка должна быть структура, помогающая ему поддержать порядок, но должно остаться место для беспорядка – то самое, в котором возможно творчество. «Свобода действий раскрепощает фантазию, - пишет Джулия, -  когда дети предоставлены сами себе, они способны совершить чудо практически на пустом месте».

Джулия предостерегает родителей спасать детей от скуки. Скука для Джулии – некий зов творчества. Когда ребенку неинтересно, когда ему нечем заняться, образуется то самое ничего, из которого может родиться что-то. Если родитель до этого не решит «проблему» ребенка, подкинув ему очередное занятие.

Чтобы помогать детям наращивать богатую почву для фантазии и воображения, Джулия предлагает «выключить всё, что можно» (любые гаджеты и экраны) и уделить больше внимания контакту с природой: флорой и фауной. А также поддерживать ребенка в том, чтобы он пробовал все подряд: «Детям нравится пробовать все виды творчества. Вчера они рисовали, сегодня уже лепят из пластилина, а завтра будут петь и ставить спектакли». По мнению Джулии, важно, чтобы ребенок знал, что существует много разных способов проявить себя, много разных форм искусства, а следовательно – много возможностей, множество вариантов.

Джулия Кэмерон очень занятно подходит к образу художника как такового. Она пишет о мифах, сформированных в наших головах вокруг этого слова. Кто такой художник? Кто-то бедный, или странный, или несчастный, или ненормальный, или эгоистичный, или какой-то еще. Интересно, что, не задумываясь над этим, мы пытаемся поддержать в детях творческое начало. Но пока мы относимся к художникам именно так, хотим ли мы на самом деле, чтобы наши дети были художниками?

Другой опасный миф о творчестве, по мнению Джулии, заключается в том, что в нем можно не разбираться: «Когда мы говорим детям, что мы ничего не понимаем в творчестве, ребенок приходит к неверному выводу, он решает, что можно быть и «нетворческим человеком». Это в корне неправильно: творческое начало есть в каждом из нас от рождения, каждый человек внутри себя художник».

Творчеству, с точки зрении Джулии, мешает также перфекционизм. Начиная стремиться к совершенству, мы заражаем этим ребенка, и вот он уже бесконечно что-то стирает и правит, исправляет и улучшает. В то время как истинный художник творит непринужденно, спонтанно – он счастлив в этот момент и не обращает внимания на ошибки, так как цель его – не быть совершенным, а что-то сказать миру. Пусть даже с ошибками.   

Джулия Кэмерон советует быть осторожнее с критикой и оценкой. И со всем тем, что может способствовать соперничеству и соревновательности. «Я не устаю повторять: соревнования – сильнейший тормоз для творчества», - пишет Джулия.  

И еще одна важная, очень ценная рекомендация для родителей от Джулии – не забывать о себе. Выгуливать себя время от времени в тех местах, которые интересны именно вам – без детей. Для того, чтобы не быть в изоляции, для того, чтобы встречаться и контактировать с чем-то новым, для того, чтобы отдыхать, для того, чтобы быть открытым миру, для того, чтобы узнавать и учиться, для того, чтобы иметь круг близких по духу людей. Всё это то, что обеспечивает творческому ребенку самое ценное – творческого родителя. 

Развернуть статью  ↑  ↓

63pokupki
сотрудничество
Загрузка...
▲ Наверх