«Ребенка нужно хвалить», - сказала мне однажды незнакомая женщина на улице. Моя дочь, которой было года три-четыре, делала что-то, что ей очень нравилось, и что у нее хорошо получалось, а я – ужасная мать – лишь радовалась вместе с ней, не отвешивая ни единого «Молодец!» и ни одного «Умница!». Не вижу смысла этого делать. И даже считаю не очень полезным. Особенно – в вопросе творчества. Потому что:
1) Похвала мотивирует
Что плохого, скажете вы. Ведь вроде мы и пытаемся мотивировать детей творить, создавать. Нет. Мы пытаемся поддержать их естественную внутреннюю мотивацию к этому. Мы не наращиваем интерес к творчеству искусственным образом – а именно это делают учителя и родители, используя похвалу. И проблема заключается в том, что это работает.
Вот смотрите, сделал ребенок чудесный коллаж. Долго сидел, ковырялся, клеил, соединял. Забывался в процессе, мечтал, фантазировал. Закончил, вернулся в этот мир и думает: а дай-ка маме покажу. А мама ему: «Молодец!». Сегодня сказала, завтра и послезавтра (когда он крота из пластилина слепил и палкой на земле нарисовал пальму). И так всю неделю. И весь следующий месяц. Ребенок творит и слышит, что он – молодец. И вот он уже сам не замечает, как творит, чтобы это услышать. Вот уже и процесс создания стал не так приятен, как результат – когда показываешь, когда тебя хвалят. Вот уже становится более важным не побыть в этом необычном состоянии творческого вдохновения, а сделать хорошо и красиво. Получить одобрение, стать молодцом.
Похвала мотивирует извне и разрушает внутреннюю мотивацию. Думаю, многие поймут мою мысль, ведь мы все прошли через оценочную систему. Нам оценивали на уроках рисования, музыки, хореографии, нас хвалили или не одобряли, и даже сейчас, когда я пишу это, время от времени в мой творческий процесс вмешивается напряженность по поводу того, а каким получится данный текст. Молодец я в ваших глазах или не очень.
2) Похвала создает вертикаль в отношениях
Чтобы похвалить ребенка, мне нужно быть выше него. Я не могу хвалить из позиции равного. Ведь я должна быть тем, кто знает какую-то истину и решает, кто молодец, а кто – нет. Я забираюсь на самую верхушку мироздания и раздаю оттуда критику и одобрение. По мне, не самое лучшее место для построения доверительных и искренних отношений.
3) Похвала способствует условности
Когда ребенок, создав творческий продукт, слышит «Молодец!», он узнает о том, что он – молодец, когда творит. Или когда творит вот так и вот это. В общем, при каком-то условии. Ведь не просто же так это «Молодец!» прозвучало. Соответственно, в другие моменты он – не молодец. Когда не творит или творит иначе. Дети понимают это, не размышляя, не осмысливая логически, а каким-то внутренним чутьем, на уровне ощущений. Не то чтобы ребенок сел и стал думать: «Хм, почему мама так говорит мне? Что она имеет в виду? Полагаю, она любит меня условно». Нет, он просто схватывает это, совершенно не осознавая: вот так – молодец, так – уже нет. А кому же хочется быть не-молодцом? Особенно в глазах мамы. Ребенок начинает стараться.
Понимаете? Просто так я – не молодец, мне нужно быть им. «Так держать!». Для этого я должен соблюдать вот эти условности. В творчестве, в том числе. Какое же тогда это творчество?
Итак, хвалить и оценивать – не вариант. Что же тогда делать? По-моему, куда полезнее, например:
- радоваться
Сказать ребенку: «Я так радуюсь, когда ты делаешь то, что тебе нравится!», «Мне очень радостно, что ты рисуешь», «Мне приятно, ведь ты увлекаешься таким интересным делом» и т.д.
А еще можно выражать радость телесно: улыбаться, смеяться, обнимать, визжать или прыгать вместе.
- удивляться
Округлить глаза и медленно произнести: «Ничего себе! Какой удивительный браслет ты сплела!», «Вот это дааа…», «Ого! Дай посмотрю поближе» и т.д.
- гордиться
Это не имеет отношения к раздаче одобрений, это самое настоящее выражение чувств: «Я горжусь тобой», «Я испытываю гордость, когда смотрю на твои работы».
- благодарить
Как часто мы говорим неуместное «Молодец!» там, где нужно сказать, например: «Спасибо, что слепил это для меня, мне очень приятно», «Благодарю, что пригласила меня на свое выступление, я получил большое удовольствие».
- описывать подробности
Хотите показать, что вы по-настоящему заинтересованы тем, что делает ваш ребенок? Взгляните внимательнее. И просто дайте ребенку знать, что вы вглядываетесь. Вот варианты: «Я вижу, на твоем рисунке трава имеет синий оттенок», «Я заметил, танцуя, ты делаешь движения руками вверх» и т.д. Согласитесь, это гораздо приятнее слышать, чем банальное «Молодец!».
- делать вместе
Подключайтесь, позволяйте себе заразиться. Прекрасной поддержкой окажется для ребенка, если вы, вдохновившись его творчеством, тоже возьмете в руки гитару (пластилин, кисть, пряжу, картонный лист и т.д.).
- делиться чем-то своим
Ребенок демонстрирует вам результат своего творчества, а вы покажите свой: «Ты украсила чехол для телефона! Ну, надо же, а я сегодня уложила ракушки в кашпо, посмотри!». Это оставляет вас одинаково важными, равноценными людьми, ни один из которых не может посмотреть на другого оценочно сверху. Вы – не эксперт, не критик, вы – такой же художник.
- сообщать о хорошести просто так
И самое важное: сообщать детям о том, что они – хорошие. Но не привязываясь ни к какой деятельности и уж тем более – к ее результату. Давайте ребенку знать, какое он у вас чудо и умница не тогда, когда у него что-то получилось, а тогда, когда вы гуляете за руку в парке, когда читаете перед сном, когда, дурачась, бегаете по дому и т.д. Просто так, ни за что. Вот это знание – «Я – хороший» - еще много раз поможет ему и послужит опорой в творческом процессе, где нужно иметь смелость и уверенность, чтобы слышать и выражать себя.
Оставить комментарий