Хвалить или нет?

«Ребенка нужно хвалить», - сказала мне однажды незнакомая женщина на улице. Моя дочь, которой было года три-четыре, делала что-то, что ей очень нравилось, и что у нее хорошо получалось, а я – ужасная мать – лишь радовалась вместе с ней, не отвешивая ни единого «Молодец!» и ни одного «Умница!». Не вижу смысла этого делать. И даже считаю не очень полезным. Особенно – в вопросе творчества. Потому что:

1)  Похвала мотивирует

Что плохого, скажете вы. Ведь вроде мы и пытаемся мотивировать детей творить, создавать. Нет. Мы пытаемся поддержать их естественную внутреннюю мотивацию к этому. Мы не наращиваем интерес к творчеству искусственным образом – а именно это делают учителя и родители, используя похвалу. И проблема заключается в том, что это работает.

Вот смотрите, сделал ребенок чудесный коллаж. Долго сидел, ковырялся, клеил, соединял. Забывался в процессе, мечтал, фантазировал. Закончил, вернулся в этот мир и думает: а дай-ка маме покажу. А мама ему: «Молодец!». Сегодня сказала, завтра и послезавтра (когда он крота из пластилина слепил и палкой на земле нарисовал пальму). И так всю неделю. И весь следующий месяц. Ребенок творит и слышит, что он – молодец. И вот он уже сам не замечает, как творит, чтобы это услышать. Вот уже и процесс создания стал не так приятен, как результат – когда показываешь, когда тебя хвалят. Вот уже становится более важным не побыть в этом необычном состоянии творческого вдохновения, а сделать хорошо и красиво. Получить одобрение, стать молодцом.

Похвала мотивирует извне и разрушает внутреннюю мотивацию. Думаю, многие поймут мою мысль, ведь мы все прошли через оценочную систему. Нам оценивали на уроках рисования, музыки, хореографии, нас хвалили или не одобряли, и даже сейчас, когда я пишу это, время от времени в мой творческий процесс вмешивается напряженность по поводу того, а каким получится данный текст. Молодец я в ваших глазах или не очень.

2)  Похвала создает вертикаль в отношениях

Чтобы похвалить ребенка, мне нужно быть выше него. Я не могу хвалить из позиции равного. Ведь я должна быть тем, кто знает какую-то истину и решает, кто молодец, а кто – нет. Я забираюсь на самую верхушку мироздания и раздаю оттуда критику и одобрение. По мне, не самое лучшее место для построения доверительных и искренних отношений.

3)  Похвала способствует условности

Когда ребенок, создав творческий продукт, слышит «Молодец!», он узнает о том, что он – молодец, когда творит. Или когда творит вот так и вот это. В общем, при каком-то условии. Ведь не просто же так это «Молодец!» прозвучало. Соответственно, в другие моменты он – не молодец. Когда не творит или творит иначе. Дети понимают это, не размышляя, не осмысливая логически, а каким-то внутренним чутьем, на уровне ощущений. Не то чтобы ребенок сел и стал думать: «Хм, почему мама так говорит мне? Что она имеет в виду? Полагаю, она любит меня условно». Нет, он просто схватывает это, совершенно не осознавая: вот так – молодец, так – уже нет. А кому же хочется быть не-молодцом? Особенно в глазах мамы. Ребенок начинает стараться.

Понимаете? Просто так я – не молодец, мне нужно быть им. «Так держать!». Для этого я должен соблюдать вот эти условности. В творчестве, в том числе. Какое же тогда это творчество?

Итак, хвалить и оценивать – не вариант. Что же тогда делать? По-моему, куда полезнее, например:

- радоваться

Сказать ребенку: «Я так радуюсь, когда ты делаешь то, что тебе нравится!», «Мне очень радостно, что ты рисуешь», «Мне приятно, ведь ты увлекаешься таким интересным делом» и т.д.

А еще можно выражать радость телесно: улыбаться, смеяться, обнимать, визжать или прыгать вместе.

- удивляться

Округлить глаза и медленно произнести: «Ничего себе! Какой удивительный браслет ты сплела!», «Вот это дааа…», «Ого! Дай посмотрю поближе» и т.д.

- гордиться

Это не имеет отношения к раздаче одобрений, это самое настоящее выражение чувств: «Я горжусь тобой», «Я испытываю гордость, когда смотрю на твои работы».

- благодарить

Как часто мы говорим неуместное «Молодец!» там, где нужно сказать, например: «Спасибо, что слепил это для меня, мне очень приятно», «Благодарю, что пригласила меня на свое выступление, я получил большое удовольствие».

- описывать подробности

Хотите показать, что вы по-настоящему заинтересованы тем, что делает ваш ребенок? Взгляните внимательнее. И просто дайте ребенку знать, что вы вглядываетесь. Вот варианты: «Я вижу, на твоем рисунке трава имеет синий оттенок», «Я заметил, танцуя, ты делаешь движения руками вверх» и т.д. Согласитесь, это гораздо приятнее слышать, чем банальное «Молодец!».

- делать вместе

Подключайтесь, позволяйте себе заразиться. Прекрасной поддержкой окажется для ребенка, если вы, вдохновившись его творчеством, тоже возьмете в руки гитару (пластилин, кисть, пряжу, картонный лист и т.д.).

- делиться чем-то своим

Ребенок демонстрирует вам результат своего творчества, а вы покажите свой: «Ты украсила чехол для телефона! Ну, надо же, а я сегодня уложила ракушки в кашпо, посмотри!». Это оставляет вас одинаково важными, равноценными людьми, ни один из которых не может посмотреть на другого оценочно сверху. Вы – не эксперт, не критик, вы – такой же художник. 

- сообщать о хорошести просто так

И самое важное: сообщать детям о том, что они – хорошие. Но не привязываясь ни к какой деятельности и уж тем более – к ее результату. Давайте ребенку знать, какое он у вас чудо и умница не тогда, когда у него что-то получилось, а тогда, когда вы гуляете за руку в парке, когда читаете перед сном, когда, дурачась, бегаете по дому и т.д. Просто так, ни за что. Вот это знание – «Я – хороший» - еще много раз поможет ему и послужит опорой в творческом процессе, где нужно иметь смелость и уверенность, чтобы слышать и выражать себя.    


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki
��������������

Читайте на эту тему:

Моя дочь любит музыку, и я уже несколько лет ищу для нее музыкального педагога, который мог бы разделить мои ценности. Периодически те или иные педагоги случаются, но со временем исчезают: мы не подходим друг другу. А дело вот в чем....
Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки...
Я твердо убеждена в том, что каждый из нас мог бы рисовать. И действительно мы все делаем это в детстве – до определенного момента, пока не появится печальное: «Я не умею». Откуда оно берется? Какие факторы негативно влияют на естественную способность выражать себя через...
Для того, чтобы не помешать ребенку развить его творческие способности, важно на мой взгляд, понимать, как происходит это развитие. Часто мы делаем что-то странное и противоречащее естественному пути только от незнания того, что происходит. Именно поэтому я хочу...

Новые материалы с главной страницы:

Моя дочь любит музыку, и я уже несколько лет ищу для нее музыкального педагога, который мог бы разделить мои ценности. Периодически те или иные педагоги случаются, но со временем исчезают: мы не подходим друг другу. А дело вот в чем....
Дети до года часто на улице спят лучше, чем дома. В итоге и мама может пару часов вздохнуть спокойно, почитать электронную книжку или сходить в магазин за продуктами. Однако для зимы обычная коляска не подойдет, потому что по нашим городским сугробам надо покупать...
Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки...
Проблемы моногамии и полигамии заботят все человечество. Но если о мужской – полигинии мы все хорошо осведомлены, то о женской – полиандрии не знаем буквально ничего. Полиандрия, скорее, смешивается в умах многих с супружеской изменой, тогда как на деле является чем-то...

Загрузка...
▲ Наверх