Творческая среда: доступность искусства

Существует много разных мнений о том, с какого возраста стоит начинать приобщать ребенка к прекрасному. На мой взгляд, вопрос вообще довольно странен, потому что искусству, как и любви, покорны любые возрасты, а соответственно и новорожденному младенцу можно включить Вивальди, этого же младенца можно взять с собой в слинге в музей. Чудесно, если вся жизнь ребенка, начиная прямо с рождения (а лучше даже еще до него) связана с искусством. Родители читают стихи, музицируют, обсуждают работы художников и т.д.

Вопрос возраста в контакте с искусством уместен лишь в смысле поиска подходящей ребенку формы. Ведь мы все (я надеюсь) понимаем, что трехлетнего малыша не стоит вести на длинную оперу, а вот на сказочное музыкальное представление в хороший оперный театр – да. Даже если вашему ребенку сейчас всего год, уже можно подумать о том, какая форма контакта с искусством ему подходит. В нашем городе, например, существует проект «Детская филармония»: приглашенные музыканты из настоящей филармонии играют и поют малышам, которые в это время ползают, бегают по ковровому покрытию, играют, бросают мячики и т.д. Музыканты не обижаются, родители не стыдятся, дети не терпят – все счастливы, всем хорошо.

С детьми можно и нужно ходить в театры (кукольные, оперные, балетные, драматические), в самые разные музеи, а также на занятия в них – часто очень достойные и интересные. Моя дочь посещала занятия музея модерна, где через игру и творчество дети знакомились с архитектурой этого направления и даже сами что-то творили и создавали. Майе было шесть лет, и я не думаю, что в ее голове осталось рациональное понимание того, что именно называется модерном, но это абсолютно не важно. Важно хотя бы то, что дважды в неделю она играла и рисовала в окружении прекрасных работ – музейное пространство из чуждой и особенной среды стало ее родным. Представляете, для нее нормально и привычно, когда вокруг резная мебель и потолки с лепниной ручной работы.

Детей следует водить в кино. Не на всё подряд, а на то, что действительно имеет отношение к искусству – в массовом прокате такое случается, может, раз в год. Но не беда, можно смотреть хорошие фильмы дома. То же самое относится к литературе: детям обязательно нужно читать, но точно не всё. И при выборе книги важно учесть не только ее литературное содержимое, но и художественное. Сказки Пушкина могут быть оформлены яркими компьютерными картинками и двигающимися глазками – от таких книг лучше бежать.

К сомнительным видам искусства я отношу также цирк. Не хороший, настоящий и зрелищный, а тот, в котором дрессируют животных. На мой взгляд, это не имеет отношения ни к творчеству, ни к искусству, а вот к жестокости, нечувствительности – да. И, конечно, цирков такого рода (как и контактных зоопарков, зоопарков с клетками) не должно существовать в современном развитом обществе. 

Искусство – это еще и архитектура. Если вы часто путешествуете, или в вашем родном городе сохранены разного рода интересные строения – покажите их ребенку, поговорите о них. Обратите внимание на ставни, колонны и окна. Посмотрите на скульптуры, ведь и это – контакт с искусством. Поспрашивайте ребенка о том, на что это похоже, на его взгляд, что он чувствует.

Фотография – тоже искусство. Вообще очень важно, чтобы ребенок знакомился с изобразительным искусством в разных его проявлениях. Ребенок, которому показывают только Васнецова и Шишкина, гораздо быстрее скажет своё «Я не имею рисовать», чем ребенок, который знаком с Бабски и Мондрианом.

Более того, я готова спорить о том, что и телевидение является искусством. Конечно, не всякое. Но я могу назвать несколько телевизионных передач, которые вошли в историю и, несомненно, являются творческими произведениями.

Чтобы быть творческим, важно контактировать с искусством так или иначе. Мы знаем, что дизайнеры одежды черпают вдохновение на выставках художников, а те, в свою очередь, оказываются впечатлены музыкантами, которые создают свои композиции после прочтения произведений гениальных писателей и т.д. Искусство – это мир взаимоотношений одних с другими, это способ чувствовать время, пространство и настроение. Одному историческому периоду свойственно рождать импрессионистов, другому – готических архитекторов. Без погружения в сферу искусства невозможно понять настроения общества, даже если живешь в нем. Что с нами сейчас происходит? Что волнует людей? Какую эпоху мы проживаем? Об этом не пишут в газетах, не говорят по радио, ответы на эти вопросы есть в современных кинокартинах, на стенах галерей, на сценах драматических театров, на страницах свеже написанных книг.

Искусство тесно связано с историей, социологией, психологией, но этого ребенку не обязательно знать. Важно обеспечить возможность контакта – а там он сам разберется. Рассматривая, трогая, слушая и изучая, погружаясь в атмосферу и настроение, которые несет произведение. 

Доступность искусства формирует вкус, развивает нас, делает сложнее и глубже. Дарует возможность переживать, думать, рождает внутренние конфликты, вопросы, на которые мы долго затем ищем ответы – искусство делает человека человеком.

По-моему, очень грустно, когда повседневная жизнь человека и его контакты с искусством оторваны друг от друга, когда искусство не является чем-то, что присутствует в жизни всегда, каждый день. Если вы сейчас обнаруживаете именно это, подумайте о том, что можно было бы изменить. Совершенно не обязательно бежать за билетами, пытаясь впихнуть в свой сложный график посещение музеев и театров (хотя, раз в одну-две недели по выходным – почему нет?). Для начала можно приобрести хорошую книгу с иллюстрациями известных фотографов и всей семьей ее рассмотреть. Можно начать слушать в автомобиле Шопена и Глинку. Когда у вас появится пять свободных минут, найдите в Интернете стихотворение Блока, которое вам по душе, посмакуйте его. Нет ничего сложного, что можно было бы «не понять». Ведь искусство - не про логические умозаключения, оно про переживания, про чувства, а это мы все умеем.  

Я выросла в простой рабочей семье, где никогда не звучало хорошей музыки, и меня не водили в театры. Я не знала художников, скульпторов, не понимала важности сохранения дореволюционной архитектуры в своем городе. Я пишу это, что развенчать миф о том, что если вас изначально воспитали иначе, или если вы изначально не понимаете оперы, то искусство теперь навсегда не для вас. Это не так. Я начала знакомиться с музыкой, работая с детьми. Плакала, слушая Чайковского. Я начала ходить в театры уже во взрослом возрасте. В художественные музеи – со своей дочерью (она впервые слушала рассказ о Дали, и я – тоже). Современное искусство стало относительно доступно моему пониманию лишь во время первой поездки в Европу.

И вот что я понимаю: чем дальше, тем интереснее. Потому что произведения искусства, как правило, созданы так, что отсылают друг к другу. В моем сознании создается целое кружево из взаимоотношений литературы с эстрадой и прочего. Ведь невозможно же, например, послушав тринадцатую симфонию Шостаковича, не прочесть «Бабий Яр» Евтушенко, а, познакомившись с биографией Евтушенко, как не увлечься Бродским и т.д. 

Опирайтесь на свой интерес, любопытство, ищите привлекательную для вас форму и привносите искусство в повседневную жизнь, делайте его доступным для ваших детей.   


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki
��������������

Читайте на эту тему:

Моя дочь любит музыку, и я уже несколько лет ищу для нее музыкального педагога, который мог бы разделить мои ценности. Периодически те или иные педагоги случаются, но со временем исчезают: мы не подходим друг другу. А дело вот в чем....
Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки...
Я твердо убеждена в том, что каждый из нас мог бы рисовать. И действительно мы все делаем это в детстве – до определенного момента, пока не появится печальное: «Я не умею». Откуда оно берется? Какие факторы негативно влияют на естественную способность выражать себя через...
Для того, чтобы не помешать ребенку развить его творческие способности, важно на мой взгляд, понимать, как происходит это развитие. Часто мы делаем что-то странное и противоречащее естественному пути только от незнания того, что происходит. Именно поэтому я хочу...

Новые материалы с главной страницы:

Моя дочь любит музыку, и я уже несколько лет ищу для нее музыкального педагога, который мог бы разделить мои ценности. Периодически те или иные педагоги случаются, но со временем исчезают: мы не подходим друг другу. А дело вот в чем....
Дети до года часто на улице спят лучше, чем дома. В итоге и мама может пару часов вздохнуть спокойно, почитать электронную книжку или сходить в магазин за продуктами. Однако для зимы обычная коляска не подойдет, потому что по нашим городским сугробам надо покупать...
Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки...
Проблемы моногамии и полигамии заботят все человечество. Но если о мужской – полигинии мы все хорошо осведомлены, то о женской – полиандрии не знаем буквально ничего. Полиандрия, скорее, смешивается в умах многих с супружеской изменой, тогда как на деле является чем-то...

Загрузка...
▲ Наверх