ВОСПИТАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Представьте себе ответственного человека. Каким вы его видите? Взглянув на какого человека, вы бы сказали: «Этот – ответственный». Какая картина мысленно рисуется вами?  

Говоря об ответственности, люди чаще всего имеют в виду вину или долг. Мы так научились в детстве. Когда мы пытаемся вырастить ответственного ребенка, мы говорим ему что-то типа: «Ты должен». Тебе нужно учить уроки, убирать свою комнату, это – твоя ответственность. И ребенок начинает путать три этих понятия: ответственность, долг, вина. Не убрав комнату, он ощущает себя виноватым. Имея домашнее задание, ощущает себя должным. «Отвечать за что-то – значит испытывать вину и иметь долг, вот что это значит», - заключает ребенок (не совсем сознательно). Если я за что-то отвечаю – я должен. И если что-то пойдет не так - я виноват. Это и есть ответственность. 

Такая ответственность неприятна, ее хочется избегать. Мало кто в здравом уме возжелает быть должным и виноватым – и вот мы получаем сначала «безответственных» подростков, а затем - "безответственных" взрослых. Людей, которые отлынивают от мытья посуды, разделения домашних и профессиональных обязанностей, своего долга перед детьми и т.д. Или людей, которые взваливают на себя ответственность тяжелым грузом (из чувства вины, по-другому нельзя). 

Мне очень близко иное понимание ответственности. Ответственности как полной свободы. Ответственности, которая предполагает авторство, в которой заключен выбор. 

Ответственность – это когда я сам решаю, как быть. Только я отвечаю за то, что мне делать, как жить. Ответственность – это когда я держу свою жизнь в своих руках. И делаю что хочу. Я свободен, я выбираю, и то, как я организую сейчас свою жизнь – моя ответственность. Не вина, обратите внимание. А именно свобода. 

Если понимать ответственность как вину, то в сложных ситуациях хочется застрелиться. Потому что мало того, что и так плохо, так я еще и сам в этом виноват.  А если вину убрать за скобки, то остается авторство, и оно окрыляет: сейчас всё плохо, это устроил я, и последнее - отличная новость. Ведь если это я сам устроил, то мог же и не устраивать. И ещё эта новость хороша тем, что можно разобраться, как именно я это устроил. Это моих рук дело, это в моей зоне ответственности, это не происходит со мной просто так, я сам этим управляю, я много чего могу. 

Свободный человек ответственен. Потому что каждую секунду он выбирает. Он – автор. 

Тот, кто много всего должен – ничего не решает. Ответственности здесь нет. Именно это обычно имеют в виду, говоря, что самый безответственный человек – это раб. Он несвободен, он ни за что не отвечает, всё приходит сверху и происходит само.

Вот именно этим пониманием ответственности я предлагаю пробовать пользоваться в трудных ситуациях – оно дарует возможности. И его же можно применять в воспитании детей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был ответственным – перестаньте требовать от него, дайте больше свободы. Ответственность рождается не там, где ты должен убраться, а там, где у тебя есть выбор – убраться или поспать. Где есть возможность стать автором происходящего. 


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki
 

Популярные места

Читайте на эту тему:

Конечно, каждый сейчас знает, что всё родом из детства. К этому по-разному можно относиться, но паттерны нашего поведения, нашего реагирования на другого, нашего способа контактировать, обходиться с собой и другими закладывались в детстве. И сложно недооценить влияние...
Хочу поговорить немного о проститутках. И геях. И об отношении к войне. В общем, о...
Один из клиентов на этой неделе стал говорить со мной о курении. "Хочу понять, - сказал он, - чего на самом деле мне хочется, когда я хочу курить". "Есть идея или ощущение, что на самом деле хочется чего-то другого?", - спросила я. "Есть ощущение, - ответил он, - я словно хочу чего-то,...
Системно-семейные расстановки по Берту Хеллингеру не признаются научной психологией и психотерапевтическим сообществом, не являются направлением психотерапии, не преподаются на психологических факультетах и запрещены на родине автора. Тем не менее, метод имеет...

Новые материалы с главной страницы:

Совсем скоро осенние школьные каникулы. Самая пора задуматься, чем занять ребенка на это время, чтоб совместить полезное с приятным. Мы уже как-то писали про детские лингвистические лагеря, среди которых отмечали лагерь Fox-club. Находился он, правда, далеко – в Волжском...
С 16 по 22 октября в Самаре пройдет Международная Неделя Грудного вскармливания. Всю неделю на разных площадках города будут проходить бесплатные встречи-беседы, семинары и лекции консультантов по грудному вскармливанию, слингоконсультантов, доул....
Существует много разных мнений о том, с какого возраста стоит начинать приобщать ребенка к прекрасному. На мой взгляд, вопрос вообще довольно странен, потому что искусству, как и любви, покорны любые возрасты, а соответственно и новорожденному младенцу можно включить...

Загрузка...
▲ Наверх