С ребенком в музей

Пойти с маленьким ребенком в музей некоторым кажется невыполнимой и бессмысленной идеей. Да, конечно, в музее с малышом бывает не так комфортно, как в одиночестве, но все же это - прекрасный способ провести время вместе. Как посещать музеи с детьми? Когда? Зачем? Что вас спасёт? Читайте ниже.

КОГДА? 

На мой взгляд, не существует никакого определенного возраста, после которого уже можно, и до которого - не желательно. Желательно всегда. Начиная с того момента, когда вы еще беременны. Продолжая тем чудесным периодом, когда вы можете гулять по галереям, примотав младенца к себе слингом. Затем он делает первые неуверенные шажочки от одного произведения искусства к другому. Позже с любопытством разглядывает, изучает, задает сотни вопросов. К погружению в мир прекрасного нет возрастных ограничений. 

ЗАЧЕМ?

Если придерживаться цели "образовать", т.е. напичкать знаниями, разумно объяснить, "чтобы понимал", то становится понятно, почему младенцев в музеи не берут. По мне, это абсолютно бестолковая затея.

Зачем я беру с собой в музей свою дочь? 

- Чтобы интересно провести время

Просто веселое времяпрепровождение, в этом смысле ни чем не отличающееся от похода, например, в парк.

- Чтобы обогатить ее среду

По мнению Марии Монтессори, главная задача родителя - не вмешиваться в процесс развития ребенка, обеспечивая ему при этом богатую среду. Богатая среда - это среда разнообразная, в ней можно встретить много всего и много чем заинтересоваться. 

Посещение музея - это всегда выход из рамок обыденного, т.е. обогащение той самой среды. С чем встречается ваш ребенок ежедневно? Тарелки, ложки, пижама, игрушки, песочница, муравьи, зубная щетка... А тут неожиданно - произведения искусства. Что-то незнакомое. Что-то, чего в моей повседневной жизни нет. Еще более интересно, если происходит встреча с другой эпохой или другими культурами. Люди живут и жили по-разному. Замечать это, иметь эти знания в своей среде очень ценно. Чем богаче среда, тем меньше рамок, тем больше свободы, выбора, творчества.

- Чтобы делать то, что мне самой интересно

Конечно, идти любоваться картинами Ван Гога - это, прежде всего, мое желание (не моей семилетней дочери). Я хорошо отдаю себе отчет в том, что она здесь - со мной. Мне кажется очень важным позволять себе эту честность. Мы идем в музей не потому что "нужно изучать искусство". Не потому что "детям это полезно". Не для того, чтобы "воспитать культурного человека". Не потому что "я делаю это ради ребенка". Ничего подобного. Мне просто интересно, и я иду. А дочь - ну, куда ей деваться (особенно если мы в незнакомой стране). 

Если признаться себе в этом проявлении эгоизма и не строить из себя "хорошую" маму, то поход в музей становится более приятным для всех. Вы наслаждаетесь, не напрягаясь тем, чтобы "приучить балбеса к чему-то хорошему". Ребенок имеет возможность спокойно впечатляться без ваших занудных лекций и исторических справок.

КУДА?

Для меня музеи, в которые я хожу с дочкой, делятся на два типа: музеи для меня и музеи для неё. 

Музеи для дочери - это что-то интерактивное, занимательное. Где можно раскопать "древние" кости в песке, размотать "кишки" из живота "человека", построить игрушечную плотину и т.д. В музее естественной истории Ираклиона (столица острова Крит) есть комната, в которой можно почувствовать, каково это - землетрясения той или иной магнитуды. В амстердамском музее Немо можно подняться на лифте, работающем не автоматически, а естественным образом: крути внутри кабины колесо и поднимай себя сам. И так далее. 

Эти музеи - не про восхищение искусством. Не про разглядывание древней ракушки, находящейся за стеклом. Они интересны детям, потому что в них можно двигаться, жить, взаимодействовать, изучать, вертеть, трогать, сооружать, разбирать и вновь создавать, манипулировать, действовать и т.д. Это всё то, что любят дети, это их способы познавать мир. 

Когда мне становится скучно в таком музее, я напоминаю себе, что здесь я больше для дочери. Я словно привела ее на супер-интересную площадку, насыщенную необычными аттракционами. И ей здесь правда интереснее, чем мне. Но ведь она стойко выдержала три этажа Ван Гога, очаровавших меня. Теперь - моя очередь.

Музеи для меня - это те, что я сама выбираю. То, что мне интересно. Это исторический музей в городе Панаджи (столица штата Гоа) с портретами освободителей на стене. Это Третьяковская галерея в Москве. Это приезжая выставка работ Сальвадора Дали. И т.д. 

Зачем туда брать ребенка? Почему не пойти одной? Во-первых, смотрите выше в разделе "зачем". Во-вторых, я нахожу очень важным для ребенка видеть родителя интересующимся чем-то, кроме борща. Я создаю картину мира для своей дочери. Я - самый важный человек в ее жизни. Я - та, с которой она берет пример. С которой считывает информацию о "нормальности", о способах существования в мире. Я хочу, чтобы ей была знакома и доступна та часть меня, которая восхищается гением. Я серьезно. 

Интерес к искусство рождается в семье. Не тогда, когда ребенка заставляют изучать его, а тогда, когда он видит искренне заинтересованных искусством родителей. Если родители слушают хорошую музыку, у ребенка нет шансов не встретиться с ней. Богатая среда - это когда мама замирает перед картиной великого художника, а не когда она занудно рассказывает о его стиле (и требует запомнить).  

Конечно, существует еще и третий вид музеев - те, что интересны нам обеим. Музей шоколада, музей кораблестроения, музей подводного мира. Эта категория самая простая в плане совместного посещения: весело всем, все активны, темы для разговоров рождаются сами собой. 

КАК? 

1) Готовьтесь заранее.

Это не значит, что нужно предварительно изучить план музея, составить маршрут и прожужжать ребенку уши на тему творчества Айвазовского так, чтобы любой морской вид автоматически вызывал у него отвращение.

Просто расскажите, куда вы пойдете, зачем, что там будет. Что увидит ребенок. Картины или коллекцию минералов? Что будет изображено на картинах (в двух словах), что такое минералы. Почему вам это кажется интересным. 

Обсуждайте искусство дома. Просто за ужином. Не делайте этого специально, "чтобы обогатить среду". Просто поговорите о том, что вас действительно интересует.

Рассматривайте репродукции, фото. Заведите наборы открыток, поищите картинки в интернете. Ребенку будет приятно встретить в музее знакомое изображение.

2) Говорите.

Не ходите по музею молча. Но! Не будьте занудой, не пичкайте ребенка знаниями. И не говорите слишком много. Оставьте ребенку пространство, свободу. Если он разглядывает картину, сделайте паузу. Дайте ему возможность увидеть, пережить эту встречу, найти там что-то, интересное лишь ему. Не будьте тем, кто транслирует в этот момент прямо над ухом: "Смотри, как божественно падает свет в левом углу", мешая что-либо прочувствовать.

Не нужно думать, что ребенку не под силу встретиться с произведением - это не так. Искусство - оно для всех, не только для взрослых. И порой дети совершенно неожиданно реагируют на те произведения, которые совсем не кажутся нам детскими. Знаете, чем больше всего в Третьяковке впечатлилась моя дочь, когда ей было пять лет? Нет, не Шишкиным и не Васнецовым, рекомендованными ей сотрудниками галереи. Майю покорили две картины: "Иван Грозный убивает своего сына" Ильи Репина и "Неравный брак" Василия Пукирева. Она не знакома с биографиями художников, не знает даже их имена. Она не слышала названий картин, вряд ли их сейчас вспомнит. Ей не интересно, в каком году они были написаны и что повлияло на авторов. Нет никакой мишуры, которая нам (взрослым) кажется важной. Моя дочь просто смотрела и испытывала разные чувства. "Как же не хочется ей, наверное, выходить за него, - грустно говорила Майя, - как же это обидно", - и на ее глазах появлялись слезы. Произведение Репина ее ошарашило: "Прямо убил?! По-настоящему?!" (в глазах ужас). Майя так долго стояла возле этой картины, что мне пришлось присесть и подождать.

Обсуждайте ваши чувства. Делитесь переживаниями. Не нужно имен и исторических справок, если ребенок не спрашивает. Всё это будет потом: подрастет - и сам залезет в википедию. И сам всё запомнит.

Конечно, если малыш запрашивает, отвечайте. Не бойтесь этих вопросов - ничего страшного, если вы чего-то не знаете. Один из любимых вопросов моей дочки - сколько лет назад это было написано/найдено/сделано и т.д. Конечно, я не всегда это знаю. И говорю это честно. "Подожди, - отвечаю я, - сейчас посмотрю". И ищу информацию в описании на стене, в записи аудиогида, или просто гуглю.

Говорите о том, что вы видите. Что вам нравится. Не бойтесь "глупых" вопросов. Вам совершенно не обязательно обсуждать уникальную особенность мазков автора. Спросите ребенка о том, какая картина на этой стене (в этом зале) ему больше всего приглянулась. Как ему кажется, художник грустил или радовался, когда ее рисовал. Что он видит на ней (просто перечисляйте). Какой цвет ему больше всего нравится. Чем заняты персонажи произведения. Что они чувствуют, как вам кажется. Что вы чувствуете, когда смотрите на них. Вам страшно, вы злитесь, вы восхищены или, может быть, испытываете отвращение.

3) Удивляйтесь.

Обращайте внимание ребенка на то, как по-разному подходят к делу художники. Одни изображают природу, другие - людей, третьи - абстракцию. Одни создают нечто странное при помощи скотча и старых ботинок, другие используют масло и холст. Одних привлекают нежные, пастельные тона, плавные линии, других - яркие краски, четкие формы. Одни пишут что-то понятное, реалистичное, другие - необычные пятна или фигуры (и это тоже искусство!). Одни проводят по холсту кистью, другие брызгают на него зубной щеткой, третьи кидаются в холст осьминогом (и это искусство, да). Мазки одного художника грубые, видимые, выпуклые, другого - незаметные взгляду. 

Творить можно по-разному. Нет никакого правильного творчества. Невозможно быть неумеющим рисовать. Художнику можно всё. Дерево на рисунках вашего ребенка не обязано быть коричневым и вообще похожим на дерево. Это освобождает и вдохновляет. 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ:

- Чем младше ребенок, тем меньше времени вам удастся провести с ним в музее, и это нормально. Не стремитесь охватить всё с первого раза. Лучше полноценно впечатлиться несколькими произведениями, чем таскать по бесконечным залам измученного трехлетку, не оставляя ему шансов проникнуться симпатией к походам в музей.

- Берите с собой перекусы. Печенье, яблоки, смузи, батончики, бутерброды. И обязательно - воду. С ними ребенку будет проще пережить энергозатратное погружение в мир искусства. Да, к сожалению, сотрудники не всегда позволяют проносить еду в залы - спускайтесь в холл, подкрепляйтесь и с новыми силами шагайте обратно.

- Не забывайте время от времени отдыхать. Ваш ребенок может уставать быстрее и чаще вас - посидите немного на скамеечке, пообнимайтесь - и снова в путь. 

- Возьмите ребенку отдельный аудиогид. Даже если речь на незнакомом ему языке - с аудиогидом малыш почувствует себя полноценным посетителем - таким же, как и вы. И, в конце концов, ему будет чем заняться, когда заскучает - с серьезным видом переходить от картины к картине, находя нужные значки и цифры и нажимая кнопки.

- Помните о том, что ваш ребенок ниже вас ростом. И, соответственно, мир открывается для него с другого угла. Сядьте на корточки, чтобы понять, что ему видно. Приподнимите или предложите забраться на стульчик там, где с его высоты открывается не самая лучшая видимость.

- Не запрещайте ребенку быть ребенком. Не требуйте от него в музее поведения взрослого. Да, есть правила посещения музеев, и, конечно, с ними важно знакомить малышей. Произведения нельзя трогать руками, нельзя заходить за линии ограждения, не следует громко кричать и т.д. Ничего страшного, если ребенок не может с первого раза их запомнить, или если его любопытство и подвижность настолько велики, что мешают соблюдению правил. Запаситесь терпением и напоминайте. Не стыдите, не угрожайте, не ругайте. Просто напоминайте. И заодно напоминайте себе, что ребенок чисто физически не может вести себя как взрослый: долго спокойно стоять, медленно и ритмично ходить, не "кривляться". Совершенно нормально, если ребенок в музее бегает. Нормально, если он сел на пол. Нормально, если выразил эмоции очень громко. Когда-нибудь ваш малыш будет одним из взрослых, которые ведут себя "правильно", но сейчас он - ребенок. К сожалению, не все сотрудники музея помнят об этом. Особенно - наши, отечественные. Я помню возмущенное ханжеское недовольство работницы художественного музея Самары, увидевшей маму, кормящую грудью ребенка - о, ужас! - прямо на диванчике в зале. На самом деле, конечно, нет ничего предосудительного и противоречащего искусству в таких естественных проявлениях материнства и детства.  

- На выходе купите ребенку что-нибудь на память. Те же картинки, чтобы еще рассмотреть и обсудить дома.                

Приятных походов вам и интересных встреч!

                 

   


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki

Читайте на эту тему:

В этом году нам всем можно тренироваться в принятии: приходится любить лето таким, какое оно есть. Чтобы жилось приятнее и веселее, подобрала для ваших детей хорошие летние книги, ныряйте.    ...
Все знакомы с деревянным разноцветным конструктором? Как вы играете в него со своим ребенком? Играете ли вообще? Что чувствуете, пока играете? Не наскучило ли играть в одно и то же? А не наскучило ли ребенку? Просыпайтесь, вот вам 5 новых игр, которые немного оживят ваши будни...
Речевые игры – это то, что спасет вас в дороге или долгой пешей прогулке. Или в тот момент, когда вы заняты домашними делами, а ребенок требует внимания. Или когда один из вас соскучился и хочет поговорить, а о чём – не знает. Но, помимо приятных впечатлений, речевые игры...
Весной, конечно, больше хочется гулять. Но погода еще не совсем летняя, и в период пребывания дома важно занять себя чем-то интересным. Предлагаю подборку хороших книг, поднимающих весеннее...

Новые материалы с главной страницы:

В этом году нам всем можно тренироваться в принятии: приходится любить лето таким, какое оно есть. Чтобы жилось приятнее и веселее, подобрала для ваших детей хорошие летние книги, ныряйте.    ...
Один из клиентов на этой неделе стал говорить со мной о курении. "Хочу понять, - сказал он, - чего на самом деле мне хочется, когда я хочу курить". "Есть идея или ощущение, что на самом деле хочется чего-то другого?", - спросила я. "Есть ощущение, - ответил он, - я словно хочу чего-то,...
18 июня в 10:00 на стадионе «Локомотив» состоится Международный День Йоги в Самаре. В нем смогут принять участие все жители и гости города независимо от уровня физической подготовки. В программе – общая практика от специалистов Поволжской академии йоги, психологии и...

Загрузка...
▲ Наверх