Все малыши любят прятаться в домик. Залезать под стол или в шкаф и воображать, что у него свой собственный дом. Что он там делает и зачем ему уединение, часто недоумевают мамы. Между тем как сами в те же 3 года строили шалаши из стульев и одеял, а позже – и домики на деревьях из веток и картонок. Каждому ребенку нужна своя территория, уверяют психологи, наличие или отсутствие импровизированного или покупного домика влияет на дальнейшее развитие малыша. Как? Читаем в нашей статье…
Светлана Гребенникова
Создатель
Сегодня игровой домик можно купить в магазине. Их великое множество: дом-палатка, вигвам, пластиковый или надувной как батут, тканевый с входом-тоннелем или деревянный с подвесными качелями и горками. Не будем распространяться и расписывать каждый из них, поговорим о другом. Купили ли вы ребенку домик или же он построил его сам из подручных материалов (сушилки, простыней, подушек, одеял, стульев и столов), он должен быть «мечтой» вашего малыша. Даже цвет домика пусть будет не навязан мамой «по шаблону»: девочкам – розовое, мальчиком – голубое, позвольте выбирать ребенку.
«Пусть дом будет такой, какой хочет построить ребенок, - рассказывает Елена Букина, психолог, эксперт по социально-психологическим играм, ведущая детских и подростковых групп, сертифицированный коуч ICF в сфере детско-родительских отношений, - Самодельный домик, конечно же, важнее для ребенка, так как строя его «с ноля», он играет роль создателя. Создает для себя свой мирок, отгораживает свою территорию, в противовес большому взрослому миру».
В нем он – хозяин своего пространства, своего жилища, и может пускать вас туда или не пускать. Может звать в гости или приглашать вас, чтобы показать, как он обустроил его, куда посадил кукол или положил подушки. Очень важно оберегать эти границы и не врываться в домик со словами: «Ну я же твоя мама/папа/бабушка…», ведь это не просто игрушка, а нечто большее.
Дочки-матери
Игра «в домик» - очень важная игра в жизни ребенка. Наверное, вторая по значимости, вместе с игрой в «Дочки-матери». По словам Елены, существует гипотеза, согласно которой гиперактивность детей связывают с дефицитом возрастных игр. Если детям не дают играть или они мало играют, посвящая все свое время обучению и развивающим играм, могут возникнуть сложности в общении и социализации.
Домик же – самый лучший «тренажер». Он подходит для сплочения и единения детей, для разделения функций по дому (кто готовит еду, кто ходит в лес за продуктами, занимается уборкой и т.д.), создания детьми безопасного игрового пространства. Дом, какой бы он ни был, дает возможность ребенку воплотить в жизнь десяток игровых сценариев. Например, в нем можно играть в больницу, в магазин, в школу или детский сад, а также «разыгрывать сцены», усвоенные из жизни своих родителей. Ребенок может, услышав от бабушки сказку про пряничный домик Братьев Гримм, играть и воображать себя героем сказки. Такие забавы невероятно важны для развития и становления нового человека. Они развивают воображение, учат правильно себя вести в различных жизненных ситуациях. И это помимо того, что строя или собирая свой дом, ребенок начинает понимать ценность дома.
Мой дом – моя крепость
Психологи отмечают, что у каждого ребенка есть потребность в, пускай маленьком, но своем собственном уголке. Поэтому-то они и строят в вашей обычной квартире свой дом в миниатюре, принадлежащий только ему. В нем он будет чувствовать себя в безопасности, одновременно свободно и защищено. Как в животике у мамы. Это его дом, его крепость. Здесь не страшно оставаться наедине с самим собой, без взрослых.
Кроме того, в этом укромном местечке он может быть предоставлен самому себе. Разбрасывать игрушки, если ему так хочется, или наоборот расставлять их, согласно им же придуманному порядку. Это учит детей хозяйственности и аккуратности. А если вы еще будете хвалить ребенка, «приходя к нему в гости», то у него появится понимание собственной значимости и права владеть каким-то «имуществом». Со временем такой ребенок станет уравновешенной, самостоятельной и уверенной в себе личностью.
Комментарий
Елена Букина, психолог, эксперт по социально-психологическим играм, ведущая детских и подростковых групп, сертифицированный коуч ICF в сфере детско-родительских отношений:
- Играйте «в домик» с ребенком в 5-7 лет! Не упустите это время! Интересно понаблюдать, что в домике для ребенка будет важно, а что не будет значимым. Самое ценное здесь с психологической точки зрения, что играя в домик, можно помочь ребенку буквально «излечиться» от любого детского недуга. Если в этой игре родитель осторожно возьмет на себя роль тактичного проводника, то ребенку можно помочь справиться с любым страхом (страхом темноты или страхом спать одному в кроватке), а также привить новые привычку. Например, проиграйте сюжет «Утро в домике» и научите ребенка соблюдать все этапы утреннего пробуждения. Или вы можете помочь побороть страх от злой собаки, кошки, дракона, кого угодно, вместе спрятавшись в домике и порассуждав вслух, как в домике тепло, безопасно, уютно и спокойно…
Оставить комментарий