О вреде школьных оценок

Многие люди не представляют себе школу без оценок. Есть процесс обучения - есть оценки. Словно это неразделимое целое. На мой же взгляд, оценки не просто бесполезны, но даже и вредны. Как для обучения, так и для жизни школьника (будущей и настоящей). У меня есть много причин так думать.

1) Интерес к учебе.

Учителя утверждают, что используют оценки в качестве мотиваторов. То есть возможность получить пятерку должна прельщать ученика и подталкивать к действию. К сожалению, они правы: чаще всего именно так и происходит.

Пишу "к сожалению", потому что зарабатывание пятёрок и обучение - не синонимы. Желания учиться и получать хорошие оценки - это два разных желания. За ними кроются две разные потребности ребёнка: в первом случае он хочет исследовать, познавать мир, во втором - быть хорошим. В потребности "быть хорошим" нет ничего зазорного, мы все ею обладаем. Но печально, когда она "приклеивается" к обучению и вытесняет собой естественный искренний интерес познания мира.

Любой ребенок от рождения имеет живое природное любопытство, желание узнавать, спрашивать, исследовать, разбираться. Вспомните заглядывающих в каждый шкаф годовасов. Или трех-четырехлетних "почемучек". Они задают свои бесконечные вопросы не потому, что их за это хвалят или ставят им пятёрки. Я сказала бы даже, что зачастую любопытные дети одолевают родителей вопросами как раз вопреки. Вопреки усталости мамы и папы, их замученности, их мечтам о тишине и спокойствии. Ребёнок всё это чувствует и ощущает. Но любопытство его настолько велико, что всё равно спрашивает.

А потом ребёнок идёт в школу. И его начинают оценивать. Или даже ещё раньше - на подготовке, на различных развивающих занятиях. И однажды он вдруг замечает, что существует какая-то странная связь между переживанием себя хорошим и выполнением заданий. Причём, связь эта так устроена, что тебя оценивают хорошо, если только ты справился. Это тревожно. Ребёнку необходимо ощущать себя хорошим. И тогда он начинает стараться зарабатывать эти пятёрки. Или решает, что он всё равно не дотягивает. Или испытывает родителей двойками - а будут ли они тогда его хвалить, не смотря ни на что? В общем, у ребенка появляется много важных дел, не связанных с учебой вообще. Связанных с одобрением, достижением, зарабатыванием, безопасностью, но не с учебой.

Чтобы понять разницу, вспомните, как учили что-то в ночь перед экзаменом - просто чтобы его сдать. Для хорошей оценки. И как сами, только для себя искали информацию, которая вас действительно интересует, которая вам важна, нужна, интересна. Какие из этих знаний еще живут в вас? А какие забыты?   

Мотивация человека так устроена, что чем больше её извне, тем меньше снаружи. Чем больше мы ориентированы в каком-то деле на оценку извне, тем больше теряем личный естественный интерес к процессу. Попробуйте представить, например, мытье полов или рисование картины - да что угодно - в двух разных формах. Когда вам нравится то, что вы делаете, когда вы получаете удовольствие от самого процесса, увлечены им, живёте в нём, раскрываетесь, делаете это в своё удовольствие. И второй вариант: когда вы делаете это для того, чтобы получить хорошую оценку. Как ощущения? И ещё интересное: как думаете, в каком из этих вариантов у вас лучше получится сделать задуманное?

Именно так обучение - такое естественное занятие для детей - при помощи оценок из цели превращается в средство. Именно так дети теряют к обучению живой интерес.  

2) Зависимость от оценки.

Сама система оценивания в школах и семьях приводит к тому, что из детей вырастают взрослые, волнующиеся о мнении окружающих. По привычке, делая что-то, мы всё ещё смотрим на других, сканируем их реакцию, словно спрашивая: "А так правильно?", "Я нормально сейчас делаю?", "Вы мне что за это поставите?". И очень переживаем, если кто-то думает и говорит о нас плохо (даже незнакомая женщина в супермаркете, сделавшая замечания маме плачущего ребенка может стать причиной расстройства и темой следующих разговоров с родственниками и друзьями на протяжении еще нескольких дней). Мы словно не обладаем базовым, ясным знанием "Я - хороший" внутри себя, которое не может разрушить ни одна оценка извне. Мы всё ещё заняты зарабатыванием пятёрок.

Эта жизнь - с оглядкой на других - она во всём: в хвастовстве, смущении, стеснении, стыде, зависти, сомнениях, непонимании, как поступить. Трудно ориентироваться на самого себя и свои ощущения, если десять лет подряд тебе ежедневно ставили оценки. 

3) Необъективность и несправедливость.

Я уверена, что школьные оценки - не объективны. Да, существуют какие-то критерии (далеко не для всех заданий), но используют их живые субъекты - человеческий, так сказать, фактор. 

Странным кажется также и то, что чаще всего для оценки знаний в школе используются почему-то цифры только от двух до пяти. Хотя российская система оценок считается пятибальной, низшей оценкой по факту является двойка. Мы говорим "двоечник". Слов "единичник" или "колочник" даже не существует. То есть мы имеем всего четыре балла, с помощью которых оцениваются знания школьников. При этом только два из них считаются хорошими - четыре и пять. Мне кажется, в таких условиях совершенно невозможно объективно оценить труд ученика. 

Вот, например, сочинение. Или изложение. Оно длинное, школьник исписал несколько страниц и сделал несколько ошибок. Ну, пусть даже десять. В десяти словах его сочинения имеются ошибки. А во всех остальных десятках, сотнях слов ошибок нет. И он получает тройку. Несправедливо, правда? Кто-то, может быть, скажет, что вполне справедливо - школьник, мол, должен был написать идеально. Но мне хотелось бы посмотреть, как пишет тот, кто это скажет. И существуют ли вообще идеально грамотные тексты среди тех, кто не занимается этим профессионально. Уверена, что в этой статье есть грамматические ошибки, она не идеальна. Но, может, и пусть? Разве это так страшно? Всегда ли, всё ли должно быть идеальным?

Другую несправедливость я углядываю в том, что система выставления оценок одинакова для всех. Да, это не справедливо. Потому что у всех разные возможности и способности. Одному школьнику стоит больших трудов написать сочинение всего с десятью ошибками. Возможно, он готовился к этому целую неделю, очень старался. А другой допустил десять ошибок только потому, что был не особо внимателен в тот момент, а вообще ему не составляет труда написать лучше. И оба они получают тройку. Где справедливость?

4) Уход от контакта.

Используя систему оценок, невозможно понять ребёнка, встретиться с ним, услышать его. Чтобы произошла встреча, мы должны быть наравне. Мы должны быть открытыми, безоценочными, готовыми увидеть, заметить. Не давая суждений и не критикуя. А просто искренне по-настоящему интересуясь, любя.

Позиция оценивающего - сверху вниз. Ему не до чувств, не до ощущений ребёнка, не до причин. Он просто оценивает.

А в это время живой ребенок имеет какие-то свои ощущения, живет какой-то своей жизнью. Почему он запинается у доски? Может быть, он стесняется? Может быть, слишком волнуется? Может быть, мысли его заняты девочкой из соседней квартиры? Может быть, вчера он не выспался? Может быть, его мама и папа сейчас разводятся? Может быть, ему просто не интересна тема? Разве что-то из перечисленного - плохо? Разве что-то из этого может стать объективной причиной снизить ребенку балл?

5) Соревновательность.

Система оценивания - благодатная почва для взращивания таких чувств как стыд и зависть. Потому что именно они идут рука об руку с конкурированием, соперничеством. А еще - переживание себя ничтожным. А еще - одиночество, если ты на вершине. 

Когда мы начинаем оценивать - пусть даже не самих детей, а их знания, не важно - мы вводим в их сознание данность о том, что можно быть лучше и хуже других. Так или иначе, дети сравнивают свои оценки с оценками других и начинают соревноваться, начинают испытывать разные чувства в связи с этим.

Что плохого в соревнованиях? Да, в общем, ничего, когда они не имеют отношения к любви, дружбе, базовым ценностям. Спортивные, например, соревнования. Или танцевальные. Или какие-то шуточные игровые. Но когда соревноваться приходится изо дня в день, когда на протяжении десяти лет ты находишься в ситуации оценивания, соревнования становятся частью жизни. 

Нам, бывшим ученикам, до сих пор стыдно, когда мы хуже других. Мы завидуем тем, кто лучше. И мы кайфуем, как наркоманы, достигая успехов, превозносясь. Ко мне на консультации приходит много взрослых людей, которым все еще "нельзя ошибаться", "нельзя быть хуже других", "нужно быть лучшим" и т.д. И живется им с этим не очень.

Зачем же учителя ставят оценки, если все так плохо? Кому-то они нужны?

Да, конечно, нужны. Самим учителям, как средство манипуляции. Поддерживать интерес ребенка, видеть и слышать его, принимать - не так-то просто, далеко не каждому это под силу. А учителю нужно при этом ещё и учить. Конечно, проще делать это, манипулируя оценками.

Что же со всем этим делать? Ведь в школах ставят оценки!

Во-первых, не во всех. К счастью, существуют школы без оценок. Их мало, но они есть. Посмотрите ролики об известной школе "Апельсин" в Санкт-Петербурге. В Самаре в этом году открылась "Белая Ворона", в следующем откроется ещё одна. И есть много детей и родителей, готовых объединяться для создания семейных классов. Я уж не говорю про такую всегда существующую альтернативу как домашнее образование.

Если же ваш ребенок уже ходит в школу, где ему уже ставят оценки, то вы можете делать много для того, чтобы обесценить сам факт оценивания. Просто пожимайте плечами, когда ребенок сообщает вам, что он получил ("Какая разница? Главное другое - понравилось ли тебе? Было ли тебе интересно сегодня в школе? Что нового ты узнал? Что тебя впечатлило? Что расстроило? Что удивило?"). Дайте ребенку ощущение того, что он - хороший, что его оценки для вас находятся на сотом месте после его самочувствия, уровня счастья и еще массы других ценных и важных вещей. Давайте взглянем в глаза реальности: никому нет совершенно никакого дела до школьных оценок. Кто-нибудь когда-нибудь заглядывал в ваш аттестат? (Кроме мамы, конечно)   



Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki

Читайте на эту тему:

Еще 16 декабря стартовал прием в «элитные» школы Самары и Тольятти. Основной же поток заявлений в общеобразовательные школы начнут принимать на «Портале образовательных услуг» с 30 января 2017 года. Для детей, идущих в первый класс, это одно из значимых событий, так как...
Что любят больше всего дети? Конечно, смотреть мультики. А делать их и потом показывать родителям – в два раза интереснее. В Самаре научиться искусству мультипликации можно в мобильной студии семейной анимации STOODIX . О том, что происходит на занятиях и как стать самому...
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка умным, начитанным, думающим. Рано или поздно родитель задается вопросом, как научить ребенка не просто читать, а вчитываться, понимать смысл прочитанного. Как воспитать у ребенка любовь к книгам и чтению.Ну, начнем с того, что...
По статистике, 55% родителей не готовы к появлению в группе ребенка с ограниченными возможностями, 41% - не против, если такой ребенок будет посещать группу, 5% - затрудняются ответить. Вот условия, в которых оказываются ребенок-инвалид и его родители: большинство против их...

Новые материалы с главной страницы:

Что только ни делает женщина, чтобы понравится мужчине. Макияж, сексуальная одежда, курсы по стилю, ботокс, пластика… Некоторые идут на все, ради того, чтобы быть привлекательными. Однако многое бесполезно и незначительно в глазах сильного пола, так что можно теряться в...
Для того, чтобы не помешать ребенку развить его творческие способности, важно на мой взгляд, понимать, как происходит это развитие. Часто мы делаем что-то странное и противоречащее естественному пути только от незнания того, что происходит. Именно поэтому я хочу...
Еще немного и начнется «мозговой штурм» накануне праздников и ломание головы, кому что подарить. Сертификаты и подарочные карты набили оскомину. Золото и гаджеты – скучно, люксовый алкоголь и конфеты – банально. Может, стоит сойти с привычных «рельсов» и пойти за...
Воображению в творчестве отведена немалая роль. Я думаю на самом деле, что совокупность возможностей быть свободным и воображать и означает быть творческим. Воображение – это способность человека по-разному обращаться с идеями и образами внутри себя: перемещать их,...

Загрузка...
▲ Наверх