Отгремели торжественные линейки, вчерашние дошкольники старательно выводят в тетрадях первые петельки и крючочки, а родители стараются обеспечить максимальный комфорт ребенку, привыкающему к новой эпохе в жизни.
Как сделать так, чтобы школа не стала для ребенка стрессом с первых дней учебы, и помочь первокласснику адаптироваться к новому режиму – читайте в нашем обзоре.
Создайте атмосферу.
Школа – это, безусловно, важно, но главную роль в жизни ребенка в этом возрасте все равно играют дом и семья. Пусть он знает, что здесь ничего не изменилось, и ему будут всегда рады, какие бы оценки он ни принес. Постарайтесь, чтобы начало учебного года не совпало с другими масштабными переменами – ремонтом в квартире, переездом, длительной командировкой одного из родителей. И, конечно, любых конфликтов и ссор в это время в доме должно быть по минимуму.
Распределите нагрузку.
С первых учебных дней в школе и за ее пределами ребенку предлагается масса интересных вариантов внеурочной нагрузки – бассейн, футбол, разнообразные кружки, музыкальные и художественные школы. Даже если новоиспеченный школяр сам рвется в бой, не добавляйте в его расписание дополнительных занятий до начала октября. Дальше нагрузку рекомендуется увеличивать постепенно, отслеживая, все ли ребенок успевает, не «съезжает» ли по учебе и не слишком ли утомляется. В идеале школьные занятия должны дополняться тремя разными внешкольными – спортом, творчеством и интеллектуальной деятельностью в любых вариациях.
Будьте в эпицентре.
Интересоваться у ребенка, как прошел еще один день в школе – правильно, но недостаточно. На ближайшие 11 лет родители одноклассников и учительница должны так или иначе войти в ваш круг знакомых. Если родители знают о том, что происходит в школе, активно помогают готовить классные мероприятия, могут задать вопрос учительнице – это не только удобно им самим, но и создает у ребенка ощущение комфорта и безопасности, привычной среды.
Соблюдайте правильный режим.
Если вы подошли к школьной подготовке ответственно, то наверняка еще в августе приучили ребенка ложиться не позднее десяти вечера и рано вставать. Постарайтесь, чтобы ребенок с самого начала понимал важность разделения учебного и свободного времени, следите, чтобы между возвращением ребенка из школы и выполнением домашних заданий проходил минимум час-полтора. Даже если нагрузка в школе будет высокой с первых дней, обязательно выделяйте время на прогулки на свежем воздухе, а по выходным всей семьей выбирайтесь в парк или за город, если погода позволяет.
О том, что еще следует учесть и сделать в период адаптации первоклассника
к школе, рассказывает Надежда Колесникова, кандидат педагогических наук,
почетный работник общего образования:
- Есть такая фраза: «Приходя в школу, ребенок в первый раз встречается с государством». Во многом это так. Впервые его жизнь начинает подчиняться жесткому регламенту, различным нормам и законам. Привыкание к этому распорядку – достаточно большая нагрузка. Облегчить этот процесс помогают подготовительные курсы. При этом стоит помнить, что они не обязательны, это не пропуск в школу, а лишь дополнительная возможность для адаптации к учебе.
На мой взгляд, в первом классе важны не столько знания, сколько навыки. Самое
главное – развитие памяти, мелкой моторики рук и речи. Это три кита, на которых
будет базироваться весь дальнейший учебный процесс. Все игры и занятия - разучивание
стихов, счет предметов, разложенных на
парте, рисование - развивают базовые навыки ученика. Также важно как можно
больше разговаривать с детьми, приучая их излагать свои мысли в форме
законченных предложений, связных рассказов.
В начальной школе необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению
домашних заданий. Психолог Лев Выготский говорил, что у ученика есть две зоны
развития, в одной из которых он работает самостоятельно, а в другой - с помощью
взрослых. Важно их разграничить, с помощью учителя определить, какие задания
ребенок выполняет сам, какие - вместе с
педагогом или родителями. Это необходимо для обучения самостоятельному труду.
Есть ряд обязательных требований, которые регулируют жизнь первоклассника и соблюдаются в любой школе. Например, учебная нагрузка должна наращиваться постепенно - сначала один урок в день, потом два и три. Между ними обязательно должна быть одна большая перемена, когда ребенок может хорошенько подвигаться и размяться. Эти нюансы, как и всю школьную жизнь, регулируют Санитарные правила и нормы (СанПиН). С ними будет полезно ознакомиться всем родителям. В этом документе также описано, сколько по времени ребенок может работать на уроке с компьютером, сколько минут должно быть отведено на занятия с использованием интерактивной доски. Нормы регламентируют даже вес ранца в начальной школе и размер шрифта в учебниках.
Ознакомиться с СанПиН можно по ссылке: http://www.edustandart.ru/izmeneniya-v-sanpin-dlya-shkol-2015/
Пусть учеба вашего юного школьника будет легкой и интересной!
Оставить комментарий