ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ? ЛЕГКО!

"Ты так много с ребенком занимаешься", - говорят мне. Или: "Ты - понятно, а я вот учить детей совсем не люблю". А ещё: "Я - совсем не психолог, не педагог, я как ты не умею". И часто: "Вообще я на него так злюсь, когда у него не получается, не моё это - с ребёнком заниматься". Все эти люди правда полагают, что я много времени и сил уделяю развитию и обучению дочери. Что мы, видимо, как-то отдельно ежедневно садимся и пишем, считаем, читаем, учим и изучаем. На самом деле, конечно, нет. Я правда много дочке даю, но совсем иначе.

Одна из причин, по которым я не люблю школы - искусственность обучения. Когда ребенка специально сажают, чтобы научить. В заданное время. За положенный период. Определенным вещам. 

Представьте себя ребёнком. Вот я жил, жил, играл, изучал мир и своё тело, строил отношения, дружил и любил, и вдруг - раз! - обучение. Какое-то иное, не такое, которое я знаю. Не похожее на мою просто_жизнь. Мне нужно обязательно зачем-то сидеть. Говорить и кричать почему-то нельзя (как и двигаться). В туалет можно пойти только с разрешения - я же учусь, это важнее. Не я, а кто-то другой решает сейчас, чему мне учиться. И как это делать. Он определяет форму, содержание, время. Где в этом процессе я сам? Я - объект процесса обучения. Обучение направлено на меня извне.

Такой подход не по мне. Для меня важно, чтобы учащийся оставался субъектом, определяющим весь процесс. Так я обучаюсь сама, и так я обучаю других (дочь в том числе).

Я не занимаюсь с дочерью, усаживая ее за столик, впихивая в неё знания, беря определённую цель. Ну и, честно говоря, я очень люблю свою жизнь, свою работу, книжку люблю почитать. Нет у меня ни времени, ни желания клеить по ночам соборы Парижа, чтобы с утра её удивить. Зато я искренне полагаю, что в мире вокруг неё и без искусственно подсунутых мною тем столько всего удивительно, что мне по ночам логичнее спать. 

Я следую за интересом ребёнка. И при этом я считаю своей задачей обеспечить ей достаточно богатую среду, в которой есть за что зацепиться, есть что рассмотреть, есть чем заинтересоваться, есть о чем говорить. Под богатой средой я имею в виду походы, поездки, путешествия и прогулки, близость к природе, встречи с искусством, разнообразную вкусную еду, хорошие книги, классическую музыку, умных и добрых людей, а самое главное - мою открытость к миру, мою возможность искать, находить и замечать, и готовность передавать дочери информацию (а иногда и искать ответ вместе с ней).  

Наши занятия с Майей вплетаются в нашу обычную жизнь. Я не сажусь за карту, чтобы рассказать ей о странах. Не открываю тетрадь и учебник, чтобы учить считать. Она, конечно, может всё это открыть и читать - но это уже её личное дело, как занимать себя в свободное время, это её интересы и предпочтения. Я откликнусь, если дочь попросит меня прочесть какой-то учебный материал - я не против делать это, когда инициатива принадлежит ей. Но я не задумываю и не строю занятий. Я занимаюсь по ходу жизни.

Вот мы гуляем по лесу. В нём различные деревья, насекомые, птицы. Мы поднимаем листья и называем их, мы пробуем отличать одни от других. Мы следим за насекомыми, мы находим муравейник, я гуглю его устройство и читаю дочери вслух. Мы видим дерево, обросшее мхом, я вспоминаю, что по мху на деревьях можно определять стороны света, учу этому Майю. И разговор переходит в русло географии, направлений, температур в разных частях света. Всё происходит само - я специально ничего не планирую.

Я понимаю, вы скажете, что, гуляя по лесу, легко найти тему. Но не только в лесу - правда, мне кажется, я в любой теме могу найти развивающий, познавательный компонент.

Вот мы готовим лазанью. Во-первых, одно то, что мы готовим её вместе - уже обучение. Кому помешает такое умение? Во-вторых, мы говорим. Говорим об Италии, ведь это родина нашей лазаньи. Говорим о том, как производят сыры, какие красивые платья можно встретить в Милане, и как прекрасно прокатиться на лодке по улицам Венеции. Как работают дизайнеры одежды, чем занимаются гондольеры (вот вам и профориентация, почему нет).  

Мы чистим зубы. Я закрыла воду и объяснила дочке, что так мы заботимся о планете. Конечно, ей интересно, как выключение воды связано с нашей планетой. Вот и повод (лучше момента и не придумать) рассказать об экологии, о мировом океане, об угрозе для его обитателей. А там и до самих обитателях недалеко. И вот Майя уже рисует кита и спрашивает, что такое млекопитающее.

Мы проезжаем мимо горы. С неё упал камень. О, тут разговоров на неделю. Об образовании древних гор. Об окаменелостях и останках динозавров. О работе археологов, о том, для чего им кисточки (и снова незапланированная профориентация). О добыче камней и их применении. О тяжёлом каторжном труде. О Сталине. О роли народа в выборе своего правителя. О справедливости, о демократии. Смотрите, изначально была всего лишь гора. А в ней оказалась гора тем. Они рождаются сами собой, без всяких парт и учебников.

Мы собираем виноград. Рядом растёт слива. И тот, и другая - фиолетовые. Но это разный фиолетовый, и мы говорим о том, что фиолетовый бывает холодным и тёплым, разговор заходит о художниках, и вот уже мы гуглим "Розовые горы" Рериха. А где, кстати, они находятся? Наклёвывается новый виток.

Майя подавилась, закашляла. Через пять минут мы уже сидим над большой анатомической книжкой - дочери нужно знать, как устроено ее пищеварение. Еще через десять она рисует путь своего завтрака от пищевода до толстой кишки. Вообще изучать внутреннее строение через собственный интерес - прекрасное дело. Болячка на коленке послужила нам поводом изучить состав крови и процесс и сворачивания. Выпавший зуб - ознакомиться с устройством зубов и их видами.    

Я читаю книгу. "Мам, что делаешь?". И я рассказываю, о чем я читаю, не ограничиваясь фразой "читаю". Так же, придя с работы. Не просто "была на работе". Я рассказываю, что я делала. Рассказываю, о чём читаю. Художественная эта литература или профессиональная - рассказываю всё равно. Стараюсь доступно и просто. Иногда Майе бывает сложно понять, но она переспрашивает. После работы рассказываю дочери иногда, о чём я говорила с клиентами, мы вместе рассуждаем о важном.

Я стараюсь чаще брать её с собой, жить с ней. Брать её в банк, в музей, в кафе, на почту и на прогулку. Хочу открывать для неё мир. Когда мы с ней, я не просто делаю что-то взрослое и непонятное - я объясняю, что сейчас происходит, куда мы едем и почему. Как устроена карточная система, из чего делают лак для ногтей, почему на почте всегда такие длинные очереди.        

Я ничего не делаю специально. Я просто замечаю интересности вокруг. Я поддерживаю Майю их замечать. И я готова их обсуждать.

Да, это окружающий мир, скажете вы. А как быть с чтением, с математикой? Так же! Для этого добра тоже вокруг ресурсов немало.

Майя, как и многие девочки, обожает игру в ресторан. Отлично, я подыграю. Я не зову её ужинать, я составляю меню. Она делает заказ, я его приношу вместе со счётом. У Майи игрушечный кошелёк, в нем - нарисованные ею деньги. Но чтобы расплатиться, ей нужно сложить, вычесть, умножить и разделить. Как и в реально мире. Кстати, в реальном мире, когда мы ходим в магазины, на рынки и в рестораны, а также в кучу других мест, где нужно расплачиваться, считать, получать сдачу, я привлекаю Майю мне помогать.

Чтению очень способствуют папины смс-сообщения. А желание ответить ему настолько велико, что любого замотивирует научиться писать. Ну и, конечно, мои записки, записки от фей (написанные от руки за десять секунд, вы не подумайте), название игр, тексты уличных на вывесках. Хотя, конечно, раньше Майя читала и писала на бумаге, а еще раньше - кубиками Зайцева. Занятия с которыми тоже как-то чудесно вплетались в общую жизнь и не были чем-то отдельным (Что ты хочешь поесть на обед? Выбери на карточке, прочти и напиши).   

По аналогии, таким естественным образом, можно научить ребенка разбираться во времени, календаре - проверено. Просто повесьте календарь, дав тем самым ребенку возможность его изучать. И следите за богатством среды, честно говоря о датах (20 сентября, во вторник, в 19.00), а не "скоро" или "через два дня"). За этим, конечно, последуют вопросы - а тут уже вы и перечислите все дни недели, месяца, расскажете про стрелки часов.   

Наш мир, наша повседневная жизнь, если оглянуться, если открыться - очень щедра и разнообразна. И, на мой взгляд, нет никакой логики и никакого смысла в том, чтобы придумывать ещё что-то искусственно. И обучение ребёнка, его развитие чудесно укладывается в эту повседневную жизнь. Попробуйте просто взглянуть на занятия иначе - не как на что-то специальное (есть вот жизнь, а есть - учеба), а как на то, что происходит прямо сейчас, постоянно, вместе с жизнью, как на то, что и есть - сама жизнь. Просто посмотрите вокруг: по сторонам, вниз и вверх. Вы видите сколько всего?                      

     


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
Мандарин-шоу
��������������

Читайте на эту тему:

По статистике, 55% родителей не готовы к появлению в группе ребенка с ограниченными возможностями, 41% - не против, если такой ребенок будет посещать группу, 5% - затрудняются ответить. Вот условия, в которых оказываются ребенок-инвалид и его родители: большинство против их...
Многие люди не представляют себе школу без оценок. Есть процесс обучения - есть оценки. Словно это неразделимое целое. На мой же взгляд, оценки не просто бесполезны, но даже и вредны. Как для обучения, так и для жизни школьника (будущей и настоящей). У меня есть много причин...
Несколько лет назад я писала о том, чем меня не устраивают детские сады, и почему мне не хочется, чтобы моя дочь их посещала. Сейчас пришло время написать о школе. Как и тогда, в истории с детским садом, найдутся те, которые считают иначе. Думаю даже, касательно школы, их будет...

Новые материалы с главной страницы:

Наше существование в мире – физиологическое и духовное – построено на балансе давания и получения. Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Мы потребляем пищу и оставляем земле продукты своей жизнедеятельности. Мы зарабатываем и тратим. Мы утешаемся и утешаем. Мы...
В Самаре во многих клиниках и косметологических кабинетах становится популярным пилинг Джесснера, быстро восстанавливающий кожу. У пилинга весьма интересная предыстория появления, связанная с врачом, который с помощью данной процедуры, состоящей из обработки ран...
Эта фраза принадлежит известному индийскому философу Джидду Кришнамурти. Он называет её своим главным секретом. Он не против того, что...
В минувшие выходные в Самарском музее фотографии «Фото-История», в ТЦ «МегаСити», прошел уже третий Детский фримаркет . Весь комплекс мероприятий, состоящий из бесплатной ярмарки, лекций, детских мастер-классов и фотосессий, полюбившихся за предыдущие разы, остался...

Загрузка...
▲ Наверх