ПОЧЕМУ НЕ ШКОЛА

Несколько лет назад я писала о том, чем меня не устраивают детские сады, и почему мне не хочется, чтобы моя дочь их посещала. Сейчас пришло время написать о школе. Как и тогда, в истории с детским садом, найдутся те, которые считают иначе. Думаю даже, касательно школы, их будет больше. Но как уж есть. Вот мои причины не "отдавать" ребенка в обычную российскую школу:

1) Оценки

На мой взгляд, они совершенно никому не нужны, кроме учителя, который не умеет организовать учебный процесс без них. 

Для учителя, которому сложно заинтересовать ребенка, построить урок так, чтобы в нем и правда было любопытно и весело, для учителя, у которого не выходит наладить контакт и договориться с учениками, остается только одно - оценки. С их помощью, как с последним орудием, учитель "мотивирует" детей учиться. 

Ставлю "мотивирует" в кавычки, потому что, конечно, не мотивирует. Зарабатывание пятерок к жажде знаний не имеет никакого отношения. И даже наоборот, для нее вредно. Мы так устроены, что чем больше мотивации внешней, тем меньше внутренней. Начал делать что-то для оценки, для результата - страдает процесс, пропадает интерес, сложно понять уже, нравится тебе это или нет, что ты хочешь на самом деле, делаешь ты это потому что тебе на самом деле нравится или чтобы получить пятерку и одобрение.

Дети очень хотят учиться. Они задают много вопросов, их любопытство неизмеряемо, их жажда познавать, исследовать колоссальна. Это демонстрируют абсолютно все дети, которые еще не пошли в школу. А потом с ними что-то происходит. Странно, да? А по-моему, закономерно. 

Для того, чтобы не мешать детям хотеть учиться, нужно просто от них отстать. Школа не поддерживает естественное стремление ребенка познавать, она навязывает ему свои законы и правила. И оценивает. 

Скучно учиться, если от тебя прямо в данный момент требуют, чтобы ты выучил то, что тебе неинтересно. Скучно учиться, если на твои настоящие вопросы не отвечают. Скучно учиться, если нельзя встать из-за парты и побегать. Скучно учиться, если урок построен зануднейшим образом уставшим педагогом. Скучно учиться, если тебя не слышат.

Иногда меня спрашивают "А как же он будет учиться без оценок? Он же сам ничего не захочет!". Удивительно и катастрофично влияние школы, если ребенок теряет в ней свою естественную потребность узнавать. Настоящий, здоровый, не тронутый системой оценок ребенок учиться хочет, его не нужно мотивировать, натаскивать, заставлять, уговаривать, шантажировать, угрожать и т.д. Если вам кажется, что единственное, чего хочет ваш ребенок - это гулять и бездельничать, подумайте, что пошло не так. Где он потерял свою природную жажду знаний.

Еще одна вещь, которую несут за собой оценки - сравнение, соревновательность. Где есть оценки, там есть отличники и двоечники. Есть те, кто хуже и лучше учатся. Что невероятно абсурдно, с моей точки зрения, потому что совершенно невозможно рассуждать, что значит учиться лучше или хуже. 

Один - будущий палеонтолог и с ума сходит, изучая мир динозавров. У другого отличная память и талант к изучению языков. Один усидчив и рационален, с маниакальным удовольствием считает уравнения, извлекая корни квадратов. Другой худ и бледен, тонок в восприятии чувств Ольги Лариной, а в картинах Моне видит то, что мы никогда не увидим. В какой системе координат можно сравнить эффективность и результаты учебы этих детей? Как можно сравнивать вишню и мандарин?

Школьные оценки (я знаю точно в силу своей профессии) вносят масштабный вклад в то, как мы видим себя в жизни среди других. 10 лет - это огромный период, в который ярлыки приклеиваются не просто на лоб, а прямо вживляются в сердце. И вовсе не стоит думать, что отличникам повезло - им хуже всех. Быть самым лучшим - то еще бремя.

2) Физическая несвобода

Для меня дело попахивает тюрьмой, когда ребенок не может просто встать и попрыгать в любой момент, когда ему хочется. Больше скажу - когда это взрослый не может сделать, мне это тоже напоминают тюрьму, но взрослый хотя бы совершает осознанный выбор, договариваясь сам с собой. 

К примеру, судья Марьиванна, хорошо взвесив все за и против, решает не прыгать в процессе заседания, выбрав потребность сохранить статус для себя сейчас более важной, чем желание размять ноги. Тут все понятно. 

Но дети! Это же очень странно и неестественно, что они должны находиться за партами какое-то время, пока им не разрешат встать и минут 10 побегать.

Почему нужно спрашивать у кого-то, чтобы встать? Почему нельзя побегать, когда хочется? Почему нельзя поговорить, когда захотелось?

Школьная система насыщена тем, чтобы все время к чему-то "приучать". Приучать сидеть за партой, приучать поднимать руку, чтобы спросить, приучать терпеть до перемены. Зачем и почему?

Учителя скажут вам, что приучать ребенка нужно, чтобы он умел сдерживаться, прилично себя вел, привыкал к правилам и нормам работы в будущем и т.д. Это абсурд. Всему свое время. Возможности и потребности нашего тела не одинаковы в 7 лет, в 15 и в 30. В 30 легко сидеть за столом, за компьютером целую вечность, в 7 или 8 куда сложнее. Зачем бежать впереди паровоза? Все просто придет само. Ну и потом, где вы видели такую работу, где, чтобы что-то сказать, нужно поднять руку и дождаться, пока тебе разрешат? А просто так поболтать с коллегой вообще возможно раз в 40 минут и не больше 5 минут (причем в эти 5 минут нужно успеть еще в туалет сбегать и добежать до очередного кабинета).

На самом деле, конечно, эта физическая несвобода учеников нужна учителям, чтобы проще было организовать урок. Ведь гораздо сложнее чему-то учить детей, которые имеют право двигаться и говорить. Попробуй-ка собери их в кучу, заставь замолчать не правилом, не замечанием, а интересом к себе, к тому, что ты говоришь. Я понимаю, учителям тяжело. У них большие нагрузки и маленькие зарплаты. Но я здесь не против учителей, я против школьной системы. Изменившись, система могла бы разгрузить учителей, достойно оплатить их труды и дать возможность дополнительного образования в сфере детской психологии, альтернативных методов обучения. Тогда педагогам не нужно было бы сажать всех за парты и запрещать разговаривать.

3) Звонки

Еще одна абсурднейшая вещь, без которой не может обойтись система - звонок. Почему-то ученик должен захотеть учиться именно по звонку и расхотеть по нему же. А что, если ребенку сейчас важно нечто другое? Доиграть, например, в прятки, или дорисовать свой корабль, или доесть, или с мамой по телефону поговорить. И если его оторвать сейчас, то он будет раздражен, будет мысленно в незаконченном деле, и, конечно, на уроке ему будет скучно, неинтересно, урок станет для него скорее помехой в реализации своих жизненных интересов. Но если подождать 20 минут, дав ребенку завершить свое дело? И позволить ему приступить к примерам тогда, когда он на самом деле будет готов. Тогда и состоится обучение - настоящее, результативное, эффективное.

Завершают урок все тоже по-разному. Одному ребенку достаточно 15 минут, чтобы выполнить упражнение, другому нужны все 40. Один устает быстрее, другой может дольше сосредотачиваться. Урок каждого должен кончаться в разное время - в то, в какое закончил его сам ребенок.

И снова я понимаю, да, что в нынешней системе это невозможно. Я и не спорю. Я просто ее не выбираю.

4) Отсутствие выбора

Помимо несвободы физической, ребенок в школе несвободен и психологически. Он не может выбрать, что ему сейчас делать. Перед ним висит расписание, диктующее чем ему заниматься. Если по плану сейчас чтение, то уже не посчитать. Если тебе дали решать пример, то не порисуешь. Если сейчас рисование, то нельзя открыть учебник по природоведению и почитать. 

Все это, наряду с оценками, звонками, физическими ограничениями, губит жажду знаний, губит личность и индивидуальность, лишает ее самого важного, что у нас есть - свободы выбора. Мы разучаемся хотеть, выбирать, организовывать свою жизнь. Громко сейчас скажу, но именно так мы становимся винтиками системы. Не люблю это выражение, но, оглянувшись по сторонам, понимаю, что винтиков среди нас - большинство.

Именно поэтому и страшно многим из нас выпустить детей из школы, дать им свободу, потому что сами мы - не свободны. Почуяв этот дурманящий вкус, дети не захотят уже жить по чужим правилам и звонкам - это родителей и пугает. Ведь если не "приучить" к несвободе, то как же потом институт, как же работа в офисе с 9 до 17, как же потом принять всю ту ограничивающую рутину, из которой состоит жизнь. В представлении большинства мир просто рухнет в тот момент, когда мы освободим детей от ограничений. Но, по-моему, только в этот момент и начинается настоящая счастливая жизнь.     

              

             


Комментарии (3)

0
22 июля 2016 в 15:38

ЭТО ЖЕ ПОЛНЫЙ БРЕД

Комментарий удален. Восстановить

0
17 августа 2016 в 14:14

согласна, бред

Комментарий удален. Восстановить

0
24 июля 2016 в 22:34

Не бред. А только какой у нас выбор? Что делать обычным родителям со средним/или даже низким доходом, если они с этим согласны и не хотят ребенка отправлять в обычную школу?

Комментарий удален. Восстановить


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
Мандарин-шоу
��������������

Читайте на эту тему:

По статистике, 55% родителей не готовы к появлению в группе ребенка с ограниченными возможностями, 41% - не против, если такой ребенок будет посещать группу, 5% - затрудняются ответить. Вот условия, в которых оказываются ребенок-инвалид и его родители: большинство против их...
Многие люди не представляют себе школу без оценок. Есть процесс обучения - есть оценки. Словно это неразделимое целое. На мой же взгляд, оценки не просто бесполезны, но даже и вредны. Как для обучения, так и для жизни школьника (будущей и настоящей). У меня есть много причин...
"Ты так много с ребенком занимаешься", - говорят мне. Или: "Ты - понятно, а я вот учить детей совсем не люблю". А ещё: "Я - совсем не психолог, не педагог, я как ты не умею". И часто: "Вообще я на него так злюсь, когда у него не получается, не моё это - с ребёнком заниматься". Все эти люди...

Новые материалы с главной страницы:

Куда пойти с ребенком в выходной день, когда в городе все уже исхожено вдоль и поперек? Думать можно долго и мучительно о всяких детских развлекательных комплексах в торговых центрах, тематических выставках, кинопоказах, если не знать об экскурсиях в Красноглинский...
Наше существование в мире – физиологическое и духовное – построено на балансе давания и получения. Мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Мы потребляем пищу и оставляем земле продукты своей жизнедеятельности. Мы зарабатываем и тратим. Мы утешаемся и утешаем. Мы...
В Самаре во многих клиниках и косметологических кабинетах становится популярным пилинг Джесснера, быстро восстанавливающий кожу. У пилинга весьма интересная предыстория появления, связанная с врачом, который с помощью данной процедуры, состоящей из обработки ран...
Эта фраза принадлежит известному индийскому философу Джидду Кришнамурти. Он называет её своим главным секретом. Он не против того, что...

Загрузка...
▲ Наверх