Самое лучшее, что можно сделать для своего ребенка – это помочь раскрыться его талантам, избавиться от комплексов и, в конце концов, стать уверенным, успешным, творческим человеком. Человеком, который не спасует в сложной ситуации, а наоборот целенаправленно будет добиваться задуманного. Так считает Анна Солдаткина, создатель и руководитель Театра-школы «АРТКЛАСС».
Светлана Гребенникова
Против консерватизма
- Театр-школа «АРТКЛАСС» открылся в Самаре чуть больше года назад. От каких-либо других театральных студий он отличается своим подходом к детям: мы стараемся изменить стандартное взаимодействие педагога с учеником. У нас отношения более дружеские и похожи скорее на отношения коллеги к коллеге. Мы даже придумали слоган: «АРТКЛАСС – это содружество талантливых людей». То есть ситуация, когда у ребенка над душой стоит педагог, постоянно поправляет и критикует его – это не про нас. Мы хотим, чтобы творчество исходило от ребенка. Каждый педагог ждет, когда в ребенке произойдет этот небольшой переворот – желание проявить себя.
- С детьми у нас очень доверительные отношения. Мы откровенно обо всем разговариваем. Со старшей группой в начале занятия садимся в кружок, обсуждаем последние события, у кого что произошло в жизни. На каждое занятие мы готовим творческий сюрприз: кто-то поет песню, кто-то показывает свои рисунки, кто-то играет на музыкальных инструментах... Мы стремимся выходить и свободно говорить, не держать в себе, научиться выражать свои мысли. В этом очень помогают наши задушевные разговоры, а также чувство юмора, которым я и другие педагоги стараемся «приправлять» уроки.
- Чтобы что-то изменить в характере ребенка, надо его понять и умело направлять. Мы пытаемся увидеть, что нужно каждому конкретному ребенку. Ведь кому-то нужна похвала, а кому-то она вредна. Как-то к нам пришел один мальчик, первоклассник, у него был сильный зажим – он без умолку говорил. У кого-то бывает зажим такой, что он молчит, стесняется себя проявить, здесь – другая ситуация. Я хочу сказать, что «АРТКЛАСС» помогает адаптироваться всем детям, а также научиться правильно выражать свои мысли, публично говорить, быть раскрепощенным и общительным. Я бы советовала приводить к нам детей либо до 1 класса, либо одновременно с поступлением в школу, так как первый год в школе самый сложный, дети только ищут свое место, им нужно помочь влиться.
Помочь раскрыться ребенку
- Самая главная миссия театра-школы – раскрыть индивидуальность каждого ребенка в коллективе. Мне интересно наблюдать, как тот, кто вначале сидел в сторонке, теперь общается со всеми в коллективе наравне, или тот, кто был чуть ли не врагом для всех, стал лидером и объединил вокруг себя других детей. Мне нравится, что дети сдруживаются, открываются с разных сторон, находят у нас применение своим талантам и навыкам.
- Так, например, в моей практике был случай: одна девочка, просто ураган, стихийное бедствие, задирала всех остальных детей, при этом она была очень одаренной и такой харизматичной. Было очень интересно наблюдать, как она сдруживается с другими детьми. Она получила роль изгоя в спектакле, и ее героиня была очень похожа на нее: конфликтует, важничает, всегда в стороне... В конце спектакля эта девочка начинает плакать. И по сценарию другие дети должны ее обнять. Но во время репетиций с этим была проблема – дети отказывались это делать, потому что с каждым из них у нее были сложные взаимоотношения. Но от репетиции к репетиции, постепенно, их отношения становились все более дружескими. Теперь уже мне радостно наблюдать, что они проводят вместе время, у них появляются общие разговорчики, Варя учит их фехтовать.
- С интровертами тоже нужно работать определенным образом. Мы практикуем давать роли на преодоление. Чтобы человек переступил через себя и что-то совершил ему не свойственное, а в итоге стал другим. Например, Матвей, исполнитель главной роли в «Шпане», лидер шпаны, изначально был лидером, но у него была мягкая манера говорить. Когда он приходил на занятие, он говорил еле слышным голосочком: «Здравствуйте, Анна Фиркатовна! Можно я зайду?…». А мы добивались от него лидера. Я ему говорила: «Выйди и зайди нормально!» Он выходил и уже снова здоровался, уже басом. Так я его «мучила» на протяжении года. После чего и в жизни он начал общаться увереннее. Стал совсем другим! Теперь он всех строит.
Педагог как психолог
- Наши педагоги не консервативны. Они довольно молоды, энергичны, но при этом большие профессиональны в своей области. Педагог по хореографии – Любовь Тисенко училась в ГИТИСе, в Москве, на отделении «Режиссура балета». Работала с известными коллективами, успела поучаствовать в телевизионных проектах. Педагог по вокалу Олеся Акимова – самодостаточный вокалист, работающий на многих интересных музыкальных проектах. Я – режиссер-педагог. С детьми работаю с 2008 года, сначала в Москве на кастингах – выбирала актеров, участвовала в съемках. Потом в Петербурге, где открыла свой первый театр-школу «АРТКЛАСС». И теперь вот в Самаре с аналогичным театральным проектом. С будущего года мы решили пригласить в нашу команду психолога. Она будет индивидуально общаться с детьми и родителями и давать свои комментарии по психологическим особенностям ребенка.
- Зачастую в творческих вузах преподается психология, поэтому все мы немножко психологи. К тому же каждая из наших педагогов мама, а значит, по определению у всех есть понимание детской души, психики. У наших педагогов есть определенные программы, интегрированные между собой, по которым они работают с детьми. Каждая из преподаваемых программ – определенный этап на пути становления личности ребенка.
Рабочий процесс
- Мы работаем по трем направлениям: «Вокал», «Хореография», «Актерское мастерство». Вокал помогает поставить голос, научиться правильно дышать, слышать и петь всем вместе, быть одним коллективом. Хореография справляется с физическими проблемами, выправляет осанку, придает законченность и красоту жестам, которые необходимы для того, чтобы играть в спектакле. Опять же важно, чтобы все ученики станцевались. Важно взаимодействие, умение чувствовать друг друга, жить как один организм. В актерском мастерстве все это вместе соединяется. Также в рамках театрального направления мы проводим тренинги на освобождение от зажимов, на раскрепощение, на чувство веры и правды, на память, на развитие воображения. Все три направления соединяются в одном курсе – «Мюзикл», на котором преподается и вокал, и хореография, и актерское мастерство. Обычно люди приходят на какое-то одно направление, но когда видят результаты тех, кто ходит на все три, начинают посещать все.
- Конечно, мы работаем по системе Станиславского – это наше все. Но при этом стараемся делать тренинги интересными и современными. Мы утвердили для себя примерный срок обучения – три года. После этого, если ребенок хочет еще заниматься, он может перейти в старшую группу. Если говорить о возрасте, то в младшую группу набираем детей 4-6 лет. Средняя группа – 7-9 лет, старшая – 10-14 лет. Сейчас идет набор в подростковую – с 14 до 17 лет. Есть еще взрослая группа, но в нее не так много желающих обучаться актерскому мастерству.
- Программа для каждой группы пишется в соответствие с возрастом, делаются «зарисовки», ставятся отрывки из произведений… Первый год идет коллективная работа, когда участники группы только учатся взаимодействовать. Со второго года обучения начинается индивидуальная творческая работа, в основном по сценической речи. Каждому дается прозаический и поэтический отрывок, который мы разбиваем на кусочки и работаем над речью и энергетическим посылом. Сценической речи у нас уделяется огромное внимание. Мы работаем над всеми речевыми проблемами, над звуками, вырабатываем правильное дыхание, тренируем речевой артикуляционный аппарат. Как сказал Станиславский, актер должен работать каждый день. Мы постоянно находимся в процессе самосовершенствования. Занятия проходят два раза в неделю. В один день – по часу вокал и актерской мастерство, в другой – хореография. У младших групп немного сокращенные занятия – по 45 минут. У нас есть отчетные уроки, когда дети выходят на зрителя – показывают родителям ход урока и небольшой номер по вокалу, хореографии или актерскому мастерству.
Типично творческий
- Сейчас не очень легкое для нас, для страны, для мира время. В этот кризисный момент я понимаю, когда гляжу на своего ребенка, что единственное, что я могу сделать для него, чтобы быть уверенной в своем и его будущем, это то, что я должна вкладывать в него. Я должна сделать из него личность уверенную, приспособленную к жизни, «с головой на плечах» и хорошей фантазией. Я хочу, чтобы мой ребенок мог ориентироваться в любой ситуации, не растерялся, если все пошло не так, если разрушится все, на что были потрачены годы… Каждый родитель хочет быть уверен, что его ребенок будет подготовлен к реальной жизни. В театре-школе мы даем детям именно такие навыки, которые помогают вырастить из ребенка успешного человека.
- Это стереотип, что творческие люди – никчемные мечтатели, у которых ветер в голове. Мечтания – это свойство слабых людей, а быть по-настоящему творческим – это быть успешным в жизни. Не быть бродягой, плохим фрилансером, а быть деятельным человеком! Это уже искусство! Мы хотим показать, что творчество – это суть человеческой природы. Мы созданы по образу и подобию творца, и мы должны творить. Это естественный порядок нашей жизни. Только благодаря творчеству можно раскрыть свой потенциал.
- Чтобы ребенок рос более организованным и приспособленным к жизни, мы хотим в дальнейшем открыть еще одно направление при нашей школе - давать уроки тайм-менеджмента и искусства самопрезентации. Мы приглашаем вас на отчетные спектакли нашей школы 2 июня 18:00. Дом Актера, Вилоновская, 24. Вход свободный.
Оставить комментарий