ДЕТЯМ О ХОЛОКОСТЕ

В преддверии майских прадников хочется поговорить не только о приятном. То есть, не сказать, что прям хочется, но так уж вышло, что обращение к теме войны дарит нам не только приятные впечатления. Как с этим быть? Что говорить детям? Говорить ли? Если да, то с какого возраста? И что вообще говорить?

Мало кто знает, что в апреле есть День памяти жертв Холокоста. Да что там говорить, некоторые люди вообще не знают, что такое Холокост. Я честно была удивлена этим фактом и даже не думала, что это возможно, но я лично просмотрела много роликов, где к людям подходили на улице с одним вопросом: "Что такое Холокост?", и не все отвечали. Среди моих знакомых тоже нашлись люди, которым слово "Холокост" или не знакомо, или они помнят, что оно имеет отношение к евреям - но какое? Это еврейский праздник, это какое-то место?

На всякий случай, Холокост - это ряд мер, предпринятых нацистской политикой Гитлера по отношению к евреям с целью их уничтожения. Холокост - это истребление евреев. Это создание для них лагерей смерти и гетто по всей Европе, массовые расстрелы, медицинские эксперименты, травля, издевательства и унижения, которым был подвергнут целый народ. Это разрушенные семьи, это травмированные дети, это страшные события и картины, уничтожившие миллионы людей и оставившие неизлечимые раны у выживших.

Холокост - это страшно. Обращение к Холокосту вызывает много болезненных чувств, и я понимаю тех, кому не хочется ничего знать о нем, не хочется ничего слышать. Понимаю тех, кому не хочется в него верить (все эти истории с отрицанием Холокоста). И уж тем более не хочется обсуждать эту тему с детьми, омрачая им беззаботное счастливое детство, я понимаю. 

Но вот что я об этом думаю.

1) О Холокосте обязательно нужно знать. И обязательно нужно помнить.

Жертвы нацистских лагерей, выжившие и не выжившие в них, любыми способами старались оставить что-то, что даст будущим поколениям правдивое представление о произошедшем. Подневольные работники Зондеркоманды (в их обязанность входило провожать евреев в газовые камеры и затем сжигать в крематориях их тела) старались раскидать по земле зубы умерших, различные вещи, закопать что-то, что затем будет найдено. Они рассчитывали на то, что мы будем узнавать, интересоваться. 

Те, кто остались в живых, стараются донести до нас страшные события тех дней, они считают важным известить нас. "Я должна рассказать", - называется книга Марии Рольникайте, в которой она пишет об ужасе нацистских лагерей.

Почему им так важно, чтобы мы знали? Думаю, именно так они хотят, насколько это возможно, восстановить хоть какую-то справедливость. Хотят быть услышанными. Хотят понимания и сочувствия. 

Зачем нам нужно всё это знать? Для того, чтобы история не повторилась. "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего". Когда мы знаем прошлое, мы помним, к чему может привести диктатура. Помним, чем может обернуться антисемитизм. У нас есть возможность не пойти по такому пути снова, не наступить на эти же грабли.

2) Важно помнить о базовых ценностях.

Как это могло произойти? Как это могло случиться? Как люди могли пойти на поводу нацистских настроений? Почему одни убивали других? Что произошло с базовыми ценностями?

Недавно мы с коллегой обсуждали Холокост в рамках развития гуманистичности человечества. В начале нашей истории человеческая жизнь значила немного. Кого-то скидывали со скалы, кого-то сжигали на костре. Войны, смертные казни, убийства сопровождали нашу историю в ее начале. Посадить на кол без какого-либо намека на суд присяжных - вообще обычная история наказания подозреваемых прошлых лет. Но чем больше развивалось человечество, тем больше развивались гуманистические ценности. Жизнь и свобода ценились и уважались все больше с развитием общества.

То есть, если бы Холокост случилась в Средневековье, он не был бы менее ужасен, конечно, но вызвал бы меньше недоумения. Совершенно же непонятно, как случившееся могло произойти с человечеством тогда, когда у него уже были Ницше и Моцарт, были Моне и Ван Гог. 

Что произошло с базовыми ценностями? С уважением к чужой жизни, с бережностью к ней?  Как нужно было обмануть человечество, чем? Что оказалось ценее?

Это понять очень сложно, мы в разговоре с коллегой пришли к тому, что это было что-то вроде вируса, сожравшего ценности. И выздоровление человечества означает возвращение к ним. А профилактика - поддерживание и питание их. Необходимо помнить о Холокосте, помнить о горе, чтобы ощущать важность и ценность таких простых и базовых вещей, как жизнь и свобода, как возможность ходить, общаться и выбирать. Мы имеем это как данность, не всегда ощущая невероятную ценность того, что у нас есть. А помнить необходимо, потому что иначе снова будут происходить события, заставляющие ценить такие "простые" вещи.

3) О Холокосте нужно рассказывать детям.

Да, это больно и страшно, но дети должны знать. Мы должны передавать эти знания им.

4) Рассказывать осторожно.

Во-первых, конечно, уже взрослым детям. Лучше - уже подросткам. 

Это не значит, что от детей младшего школьного возраста нужно скрывать Холокост. Нет, вы можете отвечать на все их вопросы правдиво, честно. Но не стоит бежать вперед паровоза и пугать детей, выдавая им то, то пережить в силу возраста еще сложно.

На самом деле самая сложная вещь для родителей младших детей - не избегать и не скрывать, но при этом быть чутким и замечать, где стоит остановиться.

Я находила в интернете комиксы о Холокосте даже для маленьких детей дошкольного возраста. В них очень простыми словами рассказаны и проиллюстрированы (осторожно и без ужасов) основные события.

Своей дочери (которой сейчас шесть) я рассказала. Но дети психологов - отдельная каста. Они раньше начинают интересоваться темой смерти, различных переживаний. В любом случае, я совершенно точно не вижу пока смысла рассказывать дочери всё. 

Подростку (если с ним сейчас все в порядке, если он не проживает сейчас никаких трагических событий и не находится в сложных ситуациях) можно рассказывать больше. Начиная с общих фактов, истории, цифр, названий и дат, заканчивая посещением музеев Холокоста и чтением книг-автобиографий выживших: Виктор Франкл "Сказать жизни - ДА! Психолог в концлагере", Кристина Живульская "Я пережила Освенцим", Имре Кертес "Без судьбы", Примо Леви "Человек ли это?" и "Передышка", Венди Холден "Дети лагерей смерти. Рожденные выжить", Эренбург, Гроссман, Зейлигер "Черная книга", Анатолий Кузнецов "Бабий Яр".

Когда вы рассказываете детям о Холокосте, вы должны понимать, что эта тема вызывает болезненные чувства. Совершенно нормально, если подросток расплакался, читая книгу. Побудьте с ним, не советуйте ему "не плакать". Посочувствуйте, обнимите. Ну а как еще, в этой теме только со слезами.

Если вы еще сомневаетесь, стоит ли рассказать ребенку, посмотрите фильм "Холокост - клей для обоев". Он документальный, о двух молодых девушках, он начинается с записи их участия в ток-шоу на Муз-ТВ, где их спросили, что такое Холокост. "Клей для обоев", - ответили они. Ролик вызвал волну агрессии в интернете, но один из журналистов решил рассказать девушкам правду. Причем, довольно интересным способом. Он отвез их в Аушвиц (или Освенцим - лагерь смерти в Польше, сохраненный как музей), где на протяжении двух дней экскурсовод рассказывала и показывала им, что такое Холокост на самом деле. Девушки, конечно, плакали. Но вот то, что они сказали: "Почему никто никогда нам этого не рассказывал? Мы должны были знать".    

И еще один важный момент: о Холокосте стоит рассказывать детям, которые уже в курсе про смерть. Еще до Холокоста хорошо бы обсудить вообще тему смерти, смертности, нашей конечности. Мы все когда-то умрем. Если раньше ребенок никогда не прикасался к этой теме, именно с ней он может встретиться, размышляя о Холокосте. И это тоже нормально, естественно и очень ресурсно. Только осознавая свою смертность, можно по-настоящему ценить жизнь. Вопрос только в том, насколько вы сами готовы говорить с ребенком об этом. 

5) Антисемитизм - опасная штука.

Говоря о Холокосте, невозможно обойти стороной антисемитизм в частности и различные "измы" вообще. И об этом, на мой взгляд, тоже очень важно размышлять вместе с детьми. 

Как так происходит, что одни люди вдруг начинают считать себя лучше других? Возможно ли это? Правильно ли? И главное - к чему это приводит?

Мне кажется очень важным воспитывать в детях толерантность и крепкость базовых ценностей. Воспитывать так, чтобы они не понимали смысл шуток про евреев и жадность. Ведь Холокост начался именно с этого. Он не начался с газовых камер и крематориев. Он начался именно с допущения мысли о том, что это вообще возможно - одним людям быть более ценными, более правильными, чем другие. Холокост начался с шуток про евреев, с предрассудков. С нетолерантности, с урезания их в правах. С гонений, с разделения территорий для угодных и неугодных. С желтых звезд, пришитых к одежде. Чем дальше, тем больше казалось нормальным. 

Если бы с самого начала все знали, что шутки о евреях закончатся миллионами смертей, кто стал бы шутить?        


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki
��������������

Читайте на эту тему:

Еще 16 декабря стартовал прием в «элитные» школы Самары и Тольятти. Основной же поток заявлений в общеобразовательные школы начнут принимать на «Портале образовательных услуг» с 30 января 2017 года. Для детей, идущих в первый класс, это одно из значимых событий, так как...
Что любят больше всего дети? Конечно, смотреть мультики. А делать их и потом показывать родителям – в два раза интереснее. В Самаре научиться искусству мультипликации можно в мобильной студии семейной анимации STOODIX . О том, что происходит на занятиях и как стать самому...
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка умным, начитанным, думающим. Рано или поздно родитель задается вопросом, как научить ребенка не просто читать, а вчитываться, понимать смысл прочитанного. Как воспитать у ребенка любовь к книгам и чтению.Ну, начнем с того, что...
По статистике, 55% родителей не готовы к появлению в группе ребенка с ограниченными возможностями, 41% - не против, если такой ребенок будет посещать группу, 5% - затрудняются ответить. Вот условия, в которых оказываются ребенок-инвалид и его родители: большинство против их...

Новые материалы с главной страницы:

Как и с кем встречать Новый год, наверное, уже все определились. А вот с чего начать первый день нового года? Конечно же, с просмотра красивого фильма в обнимку с любимым человеком. В преддверии «длинных» выходных мы решили сделать подборку лучших эротических фильмов для...
Я твердо убеждена в том, что каждый из нас мог бы рисовать. И действительно мы все делаем это в детстве – до определенного момента, пока не появится печальное: «Я не умею». Откуда оно берется? Какие факторы негативно влияют на естественную способность выражать себя через...
Дети видят этот мир иначе: их будни ярче, контрастнее, полны открытий. Они внимательны ко всему и, наверное, поэтому их так радуют поцелуйчики, мимолетные знаки внимания от родителей, сюрпризы и, конечно же, подарки. Забавно смотреть, какую реакцию порой вызывает новая...
Что только ни делает женщина, чтобы понравится мужчине. Макияж, сексуальная одежда, курсы по стилю, ботокс, пластика… Некоторые идут на все, ради того, чтобы быть привлекательными. Однако многое бесполезно и незначительно в глазах сильного пола, так что можно теряться в...

Загрузка...
▲ Наверх