В преддверии майских прадников хочется поговорить не только о приятном. То есть, не сказать, что прям хочется, но так уж вышло, что обращение к теме войны дарит нам не только приятные впечатления. Как с этим быть? Что говорить детям? Говорить ли? Если да, то с какого возраста? И что вообще говорить?
Мало кто знает, что в апреле есть День памяти жертв Холокоста. Да что там говорить, некоторые люди вообще не знают, что такое Холокост. Я честно была удивлена этим фактом и даже не думала, что это возможно, но я лично просмотрела много роликов, где к людям подходили на улице с одним вопросом: "Что такое Холокост?", и не все отвечали. Среди моих знакомых тоже нашлись люди, которым слово "Холокост" или не знакомо, или они помнят, что оно имеет отношение к евреям - но какое? Это еврейский праздник, это какое-то место?
На всякий случай, Холокост - это ряд мер, предпринятых нацистской политикой Гитлера по отношению к евреям с целью их уничтожения. Холокост - это истребление евреев. Это создание для них лагерей смерти и гетто по всей Европе, массовые расстрелы, медицинские эксперименты, травля, издевательства и унижения, которым был подвергнут целый народ. Это разрушенные семьи, это травмированные дети, это страшные события и картины, уничтожившие миллионы людей и оставившие неизлечимые раны у выживших.
Холокост - это страшно. Обращение к Холокосту вызывает много болезненных чувств, и я понимаю тех, кому не хочется ничего знать о нем, не хочется ничего слышать. Понимаю тех, кому не хочется в него верить (все эти истории с отрицанием Холокоста). И уж тем более не хочется обсуждать эту тему с детьми, омрачая им беззаботное счастливое детство, я понимаю.
Но вот что я об этом думаю.
1) О Холокосте обязательно нужно знать. И обязательно нужно помнить.
Жертвы нацистских лагерей, выжившие и не выжившие в них, любыми способами старались оставить что-то, что даст будущим поколениям правдивое представление о произошедшем. Подневольные работники Зондеркоманды (в их обязанность входило провожать евреев в газовые камеры и затем сжигать в крематориях их тела) старались раскидать по земле зубы умерших, различные вещи, закопать что-то, что затем будет найдено. Они рассчитывали на то, что мы будем узнавать, интересоваться.
Те, кто остались в живых, стараются донести до нас страшные события тех дней, они считают важным известить нас. "Я должна рассказать", - называется книга Марии Рольникайте, в которой она пишет об ужасе нацистских лагерей.
Почему им так важно, чтобы мы знали? Думаю, именно так они хотят, насколько это возможно, восстановить хоть какую-то справедливость. Хотят быть услышанными. Хотят понимания и сочувствия.
Зачем нам нужно всё это знать? Для того, чтобы история не повторилась. "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего". Когда мы знаем прошлое, мы помним, к чему может привести диктатура. Помним, чем может обернуться антисемитизм. У нас есть возможность не пойти по такому пути снова, не наступить на эти же грабли.
2) Важно помнить о базовых ценностях.
Как это могло произойти? Как это могло случиться? Как люди могли пойти на поводу нацистских настроений? Почему одни убивали других? Что произошло с базовыми ценностями?
Недавно мы с коллегой обсуждали Холокост в рамках развития гуманистичности человечества. В начале нашей истории человеческая жизнь значила немного. Кого-то скидывали со скалы, кого-то сжигали на костре. Войны, смертные казни, убийства сопровождали нашу историю в ее начале. Посадить на кол без какого-либо намека на суд присяжных - вообще обычная история наказания подозреваемых прошлых лет. Но чем больше развивалось человечество, тем больше развивались гуманистические ценности. Жизнь и свобода ценились и уважались все больше с развитием общества.
То есть, если бы Холокост случилась в Средневековье, он не был бы менее ужасен, конечно, но вызвал бы меньше недоумения. Совершенно же непонятно, как случившееся могло произойти с человечеством тогда, когда у него уже были Ницше и Моцарт, были Моне и Ван Гог.
Что произошло с базовыми ценностями? С уважением к чужой жизни, с бережностью к ней? Как нужно было обмануть человечество, чем? Что оказалось ценее?
Это понять очень сложно, мы в разговоре с коллегой пришли к тому, что это было что-то вроде вируса, сожравшего ценности. И выздоровление человечества означает возвращение к ним. А профилактика - поддерживание и питание их. Необходимо помнить о Холокосте, помнить о горе, чтобы ощущать важность и ценность таких простых и базовых вещей, как жизнь и свобода, как возможность ходить, общаться и выбирать. Мы имеем это как данность, не всегда ощущая невероятную ценность того, что у нас есть. А помнить необходимо, потому что иначе снова будут происходить события, заставляющие ценить такие "простые" вещи.
3) О Холокосте нужно рассказывать детям.
Да, это больно и страшно, но дети должны знать. Мы должны передавать эти знания им.
4) Рассказывать осторожно.
Во-первых, конечно, уже взрослым детям. Лучше - уже подросткам.
Это не значит, что от детей младшего школьного возраста нужно скрывать Холокост. Нет, вы можете отвечать на все их вопросы правдиво, честно. Но не стоит бежать вперед паровоза и пугать детей, выдавая им то, то пережить в силу возраста еще сложно.
На самом деле самая сложная вещь для родителей младших детей - не избегать и не скрывать, но при этом быть чутким и замечать, где стоит остановиться.
Я находила в интернете комиксы о Холокосте даже для маленьких детей дошкольного возраста. В них очень простыми словами рассказаны и проиллюстрированы (осторожно и без ужасов) основные события.
Своей дочери (которой сейчас шесть) я рассказала. Но дети психологов - отдельная каста. Они раньше начинают интересоваться темой смерти, различных переживаний. В любом случае, я совершенно точно не вижу пока смысла рассказывать дочери всё.
Подростку (если с ним сейчас все в порядке, если он не проживает сейчас никаких трагических событий и не находится в сложных ситуациях) можно рассказывать больше. Начиная с общих фактов, истории, цифр, названий и дат, заканчивая посещением музеев Холокоста и чтением книг-автобиографий выживших: Виктор Франкл "Сказать жизни - ДА! Психолог в концлагере", Кристина Живульская "Я пережила Освенцим", Имре Кертес "Без судьбы", Примо Леви "Человек ли это?" и "Передышка", Венди Холден "Дети лагерей смерти. Рожденные выжить", Эренбург, Гроссман, Зейлигер "Черная книга", Анатолий Кузнецов "Бабий Яр".
Когда вы рассказываете детям о Холокосте, вы должны понимать, что эта тема вызывает болезненные чувства. Совершенно нормально, если подросток расплакался, читая книгу. Побудьте с ним, не советуйте ему "не плакать". Посочувствуйте, обнимите. Ну а как еще, в этой теме только со слезами.
Если вы еще сомневаетесь, стоит ли рассказать ребенку, посмотрите фильм "Холокост - клей для обоев". Он документальный, о двух молодых девушках, он начинается с записи их участия в ток-шоу на Муз-ТВ, где их спросили, что такое Холокост. "Клей для обоев", - ответили они. Ролик вызвал волну агрессии в интернете, но один из журналистов решил рассказать девушкам правду. Причем, довольно интересным способом. Он отвез их в Аушвиц (или Освенцим - лагерь смерти в Польше, сохраненный как музей), где на протяжении двух дней экскурсовод рассказывала и показывала им, что такое Холокост на самом деле. Девушки, конечно, плакали. Но вот то, что они сказали: "Почему никто никогда нам этого не рассказывал? Мы должны были знать".
И еще один важный момент: о Холокосте стоит рассказывать детям, которые уже в курсе про смерть. Еще до Холокоста хорошо бы обсудить вообще тему смерти, смертности, нашей конечности. Мы все когда-то умрем. Если раньше ребенок никогда не прикасался к этой теме, именно с ней он может встретиться, размышляя о Холокосте. И это тоже нормально, естественно и очень ресурсно. Только осознавая свою смертность, можно по-настоящему ценить жизнь. Вопрос только в том, насколько вы сами готовы говорить с ребенком об этом.
5) Антисемитизм - опасная штука.
Говоря о Холокосте, невозможно обойти стороной антисемитизм в частности и различные "измы" вообще. И об этом, на мой взгляд, тоже очень важно размышлять вместе с детьми.
Как так происходит, что одни люди вдруг начинают считать себя лучше других? Возможно ли это? Правильно ли? И главное - к чему это приводит?
Мне кажется очень важным воспитывать в детях толерантность и крепкость базовых ценностей. Воспитывать так, чтобы они не понимали смысл шуток про евреев и жадность. Ведь Холокост начался именно с этого. Он не начался с газовых камер и крематориев. Он начался именно с допущения мысли о том, что это вообще возможно - одним людям быть более ценными, более правильными, чем другие. Холокост начался с шуток про евреев, с предрассудков. С нетолерантности, с урезания их в правах. С гонений, с разделения территорий для угодных и неугодных. С желтых звезд, пришитых к одежде. Чем дальше, тем больше казалось нормальным.
Если бы с самого начала все знали, что шутки о евреях закончатся миллионами смертей, кто стал бы шутить?
Оставить комментарий