Скорей бы заговорил

Моей дочери через неделю исполнится шесть. Я знаю, все родители так говорят, но мне кажется, она только вчера родилась. Я смотрю на нее сейчас, и мне сложно поверить, что эта взрослая девочка - моя Майя. Время бежит так быстро, что я не успеваю присваивать все, что происходит.

Мамы младенцев желают, чтобы все произошло быстрее. Быстрее бы сел, пополз, встал, пошел, заговорил. Я помню, как гуляла с крошечной Майей и завидовала мамам, чьи дети уже играют в песке, катаются с горок. Так хотелось, чтобы и моя дочь быстрее вот так. 

Когда наши дети рождаются, мы начинаем торопить время, а потом обнаруживаем, что оно бежит так быстро, и дети растут и меняются так стремительно, что сложно даже успевать наслаждаться моментами их детства. 

Родителям кажется, что с младенцами сложно. Что вот когда ребенок пойдет, с ним будет легче. Но на деле, родители младенцев, знайте: когда ребенок только начинает ходить, это сложнее, потому что во-первых, его нужно постоянно водить (он с упорством маньяка оттачивает навык), а во-вторых, за ним нужно постоянно смотреть (он не всегда идет туда, куда вам хотелось бы, чтобы он шел). 

Когда ребенок начинает говорить, с ним становится интереснее, это правда. Уже легче понимать, чего он хочет, что ему нужно - он это, собственно, озвучивает. Но довольно быстро в доме появляются сто сорок тысяч "почему?" в час, и иногда так хочется снова побыть в той самой младенческой тишине и агуканьях.

В общем, у каждого периода детства, взросления и созревания есть свои прелести, и, я думаю, что время мы торопим совершенно зря.

Уверена, меня поймут сейчас многие мамы, которые сначала мечтали, чтобы ребенок начал самостоятельно есть, одеваться, умываться, засыпать и прочее, а теперь с тоской вспоминают о времени, когда можно было покормить, одеть, умыть, уложить такого милого, маленького, так нуждающегося в маме карапуза.

Раннее развитие - тоже способ торопить время. Хочется, чтобы ребенок быстрее начал читать, писать, считать, чертить, выводить теоремы. Для чего, зачем, кому это нужно? Хотите ли вы, чтобы он в пять лет сам читал себе перед сном книги? Если нет, то тогда зачем? К семи-восьми годам читать обучаются абсолютно все дети, и те, что научились в семь-восемь, читают нисколько не хуже тех, что научились в четыре-пять - и тогда зачем это было? Чтобы эти несколько лет ребенок читал сам? Что и для чего он должен читать сам в таком нежном возрасте такого, что ему не прочли бы мама и папа? И зачем ему уметь умножать и делить, забивать себе голову массой абсолютно ненужных ему еще в его повседневной жизни вещей? 

Каждый возрастной этап детства имеет свои задачи и сферы развития. Так, младенцу за первый год нужно научиться хватать, садиться, ползать, различать, запоминать и хранить в памяти образы своих близких. Годовалый ребенок оттачивает мастерство хождения и проговаривания первых слов, копирует поведение и жесты своих родителей, учится быть похожим, своим. Двухлетний сосредоточен на приобретении телесных навыков: бегать, прыгать, манипулировать мелкими предметами, развивает совершенство управления собственным телом. Трехлетний ребенок осваивает эмоциональную сферу, наращивает фантазию, обзаводится своим "Я". И так далее. Природа устроила детей мудро и качественно, они знают, что делать.

Для развития ребенку нужны ресурсы: энергия, силы, наша поддержка. Эти силы, эту энергию они уже имеют от природы (в виде неспособности сидеть на месте, упрямства и упорства, любопытства, желания всюду залезть, все узнать, перебить, спросить и т.д.), остается только предоставить поддержку - и всегда ли ее достаточно нашим детям?

Когда вместо того, чтобы поддержать естественное стремление ребенка к его естественному развитию, мы начинаем причинять ему добро и пользу в виде различных ранних методик и просто собственных умных начинаний, мы крадем у ребенка время, силы и энергию. Энергия, вместо того, чтобы расходоваться на висение вниз головой (крайне необходимое и важное в этом возрасте), уходит на запоминание букв. Вместо того, чтобы учиться различать тонкости интонаций мамы и папы, младенец тратит силы на разглядывание карточек Домана. Вместо того, чтобы выдумывать, творить, рождать себя в хаосе творчества, трехлетка расходует все свои силы на выведение правильной линии - такой, какую показала тетя-художник в развивающем клубе.

Результат нашего забегания вперед - пробелы и дыры там, где ребенку не хватило времени и сил, где он потратил ресурсы на что-то другое, где он был отвлечен. Так мы, взрослые, вырастая, имеем негибкие и непослушные тела, с трудом отвечаем на вопросы "чего ты хочешь?" и "что ты чувствуешь?", не умеем рисовать и лепить и прочее, прочее.

Для чего мы, родители, так торопим время, зачем забегаем вперед? На мой взгляд, есть несколько причин. Может быть, в них вы узнаете себя. Если у вас есть другая причина, поделитесь.

1) Чтобы облегчить себе жизнь.

Нам ошибочно кажется, что чем старше ребенок, тем с ним легче и проще живется.

Да, физически, это так, да и то не всегда. Любая мама вам, например, скажет, что одеть и унести младенца в любом направлении гораздо легче, чем уговорить одеться и пойти куда-то двухлетку.

Но во многом другом - да, действительно физически с детьми становится проще по мере их взросления. Правда, не становится проще эмоционально. Поговорку "маленькие детки - маленькие проблемки.." не зря придумали.

   

2) Чтобы не проиграть соревнование.

Я говорю о негласном соревновании среди родителей, которые хвалятся своими детьми. "Мой уже считает до десяти!", "Ваня, покажи тете, как кошечка мяукает?", "Маша вчера заняла первое место!", "Посмотрите-ка на фоточку в инстаграме, как мы учим вместе китайский язык" и т.д. И мамы в тревоге бросаются впихивать в своих детей буквы и цифры, замучивают до изнеможения мяуканьем ребенка, у которого не сегодня вообще были другие планы (научиться закрывать, например, дверцу комода). А как же, вдруг что-то не так, если "у них уже да, а у нас еще нет".

3) Чтобы быть хорошими родителями.

А хорошая мама, как мы все знаем из инстаграмов образцовых мам, не сидит без дела, позволяя ребенку осваивать себя и мир. Хорошая мама намеренно и целенаправленно причиняет ребенку пользу, и даже когда ребенок пытается отдохнуть и переварить всю эту пользу во сне, хорошая мама разрабатывает новые способы причинения добра и развития, готовя материалы и преумножая свое мастерство.

4) Чтобы не опоздать.

Нам кажется, что время пройдет, а ребенок не научится, не успеет. Еще все эти клубы, методики и книги, говорящие о том, что "после трех уже поздно". Вы серьезно? Вы правда полагаете, что ребенок никогда не научится читать, если вы сейчас в него это не впихнете? Или что он научится читать как-то хуже других? Это не так, к семи-восьми годам, как я выше писала, разницы между детьми, научившимися читать в четыре и шесть - не будет. Они будут читать одинаково. Но у одного за плечами будет более беззаботное детство, у другого - менее.


5) Чтобы вырастить, воспитать и развить.

Мы очень самонадеянно полагаем, что все, что умеет ребенок - наша заслуга. И чтобы он рос, развивался, был хорошим и правильным, мы должны прикладывать к этому массу своих усилий. Как будто это мы учим их ходить и говорить. Как будто благодаря исключительно нашим старанием они научаются шнуровать ботинки. 

Родители, меньше нарциссизма. Просто идет время. Просто созревают нужные отделы мозга. В большинстве случаев вы вообще не причем. Просто вчера пальчики были еще не готовы, а сегодня образовалась новая нейронная связь - и вот оно, шнурок завязан.

Дерево растет само по себе, в нем способность расти заложена природой изначально.

Мы никуда не опаздываем. Да, время быстро бежит, но дайте ребенку использовать его по назначению. Для того, что ему действительно сейчас нужно. Многие из нас вздыхают сейчас и говорят: "Вот бы вернуться в детство и провести весь день в саду, не ходить на работу" и т.д. Дайте ребенку сейчас возможность побыть ребенком, он наработается еще. Школа и институт еще впереди. А сейчас задача малыша - играть. Это сейчас самый полезный и важный для него способ проводить время.

Да и сами не расходуйте время зря. Вы не представляете, как быстро вашему младенцу исполнится шесть! И он сам зачитает, запишет, заумножает, зарассуждает и прочее. Хватайте скорее ваших младенчиков и тискайте, ловите момент!      


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki

Читайте на эту тему:

Когда говорят о детском развитии, чаще всего имеют в виду развитие интеллектуальное и когнитивное. То есть задания, игры, системы, методики, имеющие цель «подтянуть» память, мышление, внимание. Или вовсе напичкать ребенка полезными знаниями. А развитию эмоциональному,...
Что такое орф-подход в изучении музыки? Не каждый и догадается, что этот термин связан с именем известного немецкого музыканта и композитора Карла Орфа, автора кантанты «Кармина Бурана». В начале прошлого столетия Орф, преподавая в школе музыки и танцев для девочек,...
Прошло всего полгода, как в Самаре открылся новый интересный клуб для детей. В нем не играют в футбол и не висят на турниках, зато катаются на беговелах. О том, чем интересны эти тренировки рассказывают основатели спортивного клуба “Медвежонок” Юрий Ларченков и Никита...
Сегодня большинство педагогов склоняются к тому, что чем раньше начать заниматься с ребенком, тем более творческой личностью он может стать. С этим возникает все больше студий раннего развития и авторских программ, направленных на взращивание гениев. Занятия, как...

Новые материалы с главной страницы:

Моя дочь любит музыку, и я уже несколько лет ищу для нее музыкального педагога, который мог бы разделить мои ценности. Периодически те или иные педагоги случаются, но со временем исчезают: мы не подходим друг другу. А дело вот в чем....
Дети до года часто на улице спят лучше, чем дома. В итоге и мама может пару часов вздохнуть спокойно, почитать электронную книжку или сходить в магазин за продуктами. Однако для зимы обычная коляска не подойдет, потому что по нашим городским сугробам надо покупать...
Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки...
Проблемы моногамии и полигамии заботят все человечество. Но если о мужской – полигинии мы все хорошо осведомлены, то о женской – полиандрии не знаем буквально ничего. Полиандрия, скорее, смешивается в умах многих с супружеской изменой, тогда как на деле является чем-то...

Загрузка...
▲ Наверх