СУРОВЫЙ МИР ДЕТСКИХ ТАНЦЕВ

Моя дочь мечтает стать балериной. Я радовалась этому, пока не столкнулась с суровой реальностью преподавания танцев. Теперь я счастлива, что дочь настолько здорова психологически, что готова проститься со своей мечтой, взвесив все за и против. Об этих «против» я и хочу сегодня поговорить.

Мы много где побывали. Мы пробовали и разные танцы, и художественную гимнастику. Общее впечатление, которое оставляет мне весь этот мир – ужас. Больше даже от того, что происходящее в нем кажется нормальным всем тем родителям, которые приводят в него своих детей и, как следствие, самим детям.

Ужас № 1. Насилие физическое.

Детей тянут. Чтобы они садились на шпагат, им держат ножки, «помогая» тянуться. Дети при этом плачут – на самом деле, у них текут слезы.

Неужели это правда кому-то кажется полезным для здоровья? Здравые медики советуют тянуть мышцы до ощущения дискомфорта, ни в коем случае – до боли. Пользы тут никакой нет. Не говоря уж о стрессе и выбросе кортизола, которые точно сводят на нет любую возможную пользу.

«А нас вообще били», - спокойно говорят родители, с которыми я пытаюсь завести сочувственную беседу. Ребят, да с нами много чего делали, не все из этого было хорошим. Передача насилия из поколения в поколение прекращается тогда, когда кто-то один решает не повторять этого со своим ребенком.

Ужас № 2. Насилие психологическое.

Детям запрещают чувствовать: «Только не реветь, пока я тебя тяну! Не реви! Не реви, я сказала!». Видимо, дети должны смеяться, когда им делают больно.

Понятно, конечно, что хореографы обходятся с детьми так, как обходились когда-то с ними. Им не разрешали чувствовать и выражать – теперь они не разрешают. В итоге несчастные дети после занятия с радостью выбегают в коридор, гордо сообщая мамам: «Я не плакала, когда меня тянули! Хотя мне было больно!». «Молодец», - хвалит мама. Душераздирающая картина. «Ты хорошая, когда терпишь и подавляешь свои чувства, которые раздражают хореографа», - слышит трехлетняя девочка, вы только вдумайтесь.

Я знаю, что растяжка действительно может приносить дискомфорт. Но ведь вопрос именно в том, как к этому относиться, как с этим быть. Можно посочувствовать ребенку, которому больно и неприятно, пожалеть его. А можно заставить подавить чувства. Суровая советская школа выбирала второе, и она все еще жива даже в современных молодых хореографах, которые не выдерживают, видимо, ни своих, ни детских, конечно, чувств.

Директор одной студии сказала мне: «Когда педагог начинает жалеть, обучение невозможно». Ох, вот оно – главное заблуждение оценивающей, карательной системы советского образования, которое присутствует пока, к сожалению, в большинстве учебных учреждений нашей страны. По-моему, истинное образование (от слова «образовывать», кстати, а не «впихивать») возможно, наоборот, только в очень бережной, поддерживающей среде. Только в такой среде возможно раскрыться, в первой же возможно только через достижения невротично доказывать педагогу, что ты – не плохой, что чего-то стоишь (самостоятельно при этом не очень в это и веря).

Я училась и в обычной оценивающей системе и в поддерживающей. Все, чему я научилась как психотерапевт, я взяла из второй. И именно так сейчас я намерена учить своих студентов – веря в них и оберегая, выращивая их профессионализм в тепле и любви.

Подумайте, в каком случае вам было бы приятнее делать то, что вам хочется? Если в случае ошибки вам запрещают расстраиваться и унижают, или если в случае ошибки вам дают понять: «так бывает, что не получается, это нормально, ты – хороший»?

Детей унижают: «Да ну что ты прям, можно подумать так больно. Хныкалка!».

Хореографы каким-то чудесным образом делают так, что ребенку становится еще и стыдно за свои чувства и их выражения. Его в связи с этим называют плохим (не в прямом смысле, а вот хныкалкой, например, или просто интонацией показывая осуждение).

На одном из занятий в студию, которую мы пробовали последние пару месяцев, хореограф проделала такой финт с мальчиком лет пяти. Он ревел на стульчике после этого до самого конца занятия. Было ужасно его жаль. 

Детьми командуют: «На меня смотрим! Не разговариваем во время занятия!».

Они полагают, что это единственный доступный способ поддержать дисциплину.

Ребята, как ведущая детских занятий, как психолог, как мама, как человек, который хоть немного знает детей, я хочу сказать: это не так. С детьми можно по-другому. Их можно заинтересовывать, с ними можно играть. С ними можно быть такой, что они от тебя глаз не отведут, без всяких приказов.

Моя дочь искренне недоумевает, встречаясь с таким стилем ведения. «Почему она нами командует?», - удивляется ребенок. «Думает, что по-другому нельзя, что вы не будете слушаться», - отвечаю я. «Дааа?, - снова удивляется дочь, - вот если бы она мне сказала спокойно, я бы сделала, что она просит».

Да, я понимаю, что не все так чувствительны к спокойным просьбам, как моя дочь. Кто-то из детей быстрее реагирует на приказы. Поэтому и проще приказать, я понимаю. Но. Во-первых, никто не обещал, что заинтересовать детей – просто. А во-вторых, на мой взгляд, это большой повод задуматься (родителям), почему ребенок слышит только приказ, но не слышит просьбу.

Для меня вот такие команды – просто хамство. Я, как и дочь, тоже искренне удивляюсь и грущу, что это вообще происходит, что с детьми разговаривают так, и что и детям, и родителям это кажется чем-то нормальным.

Ужас № 3. Постоянная оценка.

Даже если в кружке нет дурацких наград-наклеечек, то все равно присутствуют «молодец!» и «умница!».

Опять же вдумайтесь. Детей постоянно учат не быть собой, а быть – не собой. Подавлять чувства, учиться «преодолевать» их (а на самом деле - прятать внутрь себя, пока не проявятся через болезнь), стремиться выполнять движения все лучше и лучше, идти к результату и получать в конце награду в виде оценки.

Я думаю, это типичный для профессионального танцора путь. Они идут за результатом, не взирая на цену, которую приходится за это платить. Эти стертые в кровь пальцы у балерин, это превращение в дурных «училок», насилующих детей – это все не важно, важен лишь результат: медали, выступления, отчетные концерты, что там еще.

Где в этом процессе удовольствие? Оно связано с достижением, с преодолением, с наградой. С тем самым ощущением себя хорошим, когда ломаешь и насилуешь себя, когда достигаешь, достигаешь. Это и есть то, к чему обычно ведет похвала.

На мой взгляд, на занятиях танцами детям не нужны никакие наклейки и «молодец!». Если ребенку нравится, он получает удовольствие от самого процесса – и это самое главное. Психика так устроена, что если есть внешняя мотивация, то внутренняя начинает угасать. То есть если ребенок танцует в удовольствие, если ему нравится процесс, а вы постоянно подкрепляете его наклейками и похвалой, аплодисментами и прочим, то очень высока вероятность, что рано или поздно этот ребенок начнет танцевать для результата, а не просто так.

Ужас № 4. Неестественные движения.

Здесь я зайду еще дальше, и если вы не поняли меня по трем предыдущим пунктам, то дальше можно и не читать.

На занятиях детей обучают каким-то движениям, которые не являются для них родными, естественными и привычными. Им показывают, как ставить ноги, куда повести руку и т.д. Их учат быть не-собой даже в движениях. И потом аплодируют, когда у них это получается.

Я всегда полагала, что искусство – в самовыражении, в свободе. В пути к себе, а не от себя. В доверии к тому, что есть внутри тебя, а не в отказе от этого.

В той самой студии, куда мы ходили последние два месяца, есть минутка свободного танца, когда дети в коне занятия по очереди танцуют так, как хотят сами. Я всегда внимательно наблюдала за тем, как они это делают. Только двое детей (моя дочь и еще одна девочка) танцуют действительно свободно. Они фантазируют, у них есть свои движения – они так гармоничны, так естественны, так прекрасны в этом танце. Другие дети, к сожалению, уже не способны быть в танце собой.

И вот, задумайтесь, кстати, как мы, взрослые танцуем? Как много среди нас тех, кто «не умеет танцевать». Что такое вообще это неумение танцевать? По-моему, это как раз стеснение быть собой, стремление соответствовать каким-то стандартам и правилам танца, невозможность расслабиться на танцполе и т.д. Мне очень бы хотелось, чтобы на занятиях танцами детям сейчас помогали дружить с собой и своим телом,  БЫТЬ в танце, а не приобретать все выше обозначенные качества.

Ужас № 5. Отношение к телу.

Я заметила, что ключевое различие между мной и хореографами в том, как мы относимся к телу – своему, телу ребенка – к телу вообще. Для них тело – это инструмент, что-то функциональное, что следует тренировать, с помощью чего можно достигать. Для меня тело – это сама я. Я люблю себя (свое тело), я чувствую ответственность за себя (него), я знаю, что когда мое тело болит – это я болею, это я сама что-то такое внутри себя делаю, чтобы болеть или не болеть, потому что мое тело – это и есть я.

При таком отношении к телу, как у меня, на мой взгляд, просто невозможно его (себя) изнасиловать. При отношении как к инструменту – легко.

Мое тело – это что-то святое для меня. Это вообще единственное, что у меня точно всегда есть физически. И в связи с этим оно настолько важно, что я вообще не представляю, что я могу кому-то разрешить сделать ему (себе) больно.

Такое же отношение у меня к телу другого. Я очень уважаю физические границы и право ребенка распоряжаться своим телом самостоятельно. Даже как мама я не в праве распоряжаться телом своей дочери, делать ему что-то типа причинения боли, перекармливания (уговоров поесть еще), чрезмерного утепления (уговоров надеть теплую кофту, если ребенок ясно выразился, что ему не холодно) и т.д.

Печально, но, кажется, для того, чтобы стать профессиональным танцором, нужно не принимать свое тело как себя самого, не признавать и не замечать этого.

Я понимаю, что эта моя статья, скорее всего, встретит недоумение в сердцах многих. Глядя на спокойных родителей рыдающих на гимнастике детей и полагающих, что это «просто капризы», я давно себя ощущаю женщиной из параллельного мира. Но, тем не менее, после долгих размышлений я все равно решила это написать. Я буду рада, если этот текст тронет или заставит задуматься хотя бы одно человека.

Мы с дочерью тем временем продолжаем искать того педагога, который поймет нас. Я верю, что он существует. По крайней мере, одну такую чудесную девушку мы точно знаем. Она умеет строить танцевальное занятие без команд и прочего, так что мы с уверенностью можем сказать, что это возможно не только в нашем воображении (девушка сейчас в декрете).

Моя дочь никак не пострадала от хамства и грубости хореографов. Мне нравится замечать, что она не сомневается в своей правоте, не разрешая прикасаться к себе во время растяжки. Мне нравится, как она выражает свое несогласие и гнев, угрожая хореографу превратить его в лягушку. Мне нравится, что для нее, как и для меня, происходящее – ненормально, вызывает непонимание, тревогу, кучу вопросов. Мне было бы страшно, если бы она вдруг не поняла, что во всем этом что-то не так. 


Комментарии (8)

0
29 октября 2015 в 12:19

 все у Вас получится! главное - не отказываться от мечты )

Комментарий удален. Восстановить

1
avatar
02 ноября 2015 в 23:24

Уважаемый автор статьи и родители, которые будут читать эту статью, хочу кое-что пояснить, считаю, что имею полное на это право, т.к. прозанималась хореографией 8 лет в хореографической школе при театре Оперы и балета, балерина из меня не получилась, после 7,5 лет обучения получила травму ноги и не смогла догнать одногруппниц и заниматься на прежнем уровне, поэтому сама оставила занятия с большой психологической травмой. Вообще никогда не оставляла комментарии, но здесь, надеюсь смогу кое-что пояснить родителям, бабушкам и дедушкам, которые хотят,чтобы их дети занимались танцами. Сейчас многие хотят, чтобы их детки занимались танцами, только сначала нужно определиться на каком уровне. Вариант №1 - вы просто хотите, чтобы ребенок развивался эстетически, был более пластичен , музыкален ,тогда выберите какую-нибудь студию, водите ребенка и получайте удовольствие, требуя от педагогов улыбки, спокойного тона и т.д, и т.п. Вариант №2 - балерина/ артист балета, тогда будьте готовы психологически ко всему тому, о чем писал автор статьи,  поймите ,что балет - это практически тот же спорт: без бесконечных репетиций по несколько часов в день, строгого педагога ,шлепков по телу (в целях понимания чувствовать свое тело) и т.д. не будет результата. К сожалению, автор статьи слишком ушёл в эмоции, эта система сложилась вовсе не в советскую эпоху ,так было всегда в русской хореографической школе ,еще во времена императорской России, вспомните Анну Павлову и др. Просто нужно решить для себя готовы ли Вы к такому. Конечно ,всё это очень красиво, пуанты, пачки, спектакли, но это всё адский труд. НО!!! Без всего этого невозможно добиться результата, невозможно стать балериной! Обращаю Ваше внимание, репетиции ,образ жизни равносилен тренировкам и образу жизни спортсменов. Ребенок ,на все 100% в этом возрасте ещё не может осознавать всю серьёзность ситуации ,поэтому родители должны постараться оценить, прежде всего, физические возможности своего ребенка, а потом и психологические и насколько искренне его желание заниматься. Именно те, кто на это решается и проходит весь этот сложный путь потом дарят нам возможность смотреть такие прекрасные спектакли, хочу им всем пожелать сил, здоровья и удачи.PS. Жалею ли я , что не стала балериной? Скорее нет, чем да. Моей дочери 2 года 11 месяцев мы ходим на хореографию (громко, конечно, сказано, скорее на введение в хореографию), отдам ли я  ее заниматься балетом профессионально? Скорее нет ,чем да, но балет был, есть и остается моей любовью.

Комментарий удален. Восстановить

1
04 ноября 2015 в 11:29

По-моему вот это ненормально: "Мне нравится, как она выражает свое несогласие и гнев, угрожая хореографу превратить его в лягушку". Между педагогом и ребенком должна быть субординация и уважение. Если вы не доверяете педагогу, не хотите, чтоб он учил вашего ребенка, не принимаете его методы, тогда почему вы водите ребенка..Потом, существует жестокость и строгость, совершенно разные вещи. Жестокости у педагога быть не должно, но если он не будет строгим, то потеряет авторитет в глазах детей. И ваш ребенок, занимаясь в группе, своими поступками подрывает авторитет педагога. Ну не может растяжка быть совсем безболезненной..Значит надо рисование выбирать ребенку, а не танцы..Или заниматься индивидуально.Одна знакомая как-то рассказывала мне, как ее 10летний сын на уроке на просьбу учителя выйти к доске и что-то там ответить, начал рассказывать про свои гражданские права..Знакомая с умилением сделала вывод, что ребенок практически готовый юрист. Я сделала вывод, что она не занимается воспитанием своего ребенка. Замечания педагогу ребенок делать не должен. Это родительская функция. Мне понравился комментарий выше, суть которого сводится к тому, что надо отдать ребенка в кружок, а не в серьезное заведение, которое создано для того, чтобы "выращивать" спортсменов, хореографов, музыкантов. У меня мама учитель музыки в музыкальной школе. Дети, которые занимают призовые места на конкурса, которые потом поступают в музучилище, занимаются по 4 часа в день. Ни один ребенок по собственному желанию без поддержки родителей (которые объяснят, зачем это нужно) не будет столько заниматься. Опять-таки, насчет тела: педагоги все имеют с детьми тактильный контакт..Я помню себя маленькой девочкой, моя учительница брала меня за руку и показывала, как нужно нажимать на клавишу..У меня мысли не было сказать, что я превращу ее в лягушку..В общем не согласна я с автором статьи...И не хотела бы, чтоб к моей маме такая девочка с такой мамой пришла. Потому что труд педагога тяжелый и низкооплачиваемый. А приходят мамы со своими тараканами и начинают рассказывать людям с высшим педагогическим образованием, как надо учить их ненаглядных детей..а дети, наслушавшись дома рассуждения своих мам, начинают вести себя так, как будто педагог - это не наставник и учитель, а обслуживающий персонал. 

Комментарий удален. Восстановить

0
17 августа 2016 в 14:28

Если такая девочка и придет - она уйдет через пару занятий. Ребенок такой не готов учиться, преодолевать себя, затрачивать силы на достижение цели. Пусть стертые пальцы, но стремиться-то к победе надо. Или, хотя бы, к освоению танца. Ну представьте, как убого выглядит это "нерастянутая" девочка в танце. Это не психологическая травма? Не травма девочке, когда она осознает, что танцует хуже всех?

Комментарий удален. Восстановить

0
avatar
05 ноября 2015 в 01:01

Важный момент - сколько ребенку лет. Если меньше 5 - понятное дело, что любое "насилие", а чаще всего это элементарная дисциплина воспринимается в штыки - и мамой, и ребенком. А вообще очень многое зависит от того, куда автор пробовала водить дочку. В Самаре есть школы и коллективы, славящие монстрообразными преподавателями, любящими повышать голос на детей, использующие шлепки и щипки в образовательном процессе. И от этого, конечно, лучше держаться подальше.Я училась хореографии с 5 до 22 лет.  И я не профессиональный хореограф, занималась этим для души и когда-то давно приняла решение не идти в эту профессию, но могу очень много рассказать про нынешние так называемые "танцевальные школы", где главный пункт - это заработать прибыль. Там Вам точно не будут "рвать ребенка", "гонять его до седьмого пота" и требовать присутствовать на всех уроках и репетициях. Родители довольны - нагрузка маленькая, ребенок пару раз в год выступает на "сцене" (чаще всего это как раз концерты для родителей и не более того), а большего особо и не нужно. Анна, Вы пишите о самовыражении через танец - и это очень правильно и здорово. Но поверьте, что очень мало людей владеют пластикой тела от природы и реально могут себя выразить таким образом. И дело не в стеснении. Красивая пластика тела - это как раз то, что приходит через ежедневные занятия в хореографическом зале. Приходится муштрой оттачивать сначала придуманные кем-то движения, чтобы потом получить возможность красиво двигаться и являть собственное творчество, а не "ужимки и прыжки". Искренне Вам желаю найти своего преподавателя. От себя могу порекомендовать хореографическую школу "Карнавал" при ЦВР Железнодорожного района, где я когда-то училась.

Комментарий удален. Восстановить

0
05 ноября 2015 в 13:34

Великолепная статья! :) 
и три великолепных комментария, иллюстрирующих гипотезу " кажется, для того, чтобы стать профессиональным танцором, нужно не принимать свое тело как себя самого, не признавать и не замечать этого."
Стокгольмский синдром в полном цвету:
 - "если тебя не изнасиловать - ты никто и никакого результата твоей работы не может быть", 
 - "понимание чувствительности тела через шлепок"(!!!!)(большинству телесных терапевтов, остеопатов и даже некоторым массажистам прекрасно известно что любые шлепки, удары и насилие притупляют чувствительность и отучают чувствовать тело, никак не наоборот". 
 - "ненормально противиться педагогу, потому что он главный"
 - "педагог имеет право быть грубым и профессионально некомпетентным - потому что у него тяжелая работа и ему мало платят" 
 - "чтобы самовыражаться - надо сначала заслужить, научиться четко прыгать и махать ручками строго под чью то указку, как марионетка, а потом поверить что это и есть самовыражение. Что твое тело без дрессировки - корявое и некрасиво движущее, не способное  к красивой пластике движений"

Статья  - огонь, и комментарии тоже - огонь, спасибо :)

Комментарий удален. Восстановить

0
avatar
gals 0.2
11 ноября 2015 в 20:21

Какая-то уж очень негативная статья. Конечно, если профессиональные танцы, может все так и есть. Но у меня дочь ходит с 3 лет на эстрадные танцы и ничего такого не наблюдала. Все занятия для малышей в игровой форме. Тянут, но тянут не педагоги, а сами дети, и тоже в игровой форме: бабочки, корзиночки, звонят по телефону (ногу к уху). Сейчас игровая форма закончилась, но опять же тянутся сами дети, никто их не трогает. На шпагат мы садимся. У нас сейчас спинка ровная. В танце ушли ужимки и прыжки, она танцует, слышит музыку. И нам ортопед рекомендовал танцы, у нас сутулость была. Реветь пытается, только когда разыграется, а нужно идти на танцы. Завлекаю: напоминаю про красивые платья, сцену, показываю диск с отчетного концерта. И снова идем без слез, с удовольствием. Так что, Вы просто не туда пошли :)

Комментарий удален. Восстановить

Комментарий удален.

0
12 ноября 2015 в 11:48

  Трудно спорить с людьми, пытающимися постоянно оценивать. В словах автора слышно негативное отношение к такому методу взаимодействия, но в то же время выражение мнения о чужой работе или методике - также всегда оценка. Очень хотелось бы прочесть через какое-то время позитивную статью того же автора, уже нашедшего в согласии со своими мироощущениями подход к раскрытию ребенка в танце. В нашу эпоху очень многие мамы идут именно этим путем. Исходя из позиции автора, гораздо вернее будет построить ту систему обучения танцу, в которой все органично образу мышления ребенка. Именно построить (ну или найти), а не прийти в качестве критически настроенного клиента. Из такой системы у детей вырастает интерес к другим, более сложным, но дающим более глубокий результат, системам, существующим в обществе. Я сама все еще на промежуточной стадии, т.е. многое делаю для своих детей "своими руками", но все же хочу обращаться к педагогам и способствовать альянсу ребенка и взрослого профессионала. Когда ребенок и его потребности учиться чему-то дорастают до такого уровня. Способов множество. Интернет пестрит ими. Но ценности постоянны.
Что для меня важно в ребенке: 1. Чтобы оставался собой, любил и ощущал себя и самовыражался - здесь автор безупречно и человечно говорит о наших правах защищать это в детях. 2. Чтобы его "я" не было статичным, чтобы удовлетворялись потребности в "танцевальных" переживаниях и ощущениях (и на уровне восприятия, и на уровне "попробовать что-то новое" - это поначалу можно делать и дома с мамой, если мама любит танцевать). Здесь кроется эмоционально-творческий рост внутреннего танцора в ребенке, без этого он и не захочет туда, где трудно, но есть, к чему стремиться. 3. Чтобы оставался резонанс между прилагаемыми усилиями и целью: чувствовать и честно принимать, когда происходит несправедливость, когда его незаслуженно подавляет педагог, а когда он сам "экономит" силы и получает не "оценку -обиду", а "оценку-сигнал" о том, что сегодня не настроился, не шел тем путем, который выбрал под руководством учителя пройти. Это для детей постарше, которые уже решили иметь цели.
Что для меня важно в педагоге: 1. Чтобы любил свое дело и излучал желание танцевать, творчество в танце, порыв поделиться этим с другими (это, как и в принципе все в образовании, универсально для любой области знаний и умений). 2. Чтобы понимал, что чувствовать ребенка и осуществлять индивидуальный подход в малых дозах (слово, попавшее в сердце ребенку, жест, задание) неизбежен в педагогике - даже в некоммерческой. Чтобы не чувствовал, что дети ему что-то должны, а он им - нет. Педагог - это не только образец (хотя если ребенок увлечен, ему на какое-то время может быть достаточно и образца). 3. Искусство, как и наука, питаются творческим началом (хотя и исполнительские качества, умение трудиться, необходимы). Именно творческий подход всегда интересен ребенку (ведь игра - тоже творчество). Творчество притягивает. Это черта хорошей студии, это же - черта талантливого хореографа. Если педагог творит сам и дает творить детям - это по крайней мере половина успеха. Я в детстве на занятиях классической хореографией больше всего любила момент, когда разрешали "посочинять". Хореограф черпала вдохновение из детских спонтанных движений, из их танцевальных рассказов. Моя дочь занимается танцами там, где сочинять можно (сейчас это уже вторая удачная студия). И ее любовь к танцу - это всегда ее собственный танец, даже если он дома, в одиночестве, после нелегкой тренировки. Дочери 8 лет. Она тянется сама (почти села на шпагат), она смотрит балеты, она была со мной в танцевальном лагере для взрослых и помимо детского класса выдерживала минимум половину взрослого. Мне давно говорят, что она создана для балета, но у нас так много других увлечений, что я не подталкиваю ее к этому. Просто стараюсь дать пищу для растущей потребности в танцевальном творчестве, для растущих возможностей к этому.

Комментарий удален. Восстановить


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
Мандарин-шоу
��������������

Читайте на эту тему:

Ежегодно по всей стране проходят тысячи новогодних ёлок и мероприятий. В этом смысле детские библиотеки Самары не стали...
Как я и обещала, продолжаю рассказывать о том, что дарить детям. Пять вариантов чудесных подарков для каждого возраста. Первая часть...
Бывает так, что пригласили на день рожденья к маленькому ребенку (или просто идешь в гости в семью, где живет малыш), а ты совершенно не знаешь, что подарить. У тебя, например, нет детей. Или есть, но уже выросли, и ты не помнишь, что им нравилось в этом возрасте, что было нужно....
Неделю назад мы с моей шестилетней дочкой совершили сложный перелет с двумя пересадками, занявший в общей сложности больше суток. В нём было всё: и долгие часы ночных и дневных полётов, и ожидания следующих рейсов в аэропортах, и неожиданные задержки этих самых рейсов, и...

Новые материалы с главной страницы:

Аромастилист – это профессия волшебников. Он создает твой индивидуальный образ не из шелка и бархата, а из тонких, едва уловимых запахов. Совсем недавно она стала очень востребованной, а множество женщин стало прибегать не только к услугам обычных стилистов, но и их...
А что, если перед Новым Годом вовсе не jingle bells на душе, а депрессия? Если одиноко и грустно, хочется плакать, нет настроения и сил на все эти елки, иголки, печенье и мишуру? Как быть...
Близится Новый год, а это значит, пора подыскивать подарки любимым: мужьям, детям, родителям, друзьям… Уже кое-где открылись предновогодние ярмарки с изделиями ручной работы местных мастеров, праздничной атрибутикой и сладостями. Мы решили подготовить небольшой обзор...
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка умным, начитанным, думающим. Рано или поздно родитель задается вопросом, как научить ребенка не просто читать, а вчитываться, понимать смысл прочитанного. Как воспитать у ребенка любовь к книгам и чтению.Ну, начнем с того, что...

Загрузка...
▲ Наверх