Как лепить с ребенком: семь важных правил

Лепка – это одно из тех занятий, которые никогда не выходят из детской моды. Лепили мы, лепят наши дети, будут лепить внуки и правнуки. Лепка полезна. Здесь тебе развитие и мелкой моторики, и зрения, и внимания, усидчивости, разных видов мышления, фантазии и воображения, речи… Да всего, чего угодно, если к ней правильно подойти. Правильно – это как? Об этом и пойдет речь ниже.

Перед написанием этой статьи я пробежалась по Интернету. Всемирная сеть предлагает прекрасные картинки со схемами лепки различных животных и мультгеров, а также не менее чудесные обучающие видеоуроки. Так вот, правило первое лепки с детьми: не пользуйтесь этими схемами.

Как и рисование, лепка развивается по своим законам и стадиям, в которые не нужно вмешиваться. Рисуя, ребенок проходит стадии каракулей, головоногов, фронтальных рисунков и т.д. Он фантазирует, воображает, рассматривает мир, что-то для себя открывает, и вместе с этими открытиями меняются его рисунки. Если вмешаться в этот процесс и объяснить ребенку «как надо», то мы рискуем лишить ребенка опыта самостоятельного разглядывания цвета солнца (которое, кстати, не желтое), коры деревьев (которые, кстати, не коричневые).

Показывая, как рисовать, мы часто лишаем детей собственных открытий о том, например, как держать карандаш, чтобы получилось, куда повести линию, чтобы вышел круг. Не говоря уже о том, что есть определенное время, в которое ребенок «замечает» у себя и у других шею (и тогда она появляется в его рисунках), или когда малыш оттачивает свои «Я» и «Я сам» до уровня мастерства, овладевает своим ловким телом настолько, что перестает внутреннее воспринимать себя чем-то шарообразным (и тогда головоноги превращаются в людей) и т.д.

Все эти процессы не стоит опережать – всему свое время, и важно дать его (время) ребенку на то, чтобы тщательно изучать себя и мир, а не скакать галопом вперед, проскакивая при этом что-то важное, ценное.

То же самое – с лепкой. Не нужно ставить себе и ребенку задачи типа «освоить основные приемы лепки», «научиться катать шар и колбаску», «слепить улитку и гусеницу» и т.д. При первых занятиях лепкой можно вообще ничего конкретного не лепить. Или лепить что-то простое, несложное, создание чего не требовало бы показывать ребенку «как надо». Например, вы можете лепить, что идет дождь. Просто отщипывать кусочки-капельки и посыпать ими импровизированную полянку.

При первых встречах с пластилином на моих занятиях я часто просто даю детям и родителям куски пластилина в руки и прошу закрыть глаза. Затем прошу помять эти кусочки, пощипать, потянуть, оторвать кусочек и бросить на пол, сделать в нем дырочку, просунуть палец, снова соединить кусок и т.д. Так родители и дети знакомятся со своими кусочками пластилина, нагревают их, вступают с ними в живой контакт. И только после этого мы что-то лепим, а иногда на этом и останавливаемся.  

 Правило второе: играйте. Не превращайте лепку в скучнейший урок. Пусть ваши улитки и гусеницы будут не результатом, а средством. Не лепка для гусеницы, а гусеница для игры и лепки. Кому нужны неживые поставленные в рамочку поделки? Играйте с ними! Используйте как игрушки.

Слепили гусеницу – отлично. Ползайте ею по столу, придумайте имя, устройте ей день рожденья. Вот вам, кстати, повод слепить заодно и торт, и гостей, и подарки. А, может быть, это будет гусеница, которая отправляется спать, и тогда ей понадобятся подушка и одеяло.

Однажды на занятии мы с детьми и родителями слепили слона – все вместе (кто-то лепил хобот, кто-то – уши, каждый сам выбрал). Затем мы стали играть с этим слоном и к концу занятия у нас появился дом для слона, выстроенный из стульев и игрового парашюта. В доме была пластилиновая посуда и мебель, даже пластилиновое мыло в пластилиновой ванне. Когда слону стало скучно в доме, он вышел на улицу, и у него появилась пластилиновая машина. Когда слон заскучал, у него появилась пластилиновая жена-слониха и пластилиновые слонята. Даже не знаю, чем еще мог обзавестись наш слон, если бы не кончились пластилин и время занятия.

Когда вы играете с пластилином, ваш ребенок может увидеть гусеницу и все остальное как простой кусок пластилина. И это прекрасно. Не нужно кидаться учить его создавать «верные» формы. Повторюсь: всему свое время. Сейчас малышу интереснее сам процесс сюжетной игры, а чуть позже он сам захочет приблизить ее персонажей к совершенству.

Правило третье: не лепите за ребенка. Помните, что процесс важнее результата. Ваша цель – не слепить идеальную морковку, а подержать в руках пластилин, помять его. Никто не будет оценивать ваш огород, можно расслабиться.

Когда вы лепите за ребенка, вы даете ему понять: «ты не умеешь как надо, у тебя не получается». Тут сразу два вредных послания: 1) лепить надо каким-то определенным образом, 2) ты этим способом лепить не умеешь. Не исключено, что после этого ребенок потеряет интерес к лепке. Или при очередном занятии скажет: «Я не умею». 

   

Правило четвертое: используйте хороший материал.

Елена Макарова, автор трехтомника «Как вылепить отфыркивание» считает, что одноцветные (глиняные, например) работы неживые, и детям они скучны. И что лепить из цветного пластилина с ребенком лучше, потому как цветом он может обозначить то, что вылепить ему еще не под силу (глаза и рот, например).

Есть также авторы, которые полагают, что лепить как раз лучше из одного цвета, чтобы не разделять цветами целую часть (они против синих ног у зеленого льва, как вальдорфцы против собирающихся игрушек: львы должны быть целыми, как в природе).

На мой взгляд, все это второстепенно. Редкий ребенок вылепит льва из цельного куска. Все равно, скорее всего, он слепит сначала туловище, затем приделает к нему ноги и голову. И тогда, какая разница, каким цветом. Но в то же время я точно знаю из своего опыта лепки с детьми, что работа с одноцветным материалом для них не скучна, и такие поделки тоже могут быть «живыми» - ведь оживляют их сами дети.

Поэтому мой совет: выбирайте сами то, что вам по душе. Лепить можно из глины, из воска, из соленого теста, из цветного пластилина, и даже (о, ужас!) из ярких ароматизированных странных смесей в коробочках (для разнообразия). Попробуйте разное. Пусть ребенок почувствует, насколько эти смеси мягче, к примеру, глины, и как это отражается в лепке. Главное, чтобы материал для лепки был качественным. То есть, если вы выбрали цветной пластилин, купите хороший недешевый набор, который будет в меру мягок и приятен.

Я люблю большие куски одноцветного скульптурного пластилина. У него очень приятные, натуральные цвета: глиняный, темно-зеленый, молочный, серый. Если перед работой положить его ненадолго на батарею, он становится податливым и мягким. А когда он не нагрет, то удобно отрабатывать на нем свой невыраженный гнев, с силой отрывая и расплющивая кусочки. Я так и говорю детям: «Это особенный пластилин. На него надо позлиться, чтобы получилось». И они с удовольствием злятся.

А еще одноцветный пластилин лично мне нравится отсутствием драк и споров по поводу того, что, к примеру, прямо всем детям сейчас срочно нужен именно красный кусок, которым лепит Маша и отдавать его не собирается.

Правило пятое: используйте подручные материалы. Ими могут оказаться палочки, листья, желуди, фасолинки, фантики – что угодно. Важно, опять же, не ограничивать ребенка четкой инструкцией («лепим человека из желудя, сейчас я покажу как»), а дать ему возможность поиграть и пофантазировать. Это для вас желудь – человечек (который, кстати, всплыл у меня наверняка из какого-нибудь детсадовского занятия), а для вашего ребенка желудь вполне может превратиться в автомобиль с фасолинкой-рулем и т.д. Понаблюдайте, посмотрите, в какую сторону движется его фантазия.

Правило шестое: не только лепите.

Что можно делать с пластилином? Его можно рвать, отщипывать, размазывать, катать, резать, отщипывать, прикреплять к чему-нибудь. Не зацикливайтесь на чем-то одном. Отщипывайте и рвите, кидайте те самые капли дождя. Вместе размажьте кусок пластилин по фанерке или обмажьте им маленькую стеклянную баночку (от детского пюре), а затем прилепите фасолинки – получится ваза.

Накатайте сотню шариков (вместе или, если у ребенка еще не выходит, накатайте их для него) и дайте малышу расплющить их пальчиком. Пусть это будут лопающиеся по весне почке на дереве, из которых вырастают листочки. Или что-то еще.

Раскатайте «тесто», слепите пиццу и порежьте ее на кусочки, угостите игрушечных мишек и зайцев.

Правило седьмое: помогайте, если нужно.

Не доходите до фанатизма в предоставлении свободы творчества ребенку. Вы вполне можете предлагать сюжеты и темы лепки, помогая малышу фантазировать. И еще – помогать, когда требуется. Есть большая разница между «у тебя не получается, давай покажу, как правильно лепить цветок» и «хочешь посмотреть, что я делаю пальцами, чтобы получилась такая колбаска?». Чудесно, если вы эту разницу ощущаете.

Ну, и бонусом, хочу предложить вам несколько пластилиновых игр, которые сама очень люблю. Может быть, вам подойдут и понравятся. А может, станут тем, от чего вы оттолкнетесь, придумывая свои собственные (буду рада, если вы ими тоже потом поделитесь).

1)  Слепи сам не знаю что

Дать ребенку кусок пластилина и засечь одну-две минуты. Попросить его лепить с закрытыми глазами в течение этого времени. Важно лепить не что-то конкретное, а просто проделывать с куском пластилина все, что захочется. Затем открыть глаза и придумать, на что это может быть похоже.

Если вы в это время тоже что-то лепили, то можно поиграть вашими получившимися предметами, поговорив от их лица и т.д.

2)  Семейная лепка

Берем кусочек пластилина и ставим таймер. Передаем пластилин по очереди друг другу по звуку таймера. Каждый следующий член семьи долепливает начатое предыдущим. Это можно делать бесконечно, снова и снова передавая пластилин друг другу.

Интересно в конце смотреть, что получится. Поняли ли друг друга члены семьи, вышло ли что-то из этого, на что похож результат творения с точки зрения каждого участвующего творца и т.д.

3)  Музыкальная лепка

Включаем музыку и лепим.

Можно включить что-то из классиков и лепить то, что представляется под эту музыку. Можно найти два разных по характеру и ритму произведения: громкое, быстрое, ритмичное и спокойное, мелодичное, медленное. И лепить вместе с ребенком что попало «под музыку», при звучании первого произведения с силой щипая и отбивая, постукивая, а при звучании второго – поглаживая, растягивая, округляя. Затем рассмотреть, что у  вас получилось, придумать, на что похоже, поговорить о музыке или поиграть.

Придумывайте свои игры, делитесь ими со мной в комментариях!

Мне очень хочется, чтобы лепка во многих семьях была радостным и интересным процессом игры, создания, творчества. А не неживыми, бездумными действиями по реализации чужих схем.

Лепите на здоровье!


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
Мандарин-шоу
��������������

Читайте на эту тему:

Я как-то уже писала статью о чувствах родителей, сталкивающихся с тем, что их ребенок – особенный. В ней, в том числе, есть строки о непринятии родителем происходящего. О шоке, о невозможности признать трудность и жить с нею дальше. Я описывала отрицание родителем...
Продолжая историю о том, как говорить о сексе с детьми (начало здесь, здесь и здесь ), сегодня посоветую книги, которые вам в этом помогут. С ними, правда, есть одна ловушка, о которой сразу хочу предупредить. Не стоит думать, что, подсунув ребенку книгу, я освобождаюсь от...
Продолжаю свой цикл статей о том, как говорить о сексе с детьми. Начало здесь и здесь. А сегодня, как обещала - важные...
На прошлой неделе я начала писать о сложностях разговоров с детьми о сексе. Сегодня продолжаю отвечать на ваши вопросы. Как говорить? Что говорить? Какими словами? Обо всём этом...

Новые материалы с главной страницы:

Когда говорят о детском развитии, чаще всего имеют в виду развитие интеллектуальное и когнитивное. То есть задания, игры, системы, методики, имеющие цель «подтянуть» память, мышление, внимание. Или вовсе напичкать ребенка полезными знаниями. А развитию эмоциональному,...
В субботу 20 мая в Самаре состоится традиционная «Ночь музеев - 2017». В этом году к культурному празднеству присоединились две новые галереи, в которых есть что посмотреть и взрослым, и детям. Гулять до утра обещает большинство самарских музеев. По самым интересным местам мы...
В Самаре на одну галерею стало больше. Трудами Ольги Степановой, председателя Самарского Совета Семей недалеко от площади Славы открылся арт-салон «Гараж». Помещение под выставки предоставило руководство школы №81. Первые работы уже разместились в уютном помещении на...
Мы ежедневно ходим на фитнес, качая бицепсы и трицепсы, чтобы выглядеть подтянуто и молодо. При этом редкая женщина уделяет внимание скрытым, интимным мышцам. Об этом, как и о сексе, не принято говорить вслух, а заниматься – и подавно. Однако тренировка мышц тазового дна как...

Загрузка...
▲ Наверх