ИНСТИНКТ СЛЕДОВАНИЯ - кто за кем следует и почему?

На модных родительских форумах и в продвинутых журналах о материнстве в последние годы часто можно встретить загадочное выражение «инстинкт следования». Что же это такое, кто за кем следует, и какое отношение это имеет к ребенку?

Инстинкт следования – это врожденный инстинкт, благодаря которому детеныш следует за своей мамой. Вспомните утят, которые семенят за мамой-уткой. Львят, которые отираются рядом с мамой. Слепых котят, которые от мамы не отходят. Да и своего собственного младенца, заплакавшего сразу, как вы вышли из комнаты.

В твердом уме и здравой памяти детеныши следуют за своей мамой. Это поведение у них инстинктивно. Им не нужны напоминания и просьбы, угрозы и другие методы воспитания. Утка не грозит утятам, не заставляет их. Утята сами идут за ней – всегда и всюду.

В человеческом же мире все устроено сложнее. Мы ушли от природы и естества куда дальше уток и в некоторых вещах, благодаря прогрессу, к сожалению, утратили способность слышать себя и свои инстинкты. Так появились малыши на площадках, неестественно убегающие от своих мам, и мамы, бегущие вслед за ними.

Что делать, чтобы помочь ребенку услышать его врожденную потребность следовать за мамой? С самого рождения поддерживать эту его потребность, помогать следованию развиваться, а не затухать. Как это делать:

1)  Запечатление в родах

Поскольку для инстинкта следования важно, как прошел импритинг, нужно помочь ребенку запечатлеть свою мать сразу после рождения.

Важно, чтобы мама была первой, кого видит ребенок, родившись. Это его врожденное ожидание. Он родился – вот она моя мама, которая меня родила, вот ее запах, ее глаза, за ней я и буду следовать, к ней буду проситься. Птенцы, которым при вылуплении показывали другую птицу, следовали за ней, а не за своей мамой. У человека, конечно, все сложнее, человеческий детеныш ребенок не будет всю жизнь путать маму с акушеркой, он же весь такой сложный и социальный. Но на своем очень простом и биологическом уровне и мама, и ребенок переживают как беду то, что они не увиделись сразу после рождения. Цареградская пишет о том, что мама в этом случае бессознательно переживает такую ситуацию как потерю ребенка, его смерть: срабатывает архаичное «я его не увидела, значит, он умер», и даже от этого может притупиться материнский инстинкт, затянуться послеродовая депрессия, возникнуть трудности в грудным вскармливанием и т.д.

Для правильного импритинга важно, чтобы роды проходили настолько естественно, насколько это возможно. С минимальными вмешательствами врачей, с пульсирующей какое-то время пуповиной, с прикладыванием к груди, в тепле, темноте, тишине и т.д.

2) Мама рядом

Новорожденных малышей для поддержки инстинкта следования и развития привязанности важно все время держать поблизости. Поблизости значит не просто в одной комнате, а почти постоянно на руках. Одна из моих любимых цитат Ледлофф (воспроизвожу по памяти): «новорожденный ребенок готов переместиться из живота мамы к ней на руки, но не дальше».

Лучше, если кожного контакта будет как можно больше. То есть, если прохладно, лучше одеться сверху вместе с ребенком (слингокофта или папин большой свитер поверх слинга).  

Очень важно носить ребенка на руках лицом к себе, а не от себя. То же самое касается и коляски, если вы ею пользуетесь. Наверное, разыскать коляску, повернутую к маме, сложнее, чем отвернутую от ее, но помните о том, насколько неестественно и губительно для инстинкта следования и привязанности вот это «плавание» впереди мамы и отсутствие ее перед глазами. Ребенок должен быть ЗА мамой, а не впереди нее. Ни одна здравая утка не поведет утенка впереди себя.  

Пункт «Мама рядом» включает также совместный сон, о котором я уже писала отдельную статью. 

Важно также в первые месяцы не злоупотреблять помощью других людей и не давать ребенка на руки никому, кроме самых близких.

При подрастании ребенок, конечно, спускается на пол, научается сидеть и ползать и уже меньше времени проводит в слинге и на руках, но мама все еще должна быть рядом.

Хорошо, если бОльшую часть времени мама находится в постоянном поле зрения малыша. Есть так называемое безопасное расстояние прыжка – то есть не дальше, чем два-три шага. Представьте себе то расстояние, которое вы могли бы преодолеть одним прыжком, если бы на ребенка кто-то напал. Вот это и есть ваше безопасное расстояние.

Конечно, на вашего ребенка в вашей квартире не нападет саблезубый тигр, но врожденные инстинкты у людей одинаковы: что пещерных, что современных. А значит, одинаковы и ожидания от мам.

На первые же просьбы ползущего малыша пойти к вам на руки важно откликаться. Конечно, никакого развития ранней самостоятельности и прочего здесь быть не должно.

Автокресло в машине тоже лучше расположить так, чтобы ребенок вас видел. Не прямо за вами, а за соседним креслом, например.

Эти советы – это то, что может сделать мама до того момента, пока ребенок не берет следование в свои руки. То есть сначала мама поддерживает следование, и затем, если все в порядке, приходит очередь малыша постепенно взять задачу следовать на себя. И если следование до этого времени мамой активно поддерживалось вышеупомянутыми способами, то никаких особых трудностей с убеганием на дорогу, непослушанием и чрезмерной доверчивости тетям с конфетами и подозрительным дядям быть не должно.  

Конечно, важно еще и помнить, что дети – существа живые. И сложные. И пронизаны массой конфликтующих потребностей.

Например, когда они учатся ходить и бегать, они бывают так увлечены этим процессом, что радостно бегут в разные стороны от своей мамы, и это проделать им на этапе освоения навыка тоже важно.

Я не поддерживаю методы дрессировки детей и их инстинкта следования, которые предлагает, например, Цареградская. Я точно уверена в том, что не нужно пугать ребенка Бабаем и полицейским, которые могут утащить его в случае непослушания или выпрыгнуть из-за кустов в случае убегания.

Даже напротив, я полагаю, что всегда и всюду необходимо транслировать ребенку надежное «я с тобой», «я тебя защищаю» и отвечать на фразы участливых тетушек, предлагающих забрать с собой вашего кричащего ребенка выражениями типа: «Не говорите, пожалуйста, глупостей, я его никому не отдам».

Не нужно также доказывать ребенку, кто главный, кто ведущий, а кто – ведомый. Если в ваших отношениях все в порядке, малыш и так это знает. А если нет – то дрессировкой тут все равно не помочь.

На мой взгляд, дрессировать детей не нужно и бессмысленно. Все, что мы можем сделать для укрепления следования, мы можем сделать задолго до того, как ребенок обретет физическую возможность от нас убежать. И выше я описала это.

Если же первый год жизни с ребенком прошел как-то иначе, и в нем мало было места всему описанному, то и это не повод отчаиваться и опускать руки. Вместо криков «вернись немедленно!», «куда пошел?!» и т.д. попробуйте прямо сейчас попрактиковать совместный сон, кожный контакт, ношение на руках и игры в лялечку.  

И еще хочется написать испугавшимся. Да, все это здОрово (да и здорОво) привязывает ребенка к вам, а вас – к ребенку. Но, во-первых, это и правда самый здорОвый и гармоничный способ быть вместе с ребенком, растить его и воспитывать. Это то, чего он ожидает от нас, родившись, и то, что мы, как родители и должны ему дать.

А во-вторых, инстинкт следования с возрастом естественным способом угасает. У него есть свои фазы и циклы, и периоды затухания. Трехлетний ребенок не нуждается в постоянном пребывании на ручках, в отличие от младенца. Тринадцатилетний запросто может уехать в летний лагерь. А тридцатилетний вообще живет отдельно.

Так что наслаждайтесь кожным контактом и прочими прелестями, пока есть еще недолгая уникальная возможность.  


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki
��������������

Читайте на эту тему:

Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки...
Я твердо убеждена в том, что каждый из нас мог бы рисовать. И действительно мы все делаем это в детстве – до определенного момента, пока не появится печальное: «Я не умею». Откуда оно берется? Какие факторы негативно влияют на естественную способность выражать себя через...
Для того, чтобы не помешать ребенку развить его творческие способности, важно на мой взгляд, понимать, как происходит это развитие. Часто мы делаем что-то странное и противоречащее естественному пути только от незнания того, что происходит. Именно поэтому я хочу...
Воображению в творчестве отведена немалая роль. Я думаю на самом деле, что совокупность возможностей быть свободным и воображать и означает быть творческим. Воображение – это способность человека по-разному обращаться с идеями и образами внутри себя: перемещать их,...

Новые материалы с главной страницы:

Дети до года часто на улице спят лучше, чем дома. В итоге и мама может пару часов вздохнуть спокойно, почитать электронную книжку или сходить в магазин за продуктами. Однако для зимы обычная коляска не подойдет, потому что по нашим городским сугробам надо покупать...
Я уже писала о том, как мы, сами того не желая, мешаем своим детям рисовать. О том, чего не следует делать. Но как же быть, если отменить все перечисленное? Как рисовать с ребенком? Как реагировать на его «Я не умею»? Чем заменять похвалу, советы, попытки...
Проблемы моногамии и полигамии заботят все человечество. Но если о мужской – полигинии мы все хорошо осведомлены, то о женской – полиандрии не знаем буквально ничего. Полиандрия, скорее, смешивается в умах многих с супружеской изменой, тогда как на деле является чем-то...
Ароматизация дома – это дыхание дома, его своеобразная аура. Но прежде чем начать ароматизировать помещение, мы должны понять, с какой целью мы это делаем, насколько естественны те или иные ароматы для нашей квартиры. У нас, как правило, очень хорошо развито обоняние. Через...

Загрузка...
▲ Наверх