РЕБЕНОК ЖАЛУЕТСЯ - ОТВЕТ НА ЗАДАЧКУ

Когда ребенок жалуется – а именно об этом была наша последняя психологическая задачка  – перед каждым родителем встает вопрос: вмешиваться ли в детский конфликт, и если да, то каким образом?

Дать детям разобраться самостоятельно – но вдруг победит несправедливость и сила? Разнять их – но как они тогда научатся решать конфликты? Заставлять разговаривать в споре вежливо – но всегда ли это уместно? Поддержать своего ребенка – но как же он потом будет один? Поддержать других детей – но оставить своего ребенка?

Непростая задача и непростые вопросы встают перед родителем, чей ребенок жалуется. Вот что я советую делать в этих случаях:

1)  Молча выслушать.

Для начала – просто слушайте. Не стремитесь решить проблему. Не пытайтесь разобраться, в чем она. Не рвитесь что-то немедленно делать. Не нужно даже отвечать ребенку мудрым советом. Просто послушайте.

Очень часто дети приходят за сочувствием и утешением. Они вполне могут сами справиться с конфликтной ситуацией, но в какой-то момент им просто нужна поддержка – и они бегут к взрослому рассказать, что что-то не так.

В этот момент, выслушивая: «А вот Вася отобрал у меня ведерко, а Петя сказал…» вы можете просто сделать сочувствующее лицо и молча покивать. Вполне возможно, что  после этого выговорившийся ребенок убежит разбираться с проблемой самостоятельно.

2) Применить активное слушание.

Это – второй шаг, который следует за выслушиванием, если ребенок не уходит.

Вы уже не просто молчите, а «отражаете» то, что услышали, и совсем прекрасно, если при этом вы называете чувства ребенка своими словами. «Ты расстроился из-за этого», «Тебе обидно, ты плачешь», «Тебе очень неприятно, что Вася так поступил», «Ты так сильно сердишься на Петю», «Ты очень разозлился» и т.д.

Ребенок тем временем встречается с тем, что его слышат и понимают, и раскрывается еще больше – дает выход своим чувствам. Может зареветь еще громче или затопать ногами еще сильнее – это нормально и даже хорошо, эмоциям необходимо выйти наружу.

Чего не нужно делать на этом этапе, так это давать советов. Не нужно также стыдить («Вот Петя не ревет, а ты как маленький»), обвинять, угрожать («Если сейчас же не замолчишь, мы уйдем домой!») и т.д.

Вы просто становитесь чем-то вроде говорящего зеркала: в вас отражаются переживания ребенка, и вы их озвучиваете. При этом вы, конечно, сочувствуете, и готовы обнять и пожалеть его, когда он плачет.

Избегайте также оценок: то, что вы жалеете и сочувствуете, еще не значит, что Петя с Васей – плохие. Это значит только то, что вашему ребенку сейчас трудно, и вы готовы быть рядом с ним, не разбираясь, кто в чем прав.

Не нужно отвлекать ребенка, переводить разговор на другую тему – это равносильно бросанию в одиночестве. Представьте, каково вам было бы, если бы, делясь с подругой переживаниями о конфликте с мужем, вы бы в ответ услышали: «А смотри, какие я красивые туфли купила!». Точно так же ощущает себя ребенок, которого пытаются отвлечь разного рода ерундой. 

А дальше – по ситуации. Бывают такие ситуации, в которых кроме шага 1 и 2 вмешиваться вообще не нужно никак: дети решают их самостоятельно. И если что-то и следует подсказать ребенку, так то, чтобы он сам подошел к Васе и сказал ему все, что чувствует: «Вася, я злюсь, что ты… Пожалуйста, Вася…».

Не торопитесь встревать и говорить за ребенка. Дети могут решать свои конфликты сами гораздо чаще, чем думают взрослые.

Не так давно я лежала на пляже и с закрытыми глазами слушала разговор двух девочек (одна из них – моя дочь, вторая – ее подружка). Девочки затеяли игру «в сестренок» и остановились на моменте решения, кто из них будет старшей. Старшей быть, конечно, хотелось обеим, и договориться сразу не получалось. Обе обратились ко мне:

- Я хочу быть старшей!

- Я тоже хочу быть старшей! 

- Понятно, - ответила я, решив дать им возможность справиться самим. Ну а что тут скажешь: и правда, очень понятное желание.

Девочки опять повернулись друг к другу. У моей дочери созрел план.

- Давай, - сказала она, - старшей будет та, которая на самом деле старше.

- Нет, - не согласилась подружка, ведь на самом деле она была младше, - давай лучше посчитаем в считалочку.

- Давай! – обрадовалась дочь.

Считалочка распределила, что старшей должна быть младшая девочка. Моя дочь негодовала и играть не хотела. Я все еще не вмешивалась. И тут ее лицо просияло.

- А давай, - сказала она, - никто не будет старшей: мы будем ровесницы!

- Давай! – радостно закричала подружка.

А я лежала и думала: вот вмешайся я в самом начале, и лишила бы девчонок возможности самим прийти к решению проблему, а ведь это такой важный опыт.

Не торопитесь учить детей как быть, очень часто воспитание – это не советы, а молчаливое наблюдение. Не нужно ведь рассказывать яблоне как расти, вот и дети – все чаще сами.

Но. Конечно, к сожалению, бывают ситуации, в которых не вмешаться нельзя.

Если обобщить, то я бы сказала, что вмешиваться стоит в тех случаях, когда один ребенок нарушает действующие правила, а другие дети не справляются с тем, чтобы сообщить ему о том, что эти правила нарушать нельзя.

То есть если один ребенок бьет другого, а второй твердо и ясно, не применяя физической агрессии, говорит: «Меня нельзя бить!», и первый это слышит, то продолжаем сидеть ровно. А вот если тот, кого стукнули, плачет и убегает или сам в ответ лезет в драку, то тут уже встаем и сообщаем, что драться нельзя – это правило. И жалеем побитых. Присматриваемся также, что вообще произошло, по какой причине стали драться, помогаем детям договориться на словах или, если требуется, выразить злость в злобном танце и т.д.

Какие у вас при этом правила – известно только вам. Может, нельзя обзываться и дразнить друг друга. Может, нельзя без разрешения хватать чужие вещи. Может, под запретом кидание помидорами и т.д. Правила устанавливаете вы.

Что важно помнить, когда вы вмешиваетесь:

1)  Вы – не карательная функция, вы просто сообщаете о том, что правило было нарушено и призываете к порядку.

2)  Не бывает плохих детей. Даже тот, кто стукнул, обозвал, схватил вещь без спроса – исключительно хороший, просто он не умеет или по каким-то причинам в данный момент не может иначе. Вы можете подсказать ему: «Если тебе нужна эта вещь, попробуй ее спросить».

3)  Вмешивайтесь минимально, стремитесь помочь диалогу между детьми состояться, а не заменить его собой. Не становитесь их языками и ушами.

4)  Давайте меньше советов. Больше наблюдайте. Смотрите, как разворачивается ситуация.

5)  Будьте готовы сочувствовать и утешать. Если ребенку отказали и не дали нужную вещь, когда он попросил, пожалейте его, примените активное слушание.

6)  Никого не обвиняйте. Никто ни в чем не виноват.

7)  Оставьте в стороне разного рода суждения и поучения. Это неправда, что злиться нехорошо, ругаться неправильно, нужно со всеми дружить и т.д. Можно и злиться, и ругаться, и дружить нужно далеко не со всеми. И необязательно даже быть хорошим.

В который раз мне хочется написать, что воспитание детей – как обучение их катанию на велосипеде. Очень сложно объяснить, в какой момент нужно поддержать, а в какой – отпустить, но чувствительный родитель этот момент не пропустит.

Если передержать с поддержкой – ребенок не научится ездить сам. Если отпустить сразу – он не справится.

Так и здесь: нельзя совсем отказать в сочувствии и поддержке малышу, который пришел за ней. Очень грустно наблюдать сцены, в которых строгие родители настаивают, чтобы ребенок разбирался самостоятельно.

Но не менее грустно и видеть родителя, который бежит впереди ребенка договариваться, чтобы тому дали ведерко на пляже. Или спешит быстрее разрешить конфликт, объявив кого-то жадным и заставив делиться.

Желаю вам той самой чувствительности, которая позволит найти золотую середину: быть открытым для помощи, но не переборщить с ней.   


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki
��������������

Читайте на эту тему:

Я твердо убеждена в том, что каждый из нас мог бы рисовать. И действительно мы все делаем это в детстве – до определенного момента, пока не появится печальное: «Я не умею». Откуда оно берется? Какие факторы негативно влияют на естественную способность выражать себя через...
Для того, чтобы не помешать ребенку развить его творческие способности, важно на мой взгляд, понимать, как происходит это развитие. Часто мы делаем что-то странное и противоречащее естественному пути только от незнания того, что происходит. Именно поэтому я хочу...
Воображению в творчестве отведена немалая роль. Я думаю на самом деле, что совокупность возможностей быть свободным и воображать и означает быть творческим. Воображение – это способность человека по-разному обращаться с идеями и образами внутри себя: перемещать их,...
«Ребенка нужно хвалить», - сказала мне однажды незнакомая женщина на улице. Моя дочь, которой было года три-четыре, делала что-то, что ей очень нравилось, и что у нее хорошо получалось, а я – ужасная мать – лишь радовалась вместе с ней, не отвешивая ни единого «Молодец!» и ни...

Новые материалы с главной страницы:

Как и с кем встречать Новый год, наверное, уже все определились. А вот с чего начать первый день нового года? Конечно же, с просмотра красивого фильма в обнимку с любимым человеком. В преддверии «длинных» выходных мы решили сделать подборку лучших эротических фильмов для...
Я твердо убеждена в том, что каждый из нас мог бы рисовать. И действительно мы все делаем это в детстве – до определенного момента, пока не появится печальное: «Я не умею». Откуда оно берется? Какие факторы негативно влияют на естественную способность выражать себя через...
Дети видят этот мир иначе: их будни ярче, контрастнее, полны открытий. Они внимательны ко всему и, наверное, поэтому их так радуют поцелуйчики, мимолетные знаки внимания от родителей, сюрпризы и, конечно же, подарки. Забавно смотреть, какую реакцию порой вызывает новая...
Что только ни делает женщина, чтобы понравится мужчине. Макияж, сексуальная одежда, курсы по стилю, ботокс, пластика… Некоторые идут на все, ради того, чтобы быть привлекательными. Однако многое бесполезно и незначительно в глазах сильного пола, так что можно теряться в...

Загрузка...
▲ Наверх