Неделю назад в психологической задачке мы спрашивали вас о ситуации, в которой ваш ребенок «не умеет рисовать». Намерено беру в кавычки эту фразу, потому что, на мой взгляд, не уметь рисовать невозможно. Возможно не соответствовать ожиданиям, а вот совсем не уметь – это фантастика.
Под «не умею рисовать» ребенок имеет в виду как раз несоответствие ожиданиям. Детское «не умею рисовать» можно смело перевести как «не соответствую своим (твоим, других взрослых) ожиданиям о рисовании». Ожидания могут быть самыми разными. Самое дилетантсткое, например - степень сходства с реальностью. Чаще всего дети говорят именно об этом. У них не получаются нарисовать то, что они видят.
Есть и более «роскошные» ожидания, они встречаются чаще у взрослых, конечно. Ведь можно закончить художественную школу и уметь прекрасно отображать сходство с реальностью, но не быть при этом ни Моне, ни даже Айвазовским.
Если же изменить ожидания или отказаться от них вовсе, то окажется, что рисовать умеет каждый из нас. Ну, кто сказал, что нарисованная утка обязательно должна быть похожа на настоящую?
На прошлой неделе мы рисовали с дочкой жаворонков. Я – взрослая, за почти 30 лет основательно напичканная стереотипами и ожиданиями – нарисовала жаворонка как положено. Таким, какой он должен быть. Вспоминала, посмотрела на картинку. Нарисовала.
Пятилетняя моя дочь тем временем, вооружившись карандашами, смело изобразила полет. С виду это была обычная каляка-маляка, изрисованный лист. Но на самом деле перед ней лежал полет жаворонка. Просто «включите» воображение, будьте детьми, и тогда ничего невозможного нет.
Когда мы учим детей рисовать, мы с самого детства дарим им те самые ожидания. Мы показываем, как нужно рисовать. Солнышко должно быть круглое, с лучами в разные стороны. Травка – зеленая, торчащая снизу. Деревья – коричневые, рисовать их нужно вот так. И т.д. Вполне естественно, что ребенок начинает полагать, что рисованию нужно учиться.
По моему мнению, рисовать может каждый, и процессу этому скорее нужно не учиться, а больше отпускать ожидания, стандарты, и просто творить, воображать, фантазировать.
В связи с этим, конечно, вряд ли стоит отвечать ребенку на фразу «Я не умею рисовать» предложением научить, показать, раскрасить. Точно не нужно пользоваться никакими схемками рисования. Сейчас в интернете очень много таких поэтапных примеров, обучающих рисовать разное. Да, получается похоже. Но творчества в этом процессе нет. Так ребенок обучается повторять, но не творить.
Что я делаю, когда моя дочь говорит, что не умеет рисовать? Например, сегодня утром она заявила, что не умеет рисовать груши. Я пожала плечами и ответила: «Они могут быть любыми». И Майя изобразила тарелку с шестью круглыми синими грушами. Я имела в виду: «Тебе не обязательно рисовать так, чтобы было похоже». Она меня верно услышала и отказалась от ожиданий.
Иногда в ответ на «я не умею это рисовать» я предлагаю поиграть на бумаге. Как с тем самым полетом жаворонка. Если вы не умеете рисовать лису, то можно нарисовать как она бежит, останавливается, идет медленно и снова бежит. А еще можно (и даже нужно) рисовать просто – не что-то конкретное, а, например, раскрашивать лист разными цветами, рисовать каляки-маляки. Играть с цветом, выводить самые разные линии, видеть, что можно управлять следом на бумаге и поворачивать его в разные стороны.
Еще я часто рисую сама. Просто сажусь и начинаю рисовать, и тогда дочке хочется рисовать вместе со мной. Я выдаю ей свой листочек и свою кисточку.
Ну, и, конечно, мне очень помогают художественные способы работы, рисовательные упражнения и творческие задания, с которыми я познакомилась на обучении детской психотерапии. Это те самые игры, в которые мы играем с детьми и взрослыми на занятиях.
Так что, отказывайтесь от ожиданий и начните (в прямом смысле) с чистого листа. Начните сами, ребенок подтянется.
Важно при этом не доходить до фанатизма. Не нужно доказывать ребенку, что он умеет рисовать, и что не уметь – невозможно. Сперва просто посочувствуйте ему. Он ведь действительно переживает для себя это как неумение, ему может быть при этом и обидно, и грустно. Скажите: «Да, тебе трудно это нарисовать», обнимите, дайте ребенку прожить его чувства. И только затем предложите художественную игру.
Откажитесь от ожиданий – и тогда у вас точно всё получится. Ведь без ожиданий нет и никаких критериев, чтобы оценить ваше творчество. Не оценивайте и творчество ребенка, просто играйте и фантазируйте.
Начните хотя бы с того же полета, это точно сможет любой.
Оставить комментарий