Ребенок и мультики - что делать?

Ни для кого не секрет, что мультики вредны. Ну, надеюсь, что не секрет. Смотрение на экран портит зрение, негативно сказывается на развитии психики и мозга ребенка. Не самым лучшим образом мультики влияют на эмоциональное состояние: после них дети часто взбалмошны, возбуждены, капризны. Есть исследования, подтверждающие ухудшения работы мышления и памяти у детей, которые проводят время у голубого экрана.

Много трудов написано на эту тему, но достаточно даже просто взглянуть на ребенка, поглощенного мультиком, чтобы понять – это не естественно, так быть не должно. Он находится в одном месте, его взгляд зафиксирован в одной точке, он не слышит ваших обращений – он словно загипнотизирован. Райнер Пацлаф, изучающий физиологическое воздействие голубого экрана на развитие детей, в своей книге «Застывший взгляд» сравнивает это состояние ребенка с легким трансом. И приводит много убедительных доводов отказаться от мультиков, или хотя бы сократить время их просмотра для своих детей.

В теории все прекрасно, но как быть на практике. Как оттащить своих детей от экранов, что делать, когда они требуют мультиков, «еще хотя бы один маленький» и т.д.

Как психолог и как мама, предлагаю вам несколько советов:

1)  Начните с себя

Банально, но правдиво. Признайтесь, мультики – отличный способ занять ребенка, когда он мешает.

Задумайтесь, не мешает ли он слишком часто? Если у вас есть желание почаще отправлять его к мультикам, чтобы побыть одной и «отдохнуть от ребенка», то, возможно, у вас сложный период, и стоит обратиться к психологу.

Чему он мешает? Это тоже важный вопрос. Может быть, часть тех дел, которые кажутся вам невыполнимыми с ребенком, стоит попробовать делать вместе? Уборка, готовка, другие бытовые дела – все это осуществимо с даже с малышами. Если же вы включаете мультики для того, чтобы, к примеру, в спокойствии поработать за компьютером, то подумайте о том, в какое другое время вы могли бы это сделать. Может быть, это будет время сна вашего ребенка или время, когда у вас гостят бабушки, способные увлечь его игрой.

Также важно подать достойный пример. Сложно ждать от ребенка отказа от мультиков, если сами вы проводите вечер у телевизора. 

2)  Пробуйте заменять

Если полностью избавиться от необходимости чем-то занять ребенка не выходит, пробуйте заменять мультики чем-то другим. Чем-то, во что ребенок может играть сам какое-то время. Дома это могут быть наборы лего, мозаики, творческие наборы. Игрушки, требующие множества движений руками, типа надевания колечек на палочки, забивания молотком и т.д. В дороге, в общественном месте это могут быть компактные и удобные магнитные доски с магнитами-формами, пластилин, матрешки, карандаши и блокнот.

Мне говорят обычно что-то типа «мой ребенок ни за что не будет в это играть!». Конечно, не будет, если ему это непривычно. Поиграйте сначала вместе. Покажите, как из пластилина можно лепить, катать его, разрывать, создавать человечков и колобков. Как можно построить дом из лего. Поиграйте вместе в матрешек, в мозаику, что-нибудь нарисуйте. Введите эти игры в вашу жизнь, прежде чем предлагать их на замену мультфильмам.

3)  Читайте сказки

Дети, начиная с третьего года жизни, живут в волшебном мире, мире фантазий. Им очень важно «построить» этот мир и «заселить» его. Для этого нужны волшебные истории, сказочные герои, необычные сюжеты. Если ребенок играет в лунтиков и в играх повторяет сюжеты и сцены из мультиков, если цитирует фразы мультгероев, значит, он строит свой волшебный мир при помощи мультиков.

Ломать волшебный мир нельзя, он очень нужен. Но можно подселять туда книжных сказочных героев, вводить книжные сказочные сюжеты, постепенно вытесняя ими сюжеты мультфильмов. Баба Яга, Кощей, Золушка, Гуси-Лебеди и прочие персонажи куда интереснее, глубже и полезнее лунтиков и фиксиков.

Больше и чаще читайте сказки. И лучше – волшебные.

4)  Играйте в мультики

Это способ, который лично меня выручал не раз. Равно как и предыдущий. Если в нашей с дочкой жизни вдруг становится слишком много Лунтика и цитат Маши, я возобновляю активное чтение волшебных сказок. А мультики, если без них никак, включаю по сказкам. Например, прочли сегодня сказку «Гуси-Лебеди», этот мультфильм и смотрим. Так чтение сказки в следующий раз будет еще более интересным.

А следующий шаг – проигрывание мультиков. «Давай посмотрим Гусей-Лебедей», - говорит мне моя дочь. А я ей: «А давай лучше в них поиграем!». И у нее загораются глаза. Мы строим из конструктора дом, подыскиваем куклу на роль сестрицы, фигурку на роль братца, Гусями-Лебедями служат 3 уточки из набора со шнуровкой, лесом –деревья из железной дороги, ступой Бабы Яги – банка из-под меда и т.д. Ребенок счастлив, играем и играем тысячу раз подряд, мультики забыты.

Предлагайте ребенку поиграть в его любимый мультик.

5)  Учите ребенка просто быть

Иногда мультики – это спасение для ребенка, который не знает, что ему делать, когда делать нечего. Если весь его день структурирован, расписан и занят, если вы всегда подыскиваете ему занятие, то он может просто не уметь справляться с ничего_не_деланием. Для него это как непонятная пустота, дыра. В которой становится тревожно и хочется сбежать.

Умеете ли вы сами ничего не делать? Просто скучать. Не включая даже телевизор. Если нет, у вас есть прекрасная возможность этому поучиться вместе с ребенком. Если уже умеете, приглашайте ребенка заниматься ничего_не_деланием вместе.

На самом деле, просто быть, ничего не делая – одно из самых сложных мероприятий. Как психолог могу сказать, что большинство клиентов не выдерживают, например, пауз и неструктурированности. Многим из нас важно все время что-то делать. Иначе очень тревожно: жизнь остановиться, что-то упущу, чего-то не успею, что-то пойдет не так. Это тоже может стать поводом обратиться к психологу. 

6)  Помогите ребенку развить фантазию

Дети, которые часто и долго смотрят мультфильмы, играют иначе, чем дети, в жизни которых мультиков нет. Очень часто первые дети просто не умеют себя занимать. Они сталкиваются с трудностями придумать интересную игру, не знают, что делать. Таким детям очень важно помочь развивать воображение и способность спонтанно играть.

Станьте сами ребенком в игре и творите, воображайте. Покажите ребенку, что по вашему желанию обычная салфетка может превратиться в слона, а, если пофантазировать, то тапок – это не тапок, а гараж для автомобиля (которым служит пульт телевизора). Покажите, как можно рисовать «неправильно», просто возя карандашом или кисточкой по бумаге, а потом угадывая, что получилось. Постройте вместе дом из любых предметов, которые найдутся на столе или на полу. Играйте необычно, не так, как вы играли раньше, «включите» фантазию, дайте ей место в вашей жизни. Дайте ребенку понять, что виды и варианты игры бесконечны, и ключ к этому – воображение, отказ от правильности, привычности и шаблонов.

7)  Помогите ребенку ощутить себя

Бывают такие дети, которые склонны к зависимостям. Они тяжело переносят расставания, не любят отпускать маму, сильно привязываются к друзьям, копируют их и очень любят смотреть мультфильмы.

Эти дети «залипают» на то, что вовне. Мультики, друзья, мама – это не они сами, это все внешний мир. Так происходит потому, что ребенок не очень умеет ориентироваться на самого себя. И тогда важно его возвращать к себе. Играть в игры, которые напомнят ему о том, что он существует, что он что-то чувствует и чего-то желает, и – самое главное – это отличается от чувств и желаний других.

Можно расспрашивать малыша, что он любит кушать, во что любит играть. Обращать внимание на разности: «смотри, мне холодно, а тебе – нет, мы разные», «ты любишь сливы, а я – нет, мы разные». Можно рисовать на одном листе бумаге, поделив его пополам: «смотри, у нас разные рисунки, я рисую это, а ты – это».

Это долгая и кропотливая работа, но если набраться терпения, то вам воздастся. Когда ребенок начнет яснее ощущать себя, появится больше игр, станет меньше мультфильмов. 

Отказ от мультиков – непростое решение и непростая задача. Но помните, что вы не одни: миллионы мам и пап по всему миру прямо сейчас пытаются оттащить детей от экранов. Вспомнилось почему-то: «Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота!». Пожелаем друг другу в этом процессе удачи:)   


Оставить комментарий

Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь!
63pokupki
��������������

Читайте на эту тему:

Довольно странно, по-моему, ждать от ребенка тяги к творчеству, когда в семье оно вообще не особо принято. Это как приучать детей к чтению: если родители не читают, если в семье такой традиции нет, если увидеть маму или папу с книгой можно не так уж часто, то, скорее всего,...
Существует много разных мнений о том, с какого возраста стоит начинать приобщать ребенка к прекрасному. На мой взгляд, вопрос вообще довольно странен, потому что искусству, как и любви, покорны любые возрасты, а соответственно и новорожденному младенцу можно включить...
В прошлый раз я писала о том, что в творческий процесс ребенка не стоит вмешиваться , поскольку развитие в этой сфере (так же, как и в какой-либо другой) происходит само – подобно дереву, ребенок растет не потому, что мы тянем его за макушку, а благодаря естественным силам...
     Важная и непростая задача родителя, который ухватился за цель развить творческость своего ребенка – не вмешиваться в процесс. Как в конкретный (игра на ксилофоне, танец, рисование, лепка и т.д.), так и вообще (воспитание и выработка художественных навыков и умений)....

Новые материалы с главной страницы:

Довольно странно, по-моему, ждать от ребенка тяги к творчеству, когда в семье оно вообще не особо принято. Это как приучать детей к чтению: если родители не читают, если в семье такой традиции нет, если увидеть маму или папу с книгой можно не так уж часто, то, скорее всего,...
Мы уже писали о клубе «Life balans» и не раз, ведь темы, которые поднимаются для обсуждения на его мастер-классах, актуальны для всех женщин. За прошедший год его основательница Мария Карташева собрала вокруг себя и других интересных психологов, сексологов и не только. А в...
20 и 21 октября приглашаем всех беременных Самары на тренинг «До и после рождения», который будет проходить в центре «Фомальгаут», по адресу: ул. Чапаевская,...
Совсем скоро осенние школьные каникулы. Самая пора задуматься, чем занять ребенка на это время, чтоб совместить полезное с приятным. Мы уже как-то писали про детские лингвистические лагеря, среди которых отмечали лагерь Fox-club. Находился он, правда, далеко – в Волжском...

Загрузка...
▲ Наверх