Все без исключения родители хотят, чтобы его ребенок был самым умным, самым красивым, самым лучшим. И в связи с этим стремятся помочь ему узнавать что-то новое, развиваться, совершенствоваться.
Способности человека поистине огромны, и большинство из них формируется в раннем детстве, именно поэтому сейчас наблюдается модная тенденция раннего обучения чтению.
Одни педагоги и психологи считают, что дети в возрасте 3-4 лет намного легче усваивают информацию, чем 7-ми летние, другие же, напротив, не поддерживают старания родителей как можно быстрее начать обучение своих чад, считают это преждевременным и нарушающим естественное развитие ребенка.
Существует множество методик раннего обучения чтению, подходы абсолютно разные, но суть одна: как можно раньше вложить в ребенка максимум информации и научить читать.
Предлагаю рассмотреть самые популярные из них:
Методика Глена
Домана.
Самая «ранняя». В комплект входят карточки с написанными красным цветом
словами, их рекомендуется показывать ребенку с 6ти месяцев, начиная с пяти
карточек и постепенно увеличивая количество. Когда ребенок освоит приличный
набор слов - рекомендуется переходить к словосочетаниям, предложениям и даже
целым книгам
Основной тезис этой методики: Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности. Мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.
Методика Глена Домана обещает, что ребенок сможет читать целыми словами, без заучивания букв и слогов. Малыш научится читать со скоростью взрослого, причём даже раньше, чем скажет своё первое слово.
Минусы:
Слишком много инструкций, которых нужно неукоснительно придерживаться. Обучение необходимо начинать с самого раннего возраста, и быть последовательными, многие мамы отмечают, что начиная учить ребенка читать в возрасте 3х лет по методике Домана, результатов добиться практически нереально, так как ребенку на карточки смотреть уже не интересно. Малышу не предоставляется возможности активно участвовать в обучении, он просто смотрит и запоминает. И наконец, карточки для занятий нужно готовить самостоятельно, а у многих родителей просто нет на это времени.
Методика Монтессори
Обучение по системе Монтессори проходит в игровой форме, что, несомненно, нравится детям. И малыш всему – и чтению, и письму, и бытовым навыкам – учится играя.
Вообще, основа способа Марии Монтессори - тактильнось, это касается и чтения. На ощупь дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, шероховатых буковок, доставляет малышам удовольствие и привлекает внимание. Перед тем как учить буквы, ребята обводят различные рамочки, заштриховывают рисунки, это развивает пространственное мышление, вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев, руки готовятся к письму. Наряду с письмом идет и чтение. Когда дети узнают несколько гласных и согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита. Ребенок, составляющий самостоятельно слова, уже начинает читать. От слов дети переходят к фразам и от рукописного шрифта – к печатному.
Минусы:
Методика Монтессори далека от совершенства, а в некоторых аспектах немного странная. Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. С тех пор методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи, к примеру, ролевых игр, которые так любят детки там просто нет, фантазировать ребенка не учат.
Методика Зайцева
Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склады, в отличие от слогов, — это части слов, наиболее приближенные к живой артикуляции: "ба-бу-ш-ка" вместо "ба-буш-ка".
В занятиях используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Имеется белый кубик со знаками препинания. Буквы на кубиках написаны разным цветом: гласные – голубым, согласные – синим, твердый и мягкий знак - зеленым. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации наполнителя и т.п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать определенные задачи по обучению чтению. Одновременно с кубиками при обучении используются специальные таблицы складов.
Процесс обучения по методике Зайцева рекомендуют проводить в игровой форме. Детей нужно не столько учить письму и чтению, сколько играть с ними в интересную игру, а полезный результат придет в процессе. Упражнения с кубиками Зайцева рассчитаны на детей трехлетнего возраста, однако даже самым маленьким можно предложить эти кубики как погремушки с разным звучанием.
Минусы:
Заготовки для кубиков Зайцева, таблицы и книги с играми и методическими рекомендациями обойдутся недешево. Даже если делать кубики самостоятельно, это отнимет деньги за печать и ламинирование, да и время тоже. Кубики Зайцева конечно продаются в виде заготовок, но они картонные, а это значит недолговечные, особенно для маленьких исследователей, уж они то обязательно проверят, что там звенит внутри кубика, а вам придется покупать новый комплект.
Методика «Складушки» Вячеслава Воскобовича
Это своего рода игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой системе. В набор входит 21 карточка, на них склады представлены в виде вертикальных столбиков, расположенных с правой и левой стороны каждой карточки. Два столбика образуют домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения.
Пропевая складовые песенки, родители сначала показывают ребенку склад сами, а потом указывают на него его пальчиком.
Обучая малыша чтению этим методом, нужно добиться, чтобы ребенок хорошо знал складовые песенки, они - своеобразный инструмент, с помощью которого он овладевает чтением. Ребенка можно приучить к определенному расположению складов песенками, рисунками, стихами, играми. Тогда, в случае необходимости, он сам будет находить нужный склад.
Минусы:
На мой взгляд, за отсутствием музыкального слуха у ребенка и родителя, методика может быть не эффективной.
Вальдорфская система
Совсем не ранняя система, но тоже достаточно интересная. Согласно Вальдорфской методике обучать детей чтению и письму можно не ранее того, как молочные зубы ребенка сменятся на коренные. До этого периода избегают любой маломальской нагрузки на память и логическое мышление. Устный подход используется на протяжении всего обучения. Особенно усилена устная традиция в детском саду и в первом классе. Чтению уделяется меньше внимания часто даже и во втором классе. В Вальдорфской школе дети учатся чтению, освоив письмо. То есть сначала они неосознанно копируют буквы, а потом пытаются прочитать написанное. Большинство детей овладевает чтением в третьем классе, хотя уже во втором многие дети успешно справляются с чтением.
Минусы:
Недостатками Вальдорфской педагогики я бы назвала некоторую отрешенность от мира сего. Эзотерические представления о мире навязываются детям, с детского сада они слышат от воспитательниц рассказы об ангелах, феях, ведьмах и прочем.
Преподаватели много времени уделяют играм, и совсем мало обучению, идеализируют окружающий мир и представляют его волшебным и сказочным. Оценки, кстати, в таких школах тоже не ставят, а некоторым деткам необходимо указывать на их недочеты, а так же подчеркивать их достоинства, что и можно сделать посредством оценок.
Кубики Чаплыгина "Читаю легко"
Секрет методики - в особых кубиках, называемых динамическими. Это два деревянных кубика, соединённых между собой специальными платформами - малышу очень легко их крутить и вертеть. Просто вращая кубики, ребёнок сам получает всё новые склады, а значит, и новые слова. Буквы не в случайном порядке находятся на сторонах кубиков - это результат тщательного подбора сочетаний. Из двух динамических кубиков можно составить 20 слов, а из трёх - уже целых 500.
Минусы:
В школе у ребенка могут возникнуть трудности, связанные с разными подходами к чтению, ведь там его будут обучать к чтению по буквам. Этот минус, кстати, относится и к остальным системам обучения.
Методик раннего обучения чтению существует великое множество, мы рассмотрели только самые популярные. В описании можно увидеть ряд преимуществ того или иного способа, однако, не стоит забывать о недостатках, они есть в любой системе, хотя для кого то наоборот выступят достоинствами.
Какую бы методику обучения чтению вы ни выбрали, помните, что гораздо более важную роль в начале занятий играет мамин энтузиазм и позитивный настрой во время уроков. Только обучение, которое приносит радость, будет полезно и эффективно для малыша.
Автор Анна Белякова
Мне кажется раньше так родители не заморачивались..Вот меня никто не учил читать...Пошла в первый класс и там научили. А до этого росла, никто меня не напрягал...Вот только сейчас если ребенок не умеет читать в пять лет, то он не развитый. Из-за этого складываются своеобразные стереотипы и даже сказать честно соперничество среди мам ( чей ребенок умнее и способнее). Мое мнение на этом не стоит зацикливаться...А если Ваш ребенок Нормальный, то и читать он научится и писать...пусть чуть позже остальных.
Комментарий удален. Восстановить